Урок русского языка "Снова о мягком знаке"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Шишаева Татьяна Вячеславовна

Урок расчитан для учащихся 3 класса. На данном уроке рассматривается правило правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ: СНОВА О Ь

(по учебнику М.С.Соловейчик)

Подготовила:

Шишаева Т.В.

Саратов 2010

Цель: рассмотреть правило правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих.

Задачи: научить применять правило правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих;

развивать способность формулировать правило, способность работать в парах, развивать речь, мышление;

воспитывать трудолюбие, уважение к своему труду и труду др.человека.

Ход урока

I.        Организационный момент.

-        Здравствуйте, ребята. Все готовы к работе? Тогда приступаем. Секрет какой
буквы мы сегодня узнаем?

Белка хвостик изогнула, У пенёчка отдохнула. Распушила хвост, да так -Стал похож на ...

(Мягкий знак.)

II.        Орфографическая минутка.

  • Запишем в своих тетрадях число, месяц и классная работа.
  • А теперь уделим немного времени для чистописания.

Осень,  больница,  кольцо, пальто,  стрельба, заинька,  козлёнок, грач, ночь, тюльпан.

-        Что общего во всех словах? (Существительные.)

-        На какие III группы разделили бы слова? (Мужской род, женский род,
средний род.)

-        Разделите на II группы. (Есть ь и нет ь.)

III.        Изучение нового материала.

-        Прежде чем познакомиться еще с одним секретом мягкого знака, вспомним о
его известных работах.

Выполнение упр. 504.

  • Давайте вернемся к орфографической минутке и сравним слова: грач я ночь.
  • Проведите анализ слов как частей речи.
  • Найдите признак, которым отличаются слова.
  • А теперь в упр. 503 найдите, что объединяет слова каждого столбика и что их
    отличает друг от друга.
    (Род.)
  • Какое обобщение помогли вам сделать эти слова? Верно ли оно?
  • Сравните его с сообщением авторов учебника на с. 64.

Вывод: В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что выбираем, писать или не писать ъ.

- Достроим схему этого секрета мягкого знака в упр. 505 и объясним ее словами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Лучшие качели -

Гибкие лианы

(Учащиеся пружинят ногами в коленях.)

Это с колыбели

Знают обезьяны.

(Дети выполняют наклоны в разные стороны.)

Кто весь век качается,

Да-да-да!

(Дети хлопают в ладоши.)

Тот не огорчается

Ни-ког-да!

(Дети выполняют произвольные прыжки.)

IV. Закрепление изученного материала.

1.        «Четвертое  лишнее». Работа у доски и в тетрадях с объяснением по
одному человеку от ряда.

плащ, плющ, помощь, лещ мышь, тишь, ерш, тушь луч, дочь, мяч, грач

2.        Образуйте от данных слов имена существительные с ь после шипящих на
конце. Работа у доски с объяснением.

-вещица -брошка -ночной -ржаной -калачи —

3.        Работа в парах.

- Соедините начало и конец пословиц. Запишите эти пословицы, не допуская ошибок. Мы потом проверим.

Луна и ноч.. И год хорош, День и ноч.. Хорошую реч.. Лучше горькая правда,


чем сладкая лож., сутки проч.. хорошо и слушат.. что мат.. и доч.. когда уродилась рож..

Упражнение на скорость. По одному предложению с объяснением.

4. Самостоятельная работа.

-   Найдите   и   запишите   слова   с   шипящими   буквами   на   конце   имен существительных (слова записаны на доске) I вариант- записывает слова без ъ.

II вариант- записывает слова с ь.

Шалаш.., багаж.., тиш.., ерш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш... реч.., душ..

(Взаимопроверка.)

V. Итог урока.

  • О каком секрете мягкого знака вы узнали?
  • Как применять этот секрет при письме?

Ш Домашнее задание: упр. 509.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака в конце слова"

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова для 2 класса  в свете ФГОС....

Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак" во 2-м классе.

Цель работы: Способствовать ознакомлению с правилом употребления мягкого знака, формированию умения соотносить произношение слова и его написание;Новизна работы. Использование на уроках сингапур...

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа...

Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак"

Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса по УМК "Школа России".Начиная с минутки чистописания ребята вместе с учителем повторяют уже имеющиеся знания о разделительном мягком знаке.Работу ...