Слова с непроверяемыми написаниями. «Жаворонок» (По Н.Сладкову)
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) по теме

Домбровская Ирина Кондратьевна

Урок русской грамоты в 1 классе по теме "Слова с непроверяемыми написаниями. «Жаворонок» (По Н.Сладкову)" Цель данного урока: формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать.Задачи урока:  учить работать со словарём; обогащать и активизировать словарный запас детей; воспитывать любовь к родному краю, природе средствами литературы и музыки.Тип урока: урок усвоения новых знаний. На уроке применяются методы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение. Для проведения урока необходимы мультимедийный проектор, интерактивная доска, тематический словарик «Животные», картинки-раскраски. К уроку подготовлена мультимедийная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русской грамоты в 1 классе

Урок подготовила учитель начальных классов высшей категории Домбровская Ирина Кондратьевна

Тема: Слова с непроверяемыми написаниями. «Жаворонок» (По Н.Сладкову)

Цель: формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать.

Задачи:

  • учить работать со словарём;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • воспитывать любовь к родному краю, природе средствами литературы и музыки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.

Оборудование: мультимедийной проектор, интерактивная доска, тематический словарик «Животные», картинки-раскраски.

Ход урока:

1. Вводно-мотивационный этап

- На уроке самопознания мы с вами посмотрели мультфильм «Паровозик из Ромашкова». Вспомните, что случилось бы, если бы пассажиры паровозика не увидели первые весенние цветы и не увидели рассвет?

(Ответы детей)

-Желаю вам быть очень внимательными, все замечать, никогда никуда не опаздывать, и чтобы ваш путь в страну знаний был добрым.

-Послушайте песенку. Я надеюсь, что она поможет вам сегодня хорошо поработать.

(Звучит песня)

-Отгадайте загадку:

Я раскрываю почки,        

В зелёные листочки

Деревья одеваю,                

Посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня....(Весна)

-Весной на деревьях появляются листочки. Чтобы на нашем дереве появились листочки, нам надо вставить пропущенные буквы в слова.

(Слова на доске: дерево, лесок, листок, река, поляна, дожди, облака, небеса)

-Что поможет вам справиться с этим заданием?

-Читают хором:

Будь внимательным, мой друг:                

В словах есть безударный звук!        

Слуху ты не доверяй,

Удареньем проверяй!

(Выполняют задание)

-А что нам делать, если гласный не проверяется ударением?

(Ответы детей)

-Правильно. Сегодня мы будем работать с такими словами. Мы их называем «словарные слова».

2. Операционно-познавательный этап

-Откройте учебник на странице 145. Какой рассказ мы сегодня будем читать?

(Ответы детей)

-Слово «жаворонок» из словаря и его написание нужно запомнить.

(Слово на доске)

-Прежде, чем мы начнем читать текст, я вам расскажу об этой птичке.

Жаворонки семейство птиц отряда воробьиных. Длина тела от 12 до 25 см. Окраска тела землистая, зоба и груди — часто пятнистая. Существует около 70 видов жаворонков; распространены они в Африке, Азии и Европе. Жаворонки - обитатели открытых пространств: полей, степей, пустынь, горных лугов, реже лесных полян. Гнёзда на земле. Пища — семена и насекомые. Жаворонки, обитающие на севере, на зиму отлетают на юг.

С жаворонком связано много примет и традиций у разных народов.

Медленно опускающийся жаворонок - примета к хорошей погоде. Жаворонки, поющие высоко в небе, - примета к хорошей погоде. Жаворонок прилетел — к теплу.

Пикирующий жаворонок - к ненастью.

Повредить гнездо жаворонка - к несчастью.

По всей Европе маленьких жаворонков вместе с некоторыми другими птицами отлавливали и сажали в клетки. Ныне отлов жаворонков запрещен законом.

Когда-то считалось также, что тот, кто съест воскресным утром перед тем, как зазвонят церковные колокола, три яйца жаворонка, обретет чудесный голос.

Шотландцы утверждают, что человек может разобрать слова в песне жаворонка, если ляжет на спину и будет слушать, не издавая ни звука. Не знаю, разберете вы что-нибудь или нет, но, безусловно, жарким летним днем приятно полежать на травке.

В русской традиции жаворонок считается птицей, приносящей вести о весне. В народном календаре им посвящен особый день — 22 марта. В этот день птицы начинают возвращаться из теплых краев, и первыми прилетают жаворонки.

"Еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут "жаворонков" (в большинстве случаев, с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздают детям. Кроме того, утром же одна из женщин делает на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое кладет по яичку из теста (это делается отчасти для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, отчасти же - с целью потешить ребят). Когда жаворонки поспеют, дети берут их и громадной гурьбой, с криками и звонким детским смехом, несут куда-нибудь в сарай или под ригу - закликать жаворонков. Там они сажают своих птиц, всех вместе, на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинают, что есть мочи кричать:

"Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!"

Эта песня поется несколько раз.

Затем ребятишки разбирают своих жаворонков и с тою же песнею бегут по деревне. Так продолжается до самого обеда: деревня полна детских песен, детского крика, детского смеха. Набегавшись вволю, ребятишки опять собираются в одно место и начинают есть своих ржаных птиц. Едят обыкновенно всю птицу за исключением головы, которую малыши берегут каждый для своей матери. Кончается празднество тем, что ребятишки целуются между собой, поздравляют друг друга с весенним праздником и разбегаются по домам. А дома каждый мальчик отдает головку жаворонка матери, со словами: "На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова,- так чтобы и лен головастый был".

Народ сложил пословицы и поговорки:

Спать ложись с ягненком, а вставай с жаворонком.

Весела, как вешний жавороночек.

- А мы с вами на уроке труда научимся делать жаворонков из бумаги в технике оригами.

Чтение текста (учитель)

Физминутка:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

Чтение рассказа по частям (читают дети).

- В этом рассказе речь идет о полевом жаворонке. Послушайте его песенку.

(Песня жаворонка полевого)

- Сравните её с песней лесного жаворонка.

(Песня жаворонка лесного)

- Скажите, а кто написал рассказ о жаворонке? О чем еще рассказывал нам Николай Сладков?

(Ответы детей)

- Вы можете прочитать рассказ о лесном жаворонке в книге Николая Сладкова «Азбука леса»

- Давайте вернемся к тексту и найдем в нём словарные слова.

Повторное чтение текста.

На доску вывешиваются слова: барсук, медведь.

- Какое из этих слов «лишнее» и почему?

Жаворонок - птица, а барсук и медведь - млекопитающие.

- У вас на партах лежат словарики, в которых собраны слова на тему «Животные».

- Найдите слова - названия птиц.

- С одними словами мы уже знакомы, с другими - предстоит познакомиться. Слов с непроверяемыми написаниями очень много, запомнить их сразу трудно, поэтому чаще обращайтесь к словарями. Я знаю, что у каждого из вас дома есть хотя бы один словарь, а в дальнейшем их станет больше.

- Дома постарайтесь найти в своих словарях слово «Жаворонок» и запомнить его значение, а на следующем уроке поделитесь своими знаниями с ребятами.

3. Рефлексия:

- Много нового вы узнали сегодня?

- Что расскажете своим родным дома?

- А чтобы вам легче было рассказывать о жаворонке, я дарю вам раскраску.                  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Слова с непроверяемым написанием

В презентации собраны соварные слова , изучаемые в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"....

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...

Мнемотехнические приемы запоминания слов с непроверяемыми написаниями

Яркое представление слов с непроверяемыми написаниями....

О системном подходе к изучению слов с непроверяемыми написаниями.

В работе даются рекомендации по работе со словарными словами в начальных классах. Представлен конструктор словарной работы. Описаны поэтапно виды работ с непроверяемыми написаниями. ...

Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями

Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью...

Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе (словарные слова)

Опыт работы над изучением слов  с непроверяемыми написаниями в начальной школе(словарные слова). Материал может быть использован учителями начальной школы в работе на уроках русского языка....