Задания по русскому языку для комплексной работы 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Копейкина Алла Владимировна

Данные задания по русскому языку разработаны для комплексной работы. Задания базового и повышенного уровня разработаны на основе текста "Легенда о Чёрном море". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания по русскому языку к комплексной работе в 4 классе

Содержательная линия «Система языка»

 Раздел «Фонетика и графика»

Базовый уровень. Умение характеризовать звуковой и буквенный состав слова.

Задание. Обведи номер верного утверждения о слове  оружие.

 1) В этом слове все согласные мягкие.

2)В этом слове три слога.

3)В этом слове нет глухих согласных.

4)В этом слове букв столько же, сколько звуков.

Образец правильного ответа: 3) В этом слове нет глухих согласных.

Критерий достижения планируемого результата:  выбран верный ответ.

Повышенный уровень. Умение характеризовать звуковой, буквенный и слоговой состав слова, работать с таблицей.

Задание. Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.

      Слова:  нельзя, гнев, земля, его, мир, жаль, братья, жизнь.

Количество слогов

В слове количество букв и звуков совпадает

В слове количество букв и звуков не совпадает

В слове один слог

В слове два слога

нельзя

Образец правильного ответа: 

Количество слогов

В слове количество букв и звуков совпадает

В слове количество букв и звуков не совпадает

В слове один слог

гнев, мир

жизнь, жаль

В слове два слога

земля, братья

нельзя, его

Критерий достижения планируемого результата:2б – все 8 слов записаны в нужном месте, 1б- записаны 6-7 слов, 0б- записано верно менее 6 слов.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Базовый уровень. Умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Задание. Какое из слов является формой слова стрела? Обведи номер
ответа.

1) стрелок;    2) стрелой;        3) стрелять;        4) пристрелка.

Образец правильного ответа: 2) стрелой

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Повышенный уровень. Умение самостоятельно определять способ действия при группировке слов в соответствии с их морфемным составом.

Задание. Объедини в группы данные словá, которые имеют одинаковый состав слóва.

Запиши каждую группу на отдельной строчке.

Слова: солнце, честный, закипит, золотая, морской, рассказы, горы, выбросит, сильный .

Образец правильного ответа: 

 солнце, золотая, горы

 честный, морской, сильный

закипит, рассказы, выбросит

Критерий достижения планируемого результата:2б – все слова верно распределены в группы, 1б – при группировке допущены 1-2 ошибки, 0б – допущено более двух ошибок.

Раздел «Морфология»

Базовый уровень. Умение находить в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Задание. Прочитай 4 абзац. Из данного абзаца запиши в каждый столбик таблицы по 2 примера каждой из указанных частей речи.

Имена

существительные

Имена

прилагательные

Глаголы

1.

1.

1.

2.

2.

2.

Образец правильного ответа: записаны данные или другие слова.

Имена

существительные

Имена

прилагательные

Глаголы

1.шар

1.голубое

1.подпирали

2.море

2.прозрачное

2.отражался

Критерий достижения планируемого результата: все слова записаны верно.

Повышенный уровень. Умение находить  имя  существительное  с  заданными  грамматическими признаками

Задание. В данном предложении найди имя существительное мужского рода, 2-го склонения, в форме творительного падежа.

Богатырь был человеком благоразумным, справедливым и огненную стрелу без надобности в руки не брал.

Образец правильного ответа: человеком.

Критерий достижения планируемого результата: 2б – записано верное слово.

Раздел «Синтаксис»

Базовый уровень. Умение находить вопросительные предложения в тексте.

Задание. Определи, сколько вопросительных предложений в тексте. Обведи номер
ответа.

  1. нисколько                       2)  три                              3)     одно                          4)два

Образец правильного ответа: 4) два

Критерий достижения планируемого результата: дан верный ответ.

Повышенный уровень.

Умение устанавливать  при  помощи  смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении, различать основу предложения и словосочетания.

Задание. Ира должна была выписать из предложения словосочетания. Проверь, нет ли в ее работе ошибок, если есть, запиши, в чем заключается ошибка.

Предложение: В тихих водах моря отражался красный шар солнца.

Выписанные словосочетания:

шар (какой?) красный —

отражался (где?) в водах —

в водах (чего?) моря —

шар (что делал?) отражался —

шар (что?) солнца —

в водах (каких?) тихих —  

Образец правильного ответа: отмечено

шар (что делал?) отражался — подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются;

шар (что?) солнца — шар (чего?) солнца

Критерий достижения планируемого результата: задание выполнено правильно и в полном объеме: найдены две ошибки и указано, в чем они заключаются, во втором случае ошибка исправлена.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Базовый уровень. Умение списывать текст и находить слова с определенной орфограммой.

Задание.1.Спиши второй абзац. Проверь.

Образец правильного ответа: при списывании не допущено ошибок.

Задание.2.Найди во втором абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице, заполни таблицу. Орфограмму подчеркни.

Название орфограммы

Пример слова с данной орфограммой

  • разделительный ь

  • проверяемые безударные гласные в корне слова

  • парные согласные

  • непроизносимый согласный в корне

Образец правильного ответа: 

Название орфограммы

Пример слова с данной орфограммой

  • разделительный ь

братья , с жизнью

  • проверяемые безударные гласные в корне слова

война, стрелу, молоды, не удержаться

  • парные согласные

лет

  • непроизносимый согласный в корне

честные

Критерий достижения планируемого результата: записаны верные слова.

Повышенный уровень.

Задание. Рассмотри таблицу. В каждом из столбиков приведены слова с орфограммой в корне. Напиши название каждого столбика. Дополни таблицу: запиши по одному своему примеру в каждый столбик.

далеко

честный

приказ

золотая

почувствовали

берег

Образец правильного ответа:

Слова  с  орфограммой

«Проверяемые   безударные гласные в корне слова»

Слова  с  орфограммой

«Непроизносимые   согласные в корне слова»

Слова   с   орфограммой

«Проверяемые  парные  по

звонкости глухости  согласные»

далеко

честный

приказ

золотая

почувствовали

берег

гора*

солнце*

старик*

* Примеры, приведенные учащимися, могут отличаться от указанных в таблице, засчитываются любые правильные ответы.

Критерий  достижения  планируемого  результата:  правильно  записаны  названия всех столбиков, из трех необходимых примеров приведено не менее двух.

Содержательная линия «Развитие речи»

Базовый уровень. Умение озаглавливать текст.

Задание. Озаглавь данный текст по-своему. Запиши новый заголовок.

Образец правильного ответа: в заглавии в любой форме должно найти отражение основное содержания текста.

планируемого результата: заглавие соотносится с основным содержанием текста.

Повышенный уровень. Умение составлять небольшой текст на заданную тему.

Задание. Представь, что такая стрела попала в твои руки. Напиши(4-5 предложений), как бы ты использовал чудодейственную силу стрелы в мирных целях.

Критерий достижения планируемого результата: составлен связный текст из 4-5 предложений.

Легенда о Чёрном море.

       Рассказывает эта легенда о том, что жил на земле сказочный богатырь, силы неслыханной, смелости невиданной. Имел он оружие удивительное – сказочную стрелу. Обладала она чудесным свойством. Там, где она проносилась, вспыхивал воздух, закипала вода, плавилась земля, гибло все живое.http://www.proza.ru/pics/2010/07/07/1331.jpg Страшное это было оружие! К счастью, находилось оно в надежных руках. Богатырь был человеком благоразумным, справедливым и огненную стрелу без надобности в руки не брал. На другие страны он не покушался, а на его отечество враги не нападали – боялись.

        Много лет жил на земле богатырь, но вот пришло время расстаться ему с жизнью. Задумался богатырь: кому передать стрелу? Сыновьям-наследникам? Нельзя. Хотя они воины честные и смелые, но молоды и больно уж горячи. Не удержаться им от соблазна испробовать силу оружия – и вспыхнет тогда братоубийственная война.

        И решил богатырь спрятать волшебную стрелу, да так, чтобы ее никто не смог отыскать на протяжении тысячелетий. И лишь тогда, когда люди, наконец, устанут воевать, когда научатся беречь и ценить мир, - тогда они найдут стрелу, чтобы использовать ее чудодейственную силу в мирном труде.

 Позвал богатырь своих сыновей и говорит им:

- Дети мои, недолго осталось жить мне на свете. Слушайте же мое последнее повеление: возьмите золотую стрелу, о страшной силе которой вы слыхали, и бросьте ее посредине Черного моря, самого глубокого моря в мире.

Картинка 58 из 96000        Долго ли шли они, коротко ли, только вот впереди показались синие горы. Своими высокими вершинами они подпирали голубое, прозрачное, будто из хрусталя, небо. Взобрались братья на синие горы, и взору их открылась величественная картина: далеко-далеко внизу простиралось огромное  безбрежное море. Окутанное утренней розоватой дымкой, оно еще спало. В его тихих водах отражался красный шар поднимающегося солнца. Это было Черное море. 

        И вдруг братья почувствовали, что жаль им расставаться с драгоценной стрелой, и честолюбивые мечты овладели ими. Договорились братья, что спрячут они стрелу в горах, а отцу, если тот к их возвращению не умрет, скажут, что исполнили его волю.

 Каково же было их удивление, когда возвратившись домой, они узнали, что отец каким-то образом раскрыл их замысел. С негодованием набросился старик на своих сыновей, обвиняя их в родительском непослушании.

- Не будет вам моего благословения, - сказал он, - пока чудодейственная стрела не ляжет на дно Черного моря.

http://img-2007-08.photosight.ru/14/2247489.jpg        Тогда сыновья, убедившись в том, что невозможно сохранить у себя волшебное оружие, снова отправились к берегам далекого моря и исполнили приказание отца. Опустилась золотая стрела в бездну морскую. Потемнело от гнева море, закипело, заволновались его тихие воды. И с тех пор не может успокоиться Черное море. Нет-нет, да и снова забурлит оно, заклокочет, подымет громадные волны, тщетно пытаясь выбросить из недр своих смертоносное оружие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка олипиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов

Данная публикация представляет собой авторскую разработку олимпиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов....

Карточки с индивидуальными заданиями по русскому языку для учащихся начальных классов.

Наверное, в каждом классе есть учащиеся, которые часто теряются, выходя отвечать к доске. Независимо от причин такого детского поведения, наша задача помочь ребёнку, создать ему комфортные или приближ...

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для 3-4 классов.

данные задания помогут учителю подготовить детей к олимпиаде по русскому языку...

Проверочная работа. Тестовые задания по русскому языку и математике. 2 класс.

Тестовые задания по русскому языку и математике для учащихся 2 класса....

Разноуровневые задания по русскому языку для дифференцированной работы

Задания даются детям в соответствии с усвоением программного материала, ликвидируют пробелы в знаниях....

КОСы по предметам ( русский язык, математика, комплексная работа).

Данные КОСы разработаны в помощь учителю для проведения входных контрольных работ, за полугодие и  промежуточной аттестации учащихся 2 классов....