Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме

Переседова  Екатерина Ивановна

Работа включает упражнения с фразеологизмами, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе

   Автор: Переседова  Екатерина Ивановна

г.Саратов,  МОУ «СОШ №66»

     Фразеология (Phrasis - выражение + logos – учение) – наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер. Так называют и всю совокупность сложных по составу устойчивых словосочетаний - фразеологизмов.  

 Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.

  1. Объясните смысл  выражений:

1). Перебивался с хлеба на квас.

2). Жил на чужих  хлебах.

3). Без хлеба не проживёшь. Хлеб – всему голова.

4). У кого хлеб родиться,  тот всегда  веселится.

Ключ к выполнению задания:

 1). Перебивался с хлеба на квас – жил  бедно.

2). Жил на чужих  хлебах – жил за  чужой  счет.

3). Без хлеба не проживёшь. Хлеб – всему голова – важный продукт  в  питании  человека.  

4). У кого хлеб родиться,  тот всегда  веселится  -  достаток  в доме.

  1. Подберите фразеологические сочетания к  следующим  толкованиям:

 

А). Овладеть собой,  успокоиться.

Б). Очень тесно.

В). Усиленно  думать  над трудным   вопросом.

Г). Хорошо   помнить.

Ключ к выполнению задания:

А). Взять  себя  в руки.

Б). Яблоку  негде  упасть.

В). Ломать голову.

Г). Зарубить  на носу.

  1. Определите значение  фразеологизмов:  китайская  грамота,  филькина  грамота.

   Я  во  всю   жизнь мою никогда не писал  рецензий. Для меня  это  китайская  грамота.  (А.П. Чехов)

Народ  восстал. Нет  у него  больше  сил  терпеть.  Не хочет. Царский манифест,  о  котором  ты говоришь,  оказался  филькиной грамотой.  (А. Степанов)

 Ключ к выполнению задания:

Китайская  грамота  -  нечто  недоступное пониманию.

Филькина грамота  -  недействительный, неправильно и  безграмотно составленный  документ.

      4 . Антонимы и синонимы среди фразеологизмов (работа в группах):

      - Прочитайте фразеологизмы на карточках. Подберите к фразеологизму первого столбика:

  • 1 группа – близкие по смыслу фразеологизмы 
  • 2 группа – противоположные по смыслу фразеологизмы 

Золотые  руки                                с глазу на глаз

Капля в море                                  смотреть сквозь пальцы

Один в поле не воин                        мастер на все руки

Закрывать глаза                              кот наплакал

Брать себя в руки                            воспрять духом

Засучив рукава                                рукой подать

За тридевять земель                       спустя рукава

Повесить голову                             выходить из себя

     5.  Упражнение в словоупотреблении фразеологизмов. Формирование образной речи.

     - Прочитайте и объясните фразеологические обороты, приведённые в справке.
    - Прочитайте текст. Замените выделенные слова фразеологизмами
 (УСТНО)

    После школьных уроков мы устали. На занятии у логопеда мы сосредоточились. Работали, не           отвлекаясь. Показали, что в нас развито чувство товарищества. 

Справка: не хлопая ушами, валились с ног, взяли себя в руки, чувство локтя.

     6. Установи соответствие и  соедини  стрелкой (фразеологизмы  и  их значение).

Кот  наплакал                                                    очень  далеко

От горшка два вершка                                      бездельничать

Бить  баклуши                                                    маленький

Семь  вёрст до  небес                                        мало

Пешком под стол  ходит                                   далеко

Намылить  шею                                                  запомнить

На краю света                                                     маленький

Зарубить  на носу                                              наказать

Ключ к выполнению задания:

Кот наплакал  - мало.

От  горшка два вершка -  маленький.

Бить  баклуши  -  бездельничать.

Семь  вёрст до  небес  -  очень  далеко.

Пешком под стол  ходит    -   маленький.                            

Намылить  шею -  наказать.

На краю света   -   далеко.

                                                 

  1. Дополни  фразеологизмы недостающими  словами.  Запиши   фразеологизмы.

Зарубить  …   -  твердо  запомнить.

Работать   спустя   …  -   плохо,  не  стараясь.

Как снег …   -   неожиданно.

Прикусить …  -  замолчать.

В  час  по  …   -  очень  медленно.

Бить  …  -  бездельничать.

Ни к  селу,  …  -  неуместно.

Ни в зуб  …  -  ничего  не понимать.

Для  справок:  на  носу, ногой,  рукава, язык, на голову, чайной  ложке,  баклуши,  ни  к городу.

               

Ключ к выполнению задания:

Зарубить на  носу.

Работать  спустя  рукава.

Как снег на голову.

Прикусить  язык.

В час по чайной ложке.

Бить баклуши.

Ни к  селу, ни к городу.

Ни в зуб ногой.

  1. Соотнеси  и соедини стрелками  противоположные по смыслу фразеологические  выражения.

Одержать  победу               выйти из себя

Обратить  внимание          набраться  сил

Приносить  пользу             оставить без внимания

Выбиться  из сил                потерпеть  поражение

 Взять  себя  в  руки            наносить вред

Ключ к выполнению задания:

Одержать победу  -  потерпеть  поражение.

Обратить  внимание – оставить без внимания.

Приносить пользу  -  наносить вред.

Взять в  себя  в  руки  -  выйти из себя.

  1. Вставь в данные  фразеологизмы  вместо  точек существительные  -  названия  животных.

    Как  с  …  вода.

    ….   всегда  грязь найдёт.

    Упрямый  как ..  .

    Слышно  как  …   пролетит.

     Работать как  …  .

     Голодный  как   …  .

Вертеться  как   …   в колесе.

     Злой   как  … .      

Ключ к выполнению задания:

     

 Как  с гуся   вода.

 Свинья   всегда  грязь найдёт.

 Упрямый  как   осёл.

 Слышно  как муха   пролетит.

 Работать как  лошадь  .

 Голодный  как   волк  .

 Вертеться  как  белка   в колесе.

 Злой   как  собака.    

  1. Дополнить  фразеологизмы  необходимыми словами.

Дружнее этих  двух  ребят  на  свете не  найдёшь.

О них  обычно  говорят:  водой  ….

Мы  исходили  городок

Буквально   вдоль и … ,

И так устали мы в дорогое,

Что еле волочили  … .

У маленького Паши

Ботинки  просят … .

Митя был молодцом,

Не ударил в грязь … .

Ключ к выполнению задания:

Дружнее этих  двух  ребят  на  свете не  найдёшь.

О них  обычно  говорят:  водой  не разольёшь.

Мы  исходили  городок

Буквально   вдоль и  поперек ,

И так устали мы в дорогое,

Что еле волочили  ноги.

У маленького Паши

Ботинки  просят каши.

Митя был молодцом,

Не ударил в грязь лицом.

11. Отметь знаком «+» ,  как говорят  о человеке,  который  работает неохотно,  с ленцой.

1).  Работает, засучив рукава.

 2). Работает  спустя рукава.

 3).  Работает  споро.

  4). Работает  на  совесть.

Ключ к выполнению задания:

+  Работает, засучив рукава.

+ Работает, спустя рукава

12. Отметь знаком «+» ,  как говорят  о человеке,  который  сам не пользуется  чем-то и другим  не даёт?  

1). Родился  в рубашке.

2). Собака  на  сене.

3). Сел  в  калошу.

4). Попал  впросак.

Ключ к выполнению задания:

+ Собака на сене.

13. Вставить в чайнворд одно из пропущенных во фразеологизме  слов:  

1) … до Киева доведёт;

2) … носа не подточит;

3) … плюнуть;

4) … ушла из-под ног;

5) … раздора;

6) … царя небесного;

7) …-  соль.

я

1

з

ы

к

2

о

м

а

р 3

а

з

4

е

м

л

я

5

б

л

о

к

о

6

л

у

х

7

л

е

б

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....

Фразеологизмы на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация поможет в работе  над темой:" Фразеогические обороты"  на уроках русского языка  в начальной школе....

Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе

Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе...

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания....

лексическая работа со словами на уроках русского языка в начальной школе

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету....

Изучение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе.

Изучение фразеологизмов на уроках русского языка  в начальной школе.         Русский язык богат меткими и образными сочетаниями слов. Такие устойчивые соче...