«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку 2-й класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.docx939.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Уваровская средняя  общеобразовательная школа.»

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе

по теме:

«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.»

Учитель:

                  Цвиликова Ирина Николаевна.

                        2012—2013 учебный год.

Собственные и нарицательные имена существительные.        Правописание собственных  имен существительных.

    Цели: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

                                                      Ход урока.

|. Организационный момент.

   -     Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки  побольше  (сели мальчики).

         Все снежинки оказались на земле. Они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»
Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

| |. Актуализация знаний.

  1. Словарная работа.

Словарный диктант.

         Тарелка ,  товарищ,  щавель,  метель,  народ,  вдруг,  сапог,  обезьяна,  месяц,  январь, февраль,   картина.

         Взаимопроверка по словарю на  с. 134-135. Взаимооценка  работ: « !» – работа выполнена без ошибок; «+» - 1-2 ошибки; «-»  - 3 ошибки и более.

 

  1. Игра « Исправь ошибки Незнайки»

Текст с ошибками записан на доске.

        Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро москва. Бабушка жывет на улице пушкинской.

      Дети самостоятельно работают в тетрадях. Проверка: один ученик выходит к доске, исправляет ошибки, объясняет правописание орфограмм.

|||. Самоопределение к деятельности.

 

    - Назовите в исправленном тексте слова, которые вы написали с заглавной буквы. ( Дарье, Москва, Пушкинской.)

   - К какой части речи они относятся? (К имени существительному.)

   - Какие существительные в тексте написаны со строчной буквы?

   - Как можно классифицировать эти слова?

   - Попробуйте сформулировать тему урока (Дети называют тему, учитель – корректирует, записывает тему урока на доске.)

  - Какие задачи поставим перед собой ? ( Научиться различать собственные и  нарицательные имена существительные и правильно их писать.)

   - Молодцы! Откройте учебник на с. 51 и прочитайте тему урока.

| \/. Работа по теме урока.

Упражнение 87. Стр. 51.

( Коллективный разбор . Самостоятельное списывание. )

   - Имена, отчества и фамилии есть у всех людей. Но каждый человек имеет свое собственное имя, свое собственное отчество, свою собственную фамилию, которые принадлежат только ему.

   - Прочитайте правило на стр. 52.

   - Какие имена существительные называются собственными?

   - Подберем примеры из окружающего мира (Дети приводят свои примеры.)

   - Сколько в классе девочек? Назовите их имена.

   - Как будем записывать первую букву имени?

   - Назовите имя, отчество, фамилию своих родителей. Как будем записывать эти слова?

   - В какой стране мы живем?

   - Как называется наш город?

   - Сделайте вывод : какие слова относятся к собственным именам существительным?

     (Дети делают вывод.)

   - Прочитайте правило на стр. 53.

   - Как называются все остальные имена существительные ? (Нарицательные.)

   - Почему их так называют?

     (Они называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных .)

   - Придумайте примеры из окружающего мира.

    Животные:…

    Растения:…

    Учебные предметы:…

     Явления природы:…

     Качества характера:…

     События:…

       (Дети приводят свои примеры.)

\/. Физкультминутка.

       (Стихотворение записано  на интерактивной доске .

 Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте .)

                             Еле – еле, еле – еле

                             Завертелись карусели.

                             А потом кругом, кругом,

                             Все бегом, бегом, бегом.

                             Тише, тише, не спешите,

                              Карусель остановите!

                              Раз – два, раз – два,

                               Вот и кончилась игра.

                               Раз – два, раз – два,

                               И за парты нам пора.


\/|. Закрепление изученного .

Упражнение 89. Стр.52.

 (  Индивидуальная проверка.)

Упражнение 90. Стр. 53.

    Фронтальная проверка.

        - Какие слова не записали? Почему ?

        - Назовите орфограммы.

\/||. Рефлексия.

    Самостоятельная работа.

   На интерактивной доске записаны предложения.

        - Прочитайте предложения. Выберите из скобок нужную букву и запишите предложения без ошибок.

                      В небе летит воздушный (Ш,ш)арик.

                      Дом охраняет (Ш,ш)арик.

                      На девочке надета (Б,б)елая блузка.

                      Мы плывем по реке (Б,б)елая.

Проверка: один ученик выходит к доске и исправляет ошибки. Далее самопроверка по образцу, самооценка с помощью смайликов.

   Желтый – работа выполнена без ошибок.

   Зеленый – допущено 1 – 2 ошибки.

   Красный – 3 ошибки и более.

   (Дети показывают смайлики.)

\/|||. Подведение итогов урока.

        -- Как вы научились классифицировать имена существительные?

        -- Какую орфограмму повторили на уроке?

        -- Что нужно помнить о написании этой орфограммы?

        -- Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание.

        Выполнить упражнение 91. Стр. 53. Выучить правило на стр. 54.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....

Правописание падежных окончаний существительных трех склонений имен существительных

Урок по русскому языку в 4 классе. УМК "Перспектива"Тип урока: Комбинированный.Элементы содержания: Падежные окончания имен существительных Требования к уровню подготовки учащихся: Уметь правильн...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...