Научная статья: "Деятельностный подход при работе над изложением и сочинением"
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Мишина Любовь Ивановна

             Одним из ведущих теоретических положений, реализуемых в системе обучения связной речи, является деятельностный подход к речи и к процессу ее формирования. Деятельностный подход предполагает, что в процессе обучения предметом осознания учащихся становится сама деятельность по приобретению и усвоению знаний, ее операционный состав. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход при работе над изложением и сочинением

        Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Включение в систему развития связной речи работы над изложением и сочинением позволяет более полно строить обучение языку как средству общения, помогает формированию стилистически дифференцированной речи учащихся.

     Обучение написанию изложения и сочинения должно базироваться на овладении учащимися целым комплексом речевых умений.  

     Поскольку речь представляет собой деятельность, она может быть охарактеризована с точки зрения тех этапов, по которым этот процесс развертывается.

     «В любой деятельности, пишет А.А.Леонтьев, - можно выделить следующие этапы:

а). Этап ориентировки в условиях деятельности;

     б). Этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки;

     в). Этап осуществления (реализации) этого плана;

     г). Этап контроля, т.е. проверки соответствия продукта замыслу, достигнутого результата запланированному».

(Леонтьев Л.Н. Психолингвистические основы обучения русскому языку.М., Просвещение. 1973.) с. 5.

     Следовательно, работая над совершенствованием речевой деятельности школьников, важно учитывать наличие этих этапов и отрабатывать, корректировать действия на каждом из них.

     Одним из ведущих теоретических положений, реализуемых в системе обучения связной речи, является деятельностный подход к речи и к процессу ее формирования. Деятельностный подход предполагает, что в процессе обучения предметом осознания учащихся становится сама деятельность по приобретению и усвоению знаний, ее операционный состав.

     Развитие личности в рамках деятельностного подхода обеспечивается формированием универсальных учебных действий. В числе регулятивных универсальных учебных действий должны формироваться такие действия, как:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия.

    Предметом моего исследования является формирование у младших школьников умения планировать свою деятельность в работе над изложением и сочинением.

    Как показал мой эксперимент, больше половины учащихся на низком уровне владеют умением планировать свою работу над изложением и сочинением и работать по составленному плану. Причинами этого является нечеткое представление о составе действий при составлении плана работы над текстом, непонимание роли планирования своей деятельности в процессе написания изложения и сочинения, неумение пользоваться планом в процессе работы над изложением и сочинением.

   Данные моего исследования и  послужили основой для разработки программы.  

  Основное внимание в содержании каждого урока обращалось на отработку операционной стороны формируемых умений и раскрытие их роли в работе над изложением и сочинением.

Комплекс заданий основан на принципе постепенного увеличения трудностей и самостоятельности, для более эффективного овладения детьми умением планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением.

Программа

Этап

Тема

Цели

Виды упражнений

Подготовительный

1 урок

Подробное изложение по коллективно составленному плану текста «Медаль за отвагу».

1.Обобщение знаний о плане работы и его роли при написании текста.

2.Формирование умения работать по готовому плану работы (памятка)

3.Выяснение значения каждого действия в подготовке к изложению.

4. Различение понятий «план текста» и «план работы».

  • Определение типа текста;
  • запись опорных слов;
  • установление связи заголовка с темой и основной мыслью;
  • коллективное составление плана текста.

2 урок

.

Сочинение по серии картинок «Рыбалка».

1.Формирование умения устанавливать последовательность действий при подготовке к сочинению.

2.Формирование умения рассматривать картинки и раскрывать содержание картинок в письменном тексте.

 3.Формирование умения выделять части в тексте.

  • Восстановление деформированного плана работы;
  • коллективное составление плана сочинения;
  • установление связи заголовка с темой и основной мыслью.

Основной

3 урок

Подробное изложение

деформированного описательного текста «Свиристели» ( по Б. Павлову).

1.Формирование умения составлять план подготовки к изложению.

2.Формирование умения работать по составленному плану.

3.Формирование умения определять тему и главную мысль текста, соотносить их с заголовком;

4.Формировать умение раскрывать тему и главную мысль при передаче содержания текста.

  • Коллективное составление плана выполнения работы;
  • составление перечня опорных слов;
  • определение последовательности развития событий;
  • установление связи заголовка с темой и основной мыслью;
  • выделение в тексте предложений, выражающих основную мысль.

4 урок

Сочинение по рисунку и данному началу «Помощь малышам».

1. Формирование умения составлять план подготовки к сочинению.

2.Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой и главной мыслью;

3.Формирование умения описывать содержание рисунка, раскрывая замысел художника.

  • Составление плана работы в паре;
  • установление связи заголовка с темой и основной мыслью;
  • составление вводной части из деформированных предложений.

5 урок

Выборочное изложение по диафильму «Как белки медвежат перехитрили» по Н. Лейкину.

1.Формирование умения составлять план работы над изложением с учетом его вида.

2.Формировать умения соотносить части текста с заголовками плана.

3.Формирование умения пользоваться планом текста при записи изложения. 4.Формирование умения раскрыть тему и главную мысль при передаче содержания текста.

  • Коллективное составление плана работы;
  • составление и запись перечня опорных слов в последовательности развития событий;
  • деление текста на части и составление плана изложения.

6 урок

Сочинение «Что я представил, когда слушал вальс И.Штрауса «Сказки Венского леса»

1.Формирование умения составлять план работы над сочинением с учетом его вида.

2.Формирование умения передавать свое отношение к прослушанному произведению.

3.Формировать умения планировать свой текст и писать в соответствии с планом.

  • Установление связи заголовка с темой и основной мыслью;
  • Коллективное составление плана работы над сочинением;
  • самостоятельное составление плана сочинения.

7 урок

Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».

1.Формирование умения планировать свою работу над изложением.

2.Формировать умения планировать свой текст и писать в соответствии с планом.

  • Выделение действий, необходимых для подготовки к подробному изложению;
  • раскрытие значимости действий, связанных с определением темы и основной мысли;
  • деление текста на части и составление плана.

8 урок

Сочинение по картине 

«Подснежники»

1. Формирование умения устанавливать последовательность действий при подготовке к сочинению по картине.

2.Формирование умения раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.

  • Самостоятельное составление плана выполнения работы с последующим обсуждением;
  • написание сочинения с опорой на план.

Контрольный

9 урок

Подробное изложение по рассказу Г.Скребицкого «Как галчонок есть научился»

1.Определение уровня сформированности умения планировать свою деятельность при работе над изложением.

  • Самостоятельное составление плана работы над изложением;

10 урок

Сочинение

«Поездка на дачу»

1.Определение уровня сформированности умения планировать свою деятельность при работе над сочинением.

  • Самостоятельное составление плана работы над сочинением.

Как показало исследование, формирование умения планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением будет эффективным при соблюдении следующих методических условий:

  • раскрытие роли планирования своей деятельности в процессе написания изложения и сочинения;
  • целенаправленное обучение умению пользоваться планом в процессе работы над изложением и сочинением;
  • направленность работы на осознание учащимися различения плана работы и плана текста;
  • включение в комплекс упражнений, предполагающих анализ планов-образцов, восстановление и дополнение планов работы.

Список литературы:

  1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – С. 11 – 14.

  2.Леонтьев Л.Н. Психолингвистические основы обучения русскому языку. М., Просвещение. 1973.) с. 5.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2010.

4. Щёголева Г.С.  Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников. // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / под ред. Рамзаевой Т.Г. – СПб.: Специальная литература, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки по развитию речи. Виды текстов. (плакаты для работы с изложениями и сочинениями)

Плакаты - схемы различных видов текстов для уроков развития речи...

Статья «Деятельностный подход в обучении младших школьников»

Деятельностный подход - приоритетное направление современного образования....

Планирование деятельности младших школьников при работе над изложением и сочинением

В новом ФГОС в качестве основных целей-ориентиров выделяется достижение не только предметных результатов обучения, но и метапредметных. К метапредметным результатам относятся освоенные школьниками «ун...

ВЛАДЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ 4 КЛАССОВ УМЕНИЕМ ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ РАБОТУ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ И СОЧИНЕНИЕМ

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способствующих их саморазвитию. Регулятивные действия ...

Статья " Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников "

Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили....

Работа над изложением и сочинением

Данная работа взята с интернета,поможет учителю в работе над сочинением и изложением....

Статья "Деятельностный подход в развитии культуры восприятия музыки посредством формирования метроритмических представлений"

Целью работы является обоснование включения форм и методов метроритмического воспитания на основе деятельностного подхода в контекст уроков музыки в общеобразовательной школе....