Памятка для работы над ошибками по русскому языку
статья по русскому языку по теме

Шепелева Ирина Владимировна

Данный материал поможет ученикам и учителю в работе над допущенными ошибками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkami.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«РАБОТА НАД ОШИБКАМИ»!!!

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

2. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.

Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни буквы, которые написал неправильно.
Делай так:  
прилепили – при-ле-пи-ли.

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: у/чи/тель -3 сл.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси-на, ма-ленький, малень-кий, май-ский.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: ель, тень, пень, коньки, пальто.

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

7. Сочетание «чк», «чн», «шщ», «щн».

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова.

Делай так: дочка, речка, мощный.

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них знак ударения.

Делай так: алфави́т, а́збука, портфе́ль.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Делай так: сады – са́д, волны – во́лны, червивый – че́рвь.

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением (словарные слова).

Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Делай так: я́года, я́года, я́года, я́годка, я́годный.

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка, грибы – гриб, шуба – шубка.

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: Илья, Петров, кошка Мурка, река Волга, город Красноярск.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.

Делай так: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак пишется только после согласных перед гласными буквами е,  ё, и, ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

15. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).

Выпиши предложения правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложения с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Делай так:
Ты любишь отгадывать загадки? 

                 Кто быстрее прочитает скороговорку? 

                Пора вставать!  

                Начался урок.

16. Состав слова.

Выпиши слово, разбери его по составу. Запиши два однокоренных слова.
Делай так
: поездка, ехать, подъезд. 

17. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с такой же приставкой.

Делай так: полетели, побежали, потянули; отнес, отбежал, отлетел.


18. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка- часть слова. Она пишется слитно со словом.

19. Правописание предлога со словом (орфограмма – пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
Делай так:
к  берегу, к (какому?)  берегу, к (крутому) берегу. 

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

20. Разделительный твердый знак.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Делай так: съезд, объявление, объем.

Запомни! Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

21. Непроизносимые согласные в корне слова.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда - звездный, честь - честный.

22. Соединительные согласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласные. Запиши еще одно слово на эту орфограмму.

Делай так: водовоз, самолет, мясоруб, землемер.

23. Правописание суффиксов.

Поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую букву, докажи правописание суффикса. Запиши еще три слова на это правило

Делай так: тигре́нок, волчо́нок.

Челове́чек – нет человечка, клю́чик – нет ключика.

24. Предлог с местоимением (орфограмма- пробел).

Выпиши из предложения местоимения с предлогом. Запиши еще два примера на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму.

                                             

                                            пр.                        пр.                        пр.              

Делай так: у нас, ко мне, с тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями, (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

25. Безударные гласные в родовых окончаниях имен прилагательных. 
Выпиши из предложения существительные. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.

Делай так: в доме (каком?) новом .

Запомни! У слов-вопросов всегда ударные окончания.

26. НЕ с глаголом (орфограмма – пробел).

Выпиши глагол с НЕ. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

                                                 гл.                                 гл.                           гл.

Делай так: не  пришел, не  выучил, не  знал.

27. Мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

 Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.  

                                                                                   н.ф.                  н.ф.                        н.ф.

Делай так: (что делать?) шить, замечать, гулять.

28. Разбор предложения.

Выши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

                                                   прил.                сущ.                  гл.                          сущ.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам (пов., невоскл., прост., распр.).

              сущ.                                   прил.                  гл.                                                                          сущ.

Туманы (какие?) седые. Плывут (куда?, к чему?) к облакам.

29. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

(                         ,                .)

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.

(                         и               .)

30. Сложное предложение.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Делай так: В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут. 

(                        )  ,  (                           ).

31. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.

                                предл.              сущ.                     глаг.                  прил.                      сущ.
Делай так: По овражкам заиграли весенние ручейки.

32. Разбор по членам предложения. 

Выпиши предложение. Разбери его по членам предложения.
Делай так:
С гор побежали звонкие ручейки.

Ручейки (какие?) звонкие; побежали (откуда?) с гор.

33. Гласные е - и в окончаниях имен существительных.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написания букв е - и в окончаниях.
Делай так: на
дороге – дорога – сущ., 1скл., П. п. 

Запомни! Для определения окончания существит. нужно знать склонение и падеж.

34. Гласные е - и в окончаниях имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.

Делай так: к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., П.п.

35. Мягкий знак после шипящих. 

Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.

Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж.р.); жечь, печь, стеречь (гл., неопр.ф.).

36. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица, ед. числа, настоящего времени.
Выпиши глаголы правильно. Запиши еще два-три глагола на это правило.

Делай так: (ты) пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь.


37. Мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.

Делай так: (что делать?) улыбаться.

38. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.

Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр., (е, ут, ют)

                 ставит – ставить, гл. 2 спр., (и, ат, ят).

Запомни! Гласные е - и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме. Не забывай о глаголах исключениях!

39. Правописание слов с шипящим на конце.

Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.

Делай так: шалаш, сторож, камыш(сущ., м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род.п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).

 Запомни! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.

40. Обозначения (ы) после (ц).

В корнях -и-, кроме: цыган, цыпленок, цыкнуть, цыц.

В окончаниях -ы-, кроме: на –ция- милиция


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по работе над ошибками по русскому языку

Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку

Для работы над ошибками уже много лет раздаю ученикам памятку, созданную мной на основе предложенной авторами программы по русскому языку Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. и Прониной О.В. Когда проверяю де...

Памятка " Как работать над ошибками по русскому языку" 2 класс

Проверяя работу в тетрадях по русскому языку, я выношу на поля номер, соответствующий ошибке. Пользуясь памяткой, дети учатся различать орфограммы и правильно выполнять работу над ошибками. Очень удоб...

памятка для работы над ошибками по русскому языку

Памятка как работать над ошибками.Лучше начинать работать над ошибками с 1 класса....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку.

Памятка предназначена для учащихся 2-3 классов для выполнения самостоятельной работы над ошибками по русскому языку....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку и предназначена для учащихся 1-4 классов. Удобна в обращении. Распечатав страницы, её очень легко превратить в книжку. Памятка ...

Памятка при работе над ошибками по русскому языку. 3 класс.

Памятка включает в себя все виды орфограмм, изучаемых в 3 классе. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками....