Родительный падеж имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Белобородова Елена Михайловна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Родительный падеж имён существительных».

Цели урока:

- познакомить учащихся с основными значениями родительного падежа, его предлогами и вопросами;

- формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже;

- вывести и помочь освоить способы определения падежей, составление алгоритма действий;

- продолжить проект «Имя существительное»;

- создание серии «Справочник юного языковеда»;

- продолжить учить учащихся самостоятельно решать поставленные перед ними проблемы, делать выводы, анализировать свою работу;

- воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Оборудование:

- класс-мейты;

- справочник юного языковеда «Имя существительное» (Приложение).

- тексты для исследовательской работы;

- опорная таблица с алгоритмом.

Компьютерное сопровождение урока используется для выведения алгоритма на экране, проверки некоторых заданий и самостоятельной работы.

                                         

                                         Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие гостей, создание мотивации на учебную деятельность.

II. Актуализация знаний.

- Дома вы работали с упражнением 119. Какой рассказ об именительном падеже вы составили?

(Имена существительные в именительном падеже отвечают на вопросы «Кто? Что?» В предложении бывают подлежащими.)

- Приведите примеры.

- Какие слова выписали из словаря?

(Проверка нескольких работ).

III. Чистописание.

а) массаж рук:

- похлопайте в ладоши.

- постучите в кулачки.

- покатайте карандаш между ладонями.

- помассажируйте тупым концом ручки подушечку каждого пальца.

б) работа в тетради:

____________________________________________________________________________________________________________________________________в) работа со скороговоркой:

Обе ладони лежат на парте. Правая – вниз, левая – вверх. С одновременным произнесением слов ладони меняются «ролями»: правая – вверх, левая – вниз.

IV. Словарная работа.

На доске:

Сезон – винтик – зонтик

Кивок – указал – ?

-Назовите слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся. (вокзал)

- Назовите родовое понятие к слову вокзал. (здание)

- Кого обслуживает это здание? (пассажиров)

- На каких станциях бывают вокзалы? (железнодорожных, автобусных, на речных)

- Дайте полное понятие этому слову.

(Вокзал – это здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных, автобусных станциях. На речных пристанях

- Слово вокзал появилось в 17 веке в Англии. В то время англичанка Джеймс Вокс организовала недалеко от Лондона загородный сад для развлечений и отдыха жителей. В честь владелицы сад назвали Воксхолл (холл – зал). Со временем такие сады появились в Париже, Мюнхене, под Петербургом. В Петербурге этот увеселительный сад позже стали называть – вокзалом. После того, как была построена железная дорога Петербург – Павловск, заканчивающаяся у вокзального здания, там уже не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Постепенно первоначальное значение слова вокзал ушло в прошлое.

Составьте предложение с этим словом. (Лучшее предложение записывается на доске и разбирается).

V. Постановка целей и задач урока.

- Мы на уроке продолжаем работать со словами – именами существительными. Возьмите свои проекты. Работу над справочником мы только начали. Для продолжения исследований нужна новая информация. Что должны узнать на уроке?

(Познакомиться с родительным падежом, его вопросами и предлогами).

VI. Работа по теме урока.

На доске:

Тетрадь Попова Дениса,

Учебник Морозовой Ирины,

Конверт из бумаги,

Остановился около дома,

Прислали с Урала.

- Какие вопросы можно поставить к существительным?

(Чья? Из чего? Около чего? Откуда?)

Какие действия нужно выполнить для определения падежа имени существительного?

(Выведение алгоритма)

Ученики:

  1. нахожу главное слово;
  2. задаю вопрос к существительному;
  3. определяю падеж.

(Алгоритм выводится на экран класс-мейтов).

- Запишите алгоритм в свой проект.

Используя алгоритм, объясните определение падежей имён существительных

(Текст на доске: четверостишие из упражнения 120)

(Этап громкой речи. Самоконтроль.)

- Молодцы! Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, солнца – в русском языке есть великое множество точных слов в названии. Имя существительное – слово, вобравшее в себя мир. Имена существительные составляют 47 % словарного запаса русского языка, почти половину.

VII. Постановка проблемы.

- Замените данные словосочетания словосочетаниями из двух существительных. Определите падеж существительных в словосочетаниях, которые образовали. Объединяйтесь в пары, обсудите проблему, выполните задание.

(Словосочетания выводятся на экран класс – мейтов).

Берёзовый лист – лист  …, еловая шишка – шишка  …, медвежья берлога – берлога   …, волчий след – след   …, льняное платье – платье из …, ивовая корзина – корзина из …, свекольный суп – суп из … .

VIII. Открытие учащимися нового знания.

Защита своих выводов.

- Проверим, правы ли вы. (Дополнительные сведения учебника с.57)

- Занесём это в наш проект.

(Заносим вопросы и предлоги родительного падежа).

IX. Физкультминутка.

X. Закрепление.

- А сейчас ваша задача потренироваться.

(Дети получают задания разного уровня . Самостоятельная работа учащихся.)

1 уровень.

Определите падеж имени существительного. Используйте алгоритм. (упр.122).

2 уровень.

Выпишите только те предложения, в котором существительное  друг стоит в родительном падеже. (упр. 121)

3 уровень.

Запишите словосочетания, употребляя необходимые предлоги от, до, из, без, у, для, около, после, из-за.

Улыбнулся…(радость), съехал…(горка), выглянуло…(тучка), перелетел…(дерево), отъехал…(деревня), добежал…(калитка), приехал…(школа).

XI. Самооценка.

На экране выполненные работы. Дети проверяют.

Самопроверка + самооценка.

XII. Итог урока.

- Как оцениваете свою работу?

- Что запомнили с урока?

- Какие задания на уроке понравилось выполнять?

- Что вызвало затруднение?

XIII. Домашнее задание:

Упражнение 125, выучить вопросы и предлоги родительного падежа.

                                                                                        

                                                                                           Приложение

                 Справочник юного языковеда

                               Имя существительное. 

                         

1.Определение имени существительного.

2. Имена существительные изменяются:

________________________________

3. Склонение – это

4.Падежи,

вопросы,

предлоги.

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

____________

____________

____________

____________________________________

__________________________

__________________________

__________________________

______________________________________________________________________________

Алгоритм определения падежей:

1. Найди __________________________________________________________

2. Задай ___________________________________________________________

2. Определи _______________________________________________________

ЗАПОМНИ!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                 Белобородова Е.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

Презентация к уроку по русскому языку для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных".

Презентация к уроку русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России" автор учебника Рамзаева Т.Г. В презентации: тема урока (должны сформулирова...

Родительный падеж имени существительного.Подготовка к сочинению. 3 класс

Подбор упражнений на развитие орфографической зоркости учащихся при подготовке к сочинению....

Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»

Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...

Презентация на тему "Родительный падеж имени существительного"

Закрепить знания и умения,  полученные на предыдущих уроках...