Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК " Планета знаний" на тему: " Развиваем главные мысли в тексте. Составление текста по схеме-модели Солнечный цветок" в соответствии с ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Дорожкина  Елена  Алексеевна

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. Это 4 урок по теме: "Развиваем главные мысли в тексте".Тема урока: " Развитие речи. Составление текста по схеме - модели "Солнечный цветок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 КОНСПЕКТ  УРОКА  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  3  КЛАССЕ

Тема  урока: Развитие речи.  Составление  текста  по  схеме – модели  на  тему

  «Солнечный  цветок»

Класс: 3Г

Учитель: Дорожкина Елена Алексеевна.

Цель  урока : Формирование  навыка  владения  речевой  нормой; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных.

Задачи  урока:  

Образовательные:

- закреплять умение проверять слова с безударными гласными в корне;

- учить составлять текст описательного характера, закрепляя знания о композиционной форме текста;

- формировать умение находить в словах ранее изученные орфограммы и проверять их;

-продолжать работу по формированию орфографической зоркости учащихся;

-формировать умение работать со словарем различных видов.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному языку;

- воспитывать чувство  коллективизма и ответственности;

-  подводить  к эстетическому восприятию произведений искусства, воспитывать чувство прекрасного.

Развивающие:

- совершенствовать навыки каллиграфии;

- развивать умение последовательно, логично, грамматически правильно строить устную и письменную речь, употреблять в ней слова в соответствии с их значением, правильно строить предложения;

- развивать умение сравнивать, находить сходное и различное, выделять главное, существенное.

- развивать умение делать выводы, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Цели урока, направленные на формирование и развитие УУД

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

- мотивация к творческому труду, к работе на результат;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

регулятивные действия

- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные действия

-поиск и выделение необходимой информации;

- активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в групповом обсуждении;

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.

Оборудование : 1) схема-модель текста;

                           2) компьютер , проектор;

                           3) карточки для групповой работы;

                           4)толковые и орфографические словари;

                           5) слайды с различными видами одуванчиков;

                           6) рисунки детей;

                           7)произведение М.Пришвина «Золотой луг»

                           8) «Весна» П.И.Чайковский( фрагмент)

                           9) цветы  для самоанализа, цветные карандаши.

                                                            Ход  урока

       Этап  урока

          Деятельность  учителя

   Деятельность  

      учащихся

  1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Работа над девизом урока

-Итак, русский язык , друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Все получится у нас!

-Соберите из карточек, которые висят на доске, пословицу, которая станет девизом  нашего сегодняшнего урока.

Учащиеся собирают из карточек пословицу.

       2.  Целевая  

          установка

         

       3.Актуализация

             знаний

          4. Постановка

              учебной

              задачи.

       

           5.Открытие ново

             го знания.

     Орфографическая      

           работа

            6.Актуализация

              знаний.

         7.Реализация пос-

           троенного проек-

          та. Первичная пр

          верка понимания.

          8.Первичное зак-

            репление. Сам.

            работа с самоп-

           роверкой.

      Психогимнастика (Один  из способов психологической разгрузки)

          9.Контроль усвое-

            ния. Обсуждение

            ошибок и их кор-

            рекция.

         10.Рефлексия

- Как вы понимаете смысл этой

пословицы?

- Сегодня очередной урок развития речи, на котором вы расширите свой словарный запас, продолжите учиться красиво и правильно излагать свои мысли.

-Закройте глаза , послушайте музыку и скажите, с каким временем года ассоциируется у вас этот фрагмент? ( Учитель включает произведение «Весна» из цикла Времена года.)

- Что вы услышали?

- Какие запахи можно почувствовать весной?

- А что можно увидеть, раскрыв глаза?

- О каких  цветах я говорю?

      Золотой и молодой

      За неделю стал седой

      А денёчка  через два

      Облысела голова.

Учитель показывает слайды с изображением одуванчика.

- Какие слова вы вспоминаете, глядя на одуванчик? Подберите глаголы и прилагательные.

- Тема нашего урока зашифрована

на доске.( На доске транскрипция

/ Солничный  цвиток/)

- Эпиграфом к нашему тексту будет это четверостишье-загадка.

Учитель вывешивает на доску схему.( На каждой парте по схеме)

- Помогать в работе над темой нам будет схема-модель текста.

-Прежде, чем мы начнём составлять текст, поработаем над словами в схеме, написание которых не совпадает с произношением.

- У вас на столах лежат карточки. Прочитайте слова, на какие две группы можно их разделить? Какое правило нужно вспомнить, чтобы справиться с работой?

-Что такое текст?

- Из каких частей состоит текст?

-Как части отделяют друг от друга на письме?

-Работаем над первой частью. Читаем первое предложение.

Что необычного вы заметили в этом предложении?( Учитель побуждает детей к теоретическому объяснению фактов)

-Запишите первую часть текста, вставив наиболее подходящие, по вашему мнению, прилагательные.

Учитель  устанавливает осознанность восприятия.

- Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте то, что я вам прочту.

Учитель читает отрывок из произведения М.Пришвина  « Зо-

лотой  луг»

-Какое открытие сделали дети в рассказе?

-Продолжаем работать с основной частью. В ней всего два предложения.

- В первом предложении нужно подобрать и записать прилагательные, которые подходят к существительным  корзинки и дню. Для этого вспомните, какие чувства у вас вызывает, увиденный рано утром одуванчик, с чем можно сравнить его корзиночку. Почему  в этом предложении стоит запятая?

-А вот во втором предложении, при описании момента, когда прячется солнышко и цветы закрываются, вам дают на выбор два глагола «укрываются и прячутся».Прежде, чем выбрать, давайте заглянем в толковый словарь и найдем значение этих слов

- Т.к это синонимы, вы можете выбрать любой вариант.

-Являются ли слова третьей строчки предложением? Почему? Как их превратить в предложение?

-Что нравится делать детям с одуванчиками? Почему о нем говорят так: « Одуванчик – забава для детей»?

-Чтобы пушинки разлетелись, корзиночка должна стать чем? Подберите слово к схеме.

Корзинка не просто становится шариком, происходит как будто волшебство. Придумайте «волшебный» глагол

Закончите текст сами и проверьте то, что у вас получилось.

- Докажите мне, что вы записали текст. Соответствует ли название нашего текста теме?

1) « Плюс – минус- интересно»

Учитель объясняет значение таблицы( таблица выведена на экран)

2)Одуванчики у нас жёлтые, но не везде они такие. Существует более двухсот видов одуванчиков на земле. Они бывают беловатые, розоватые, фиолетовые и даже ярко-красные. Возьмите цветок и разукрасьте его в тот цвет, который соответствует   вашему настроению.

-Молодцы, урок закончен!

Берись дружно – не будет грузно!

-Если мы вместе, дружно будем работать, то у нас все получится, и делать будет все легко.

Учащиеся слушают учителя

-Дети внимательно слушают и обсуждают с соседом по парте.

- С весной.

- Звуки капели, птичьи голоса.

- Запах отогреваемой земли, распускающихся листочков и первых цветов.

- Много зелени и красоту первоцветов.

-Отгадывают загадку.

 Учащиеся составляют ассоциативный ряд:

- Весенний, солнечный, лучистый, золотой, пушистый, роскошный, горит, пылает, распускается, украшает.

(Слова записываются на доске)

- Дети читают орфограф. и записывают в тетрадь.

-Учащиеся записывают по памяти и делают самопроверку.

Учащиеся проговаривают правило. После этого каждый работает со своей карточкой и проводят взаимопроверку в паре.

         карточка

в-сной,  руба-ки, нагр-вается, по-вляются,цве-ки, р-скошные, покро-,з-лёные.

Отвечают на вопросы учителя

- Текст – это предложения , связанные по смыслу общей темой.

-Вступление, основная часть, заключение.

Учащиеся, участвуя в беседе, правильно строят предложения, выбирают свои варианты ответов, объясняя свой выбор.

-В предложении пропущено прилагательное, т.к. вопрос какой?

-Во втором предложении пропущено определение с уменьшительно-ласкательным значением, т.к. подсолнечник большой, а одуванчик маленький.

Ученики осуществляют учебные действия по намеченному плану.

Учащиеся расслабляются и внимательно слушают учителя.

-Когда светит солнце одуванчик распускает свою желтую шапку, а как только солнышко прячется он закрывает лепесточки. Может быть поэтому наш текст так и называется!?

Дети обсуждают варианты и записывают свои.

Вспоминают, в каких случаях в предложениях ставится запятая и делают вывод, что предложение сложное.

Работают со словарями по вариантам. Зачитывают значения этих слов и приходят к выводу, что эти слова синонимы.

-Не являются, нужно восстановить порядок слов и убрать запятые.

-Дети любят плести венки и дуть на одуванчик, чтобы пушинки разлетались.

-Шарики.

-Глагол – превращаются

Дети дописывают текст и производят самопроверку.

Учащиеся приводят доказательства того, что они записали текст, аргументируют соответствие названия теме.

Учащиеся в устной форме рассказывают, что понравилось, что не понравилось, что показалось интересным.

Разукрашивают  заготовленные цветочки в понравившийся цвет.

                       

                                                     СХЕМА   -  МОДЕЛЬ

                                 СОЛНЕЧНЫЙ  ЦВЕТОК

                                                                       

                                                                      на лугах

Весной, как только нагревается почва,    скверах            появляются (какие?)   цветки.

                                                                     пустырях

Они  похожи  на (определение) подсолнечники.

                                                               жёлтые                                         солнечному

Как только наступает (что?),             яркие                  корзинки            ясному                дню.

одуванчики  раскрывают свои                                       навстречу

                                                              роскошные                                   великолепному

                 

                                                                                            укрываются    

На (какой?)  заре  или в ненастье жёлтые цветки         прячутся             в зелёные рубашки и

золото + ист +           покров на лужайках ( что делает?).

Всего, дней, жёлтым, несколько, горят, цветом, лужайки.

                                                                                               лучистые

И вдруг, эти солнечные корзинки (что делают?)  в         светлые              полупрозрачные

В каждом таком шарике до двухсот семечек и у каждого свой  парашютик.

 

Я очень  люблю……………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока русского языка 4 класс по теме "Составление плана текста"

Презентация к уроку русский язык 4 класс. Образовательная программа "Школа 21 века"...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Развитие речи. Составление текста для поздравительной открытки"

Сочинять  поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, бога...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема:Изложение повествовательного текстапо опорным словам и составленному плануЦели деятельности учителя:формирование умения передавать содержание текста по составленно...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...


 

Комментарии

Астафьева Ирина Николаевна

Очень понравилась разработка урока. Непременно использую в своей работе. Большое спасибо.