Падежи имен существительных. Закрепление. 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Этот урок проходил во время проведения недели открытых уроков в начальных классах. На одном из этапов урока ученики работали на компьютерах Макбук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padezhi_imyon_sushchestvitelnykh._zakreplenie.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Падежи имён существительных. Закрепление.

3 класс

Планируемые результаты:

  • учащиеся  запомнят названия падежей;
  • научатся изменять имена существительные по падежам;
  • определять падеж имён существительных в предложении;
  • находить несклоняемые имена существительные;
  • уметь выполнять работу в группах.

Цели урока:

  • учить применять на практике полученные знания;
  • закреплять умения определять падеж по вопросу и предлогу, развивать навыки правописания;
  • способствовать развитию памяти, речи, внимания;
  • содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку;
  • воспитывать интерес к предмету;
  • закрепить навыки работы на компьютерах Макбук в группах.

Тип урока: урок закрепления изученного материала,  применение  знаний и умений.

Вид урока: урок – практическая работа.

Технологии урока:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • обучение в сотрудничестве, работа в группах;
  • здоровье-сберегающие.

Оборудование:

Компьютер учителя, компьютерная презентация по теме урока, компьютеры Макбук на столах учащихся (1 на парту), дифференцированные карточки для самостоятельной работы у учащихся, карточки самооценки.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний

— чистописание

— словарная работа

— проверка домашнего задания .

3.Самоопределение к деятельности.

4.Работа по теме урока: отработка навыка склонения существительных и определения падежей  .

5.Физкультминутка.

6.Закрепление умений и навыков в определении падежей, коллективная и самостоятельная  работа.

7.Рефлексия.

8.Итог урока, домашнее задание.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

   Учащиеся записывают число, классная работа.

2.Актуализация знаний.

   1).Чистописание: шущ  швщ

     — анализ написания элементов букв, сравнение и характеристика букв.

   2)Словарная работа:  

т..варищ   т..варищу   то..варищеский    то..варища

   — 1 ученик вставляет пропущенную букву и ставит ударение;

   — найдите лишнее слово (товарищеский – прил., однокоренное);

  Слово стирается с доски. Ученики записывают оставшиеся слова.

   — найдите лишнее слово среди оставшихся (товарищ – оканчивается на согл., шипящий).

   К какому правилу относится это слово?(правописание существительных с шипящими на конце слова)

  Назовите ещё несколько слов на это правило. Почему в этом слове нет Ь знака?

   Какие ещё орфограммы есть в этих словах?

   Что общего у всех слов? (это формы слова)

   Чем они отличаются?   (окончаниями)

Что  мы можем определить у существительных? Какие морфологические признаки? (Нач. форма, собств. или нариц., одуш. или неодуш. , род, число, падеж)

      3)Проверка домашнего задания (2 предложения из  домашнего задания на карточках.)

На доске слайд (№1) с предложениями:                                              Слайд №1.

         

      Солнце  освещает  землю.  На  высокой  горе  стоит  дом.

Назовите, какие падежи вы поставили.

3.Самоопределение к деятельности.

Как вы дома определяли падежи?  (Ставили вопросы.)

-Как называется изменение существительных по вопросам? (склонение или изменение по падежам).

Сформулируйте тему урока. Что мы сегодня будем делать на уроке?

 — склонять существительные, т.е изменять по падежам;

 — определять падежи у существительных.

Закреплять полученные знания, отработать навыки по теме.

4.Работа по теме урока.

1) Мотивация учебной деятельности.

Сколько мы знаем падежей? (6).

Послушайте шуточное стихотворение Г.Граубина:

     Лежебокин придумал другие названия падежей:

     Взятельный,

     Грязнительный,

     Лежательный,

     Грубительный,

     Ленительный

     И, наконец, простительный!

-Подумайте, почему Лежебокин так назвал падежи?

 А как правильно они называются. Давайте вспомним.

Работа в группах: каждая группа получает по 6 карточек.

I  гр. - с названиями падежей;

II  гр.- с вопросами;

III гр. – со словами –помощниками.

Ученики на магнитной доске выставляют эти карточки.

Проверка: коллективная.

 

2)Склонение существительных.

  А сейчас мы проверим, как вы научились склонять существительные.

Назовите синоним к слову товарищ – друг. Кого мы называем другом? Что между друзьями ? (дружба)

Просклоняйте существительные. Самостоятельная работа.           Слайд №2.

I ряд – друг

II ряд – дружба

III ряд – друзья.

Проверка: взаимная. Как оценили ваши работы? Кто справился?

Чем существительное   друзья – отличается от других? (стоит во мн. числе)

   Какой можно сделать вывод: существительные множественного числа также изменяются по падежам, но окончания другие.

3)Несклоняемые существительные.

   Скажите, а какие существительные нельзя склонять? (несклоняемые).

Приведите примеры (пальто, метро, шимпанзе и др.)

4)Упражнения в определении падежей у существительных.

Работа проводится по презентации «Тренажёры в определении падежей» (работа №1)

Как определяли падеж у существительных? (ставили вопросы от предлогов)

5.Физкультминутка.

6.Закрепление знаний и способов действий.

1)Определение падежей у существительных в предложениях.

(задание на слайде– деформированные предложения, пословицы)  Слайд № 3.

 Дерево живёт корнями, а человек -  друзьями.

Нет друга — ищи, а нашёл — береги.

    Дружба крепка не  лестью, а правдой  и  честью.

    Друзья познаются в беде.

   

  Записать пословицы по вариантам:

I в. – первое  и второе  предложения. В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

II в. – третье и четвёртое  предложения. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

    Найдите существительные и определите падеж.  Что вы скажите о подлежащем? (существительные всегда в именительном падеже).

 Проверка: фронтальная.                                    

2)Закрепление полученных навыков.

Работа проходит на компьютерах Макбук в Электронных приложениях (задание №4). Работа в парах за одним компьютером.

Ученики, которые быстрее справятся с заданием, могут выполнять задание №2

7.Рефлексия.

На партах у учеников – карточки (две – разного цвета: голубая  и жёлтая)

     Карточка №1 просклоняйте существительное – страна.

    Карточка 2. У  существительных  определите падежи.

     Ребята были в лесу. Под кустом они  нашли зайца.

    Ребята, посмотрите на эти карточки, выберите ту, задание которой вы можете выполнить.  Выполняйте. Подпишите.

   Передайте карточки с выполненной работой.  За эту самостоятельную работу вы получите отметку.

   А теперь поднимите карточки, которые у вас остались  (дети поднимают карточки разного цвета). Почему выбрали именно это задание? Задания на этой карточке остаются вам домой, завтра сдадите.

Оцените свою работу на уроке  (дети поднимают карточки со смайликами)

8.Итог урока. Домашнее задание.

Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой.

— Определять падеж имён существительных.

— Склонять существительные

—Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже?

Домашнее задание: Рабочая тетрадь – стр.29 упр.62, 63, карточка.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему"Именительный падеж имен существительных" 4 класс

План-конспект урока  русского языка в 4 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"   учебник Рамзаева...

Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"

Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....

Проверочная работа "Падежи имен существительных" 3 класс

Проверочная работа по русскому языку на тему "Падежи имен существительных"...

определение падежей имени существительного (закрепление)

определение падежей имени существительного (закрепление)...