Внеклассное мероприятие по русскому языку "Знай и люби свой язык"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Поддубная Анна Юрьевна

В формате внеклассного занятия ребята могут показать свои знания, повысить самооценку, почерпнуть новую информацию, восполнить пробелы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

для 4 класса

«Люби и знай русский язык»

(в форме игры брейн-ринг)

Подготовила Поддубная Анна Юрьевна

учитель начальных классов

Тема: внеклассное мероприятие в форме игры брейн-ринг «Знай и люби русский язык»

Актуальность данного мероприятия определяется необходимостью формирования у школьников этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой, частью которой является язык.

В формате телеигры ребята могут показать знания родного языка, повысить самооценку, почерпнуть новую информацию, восполнить пробелы.

Во внеклассной работе приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся.

Цели: 

- развить интерес к русскому языку;
- привить любовь к великому русскому языку;
- повысить общую языковую культуру.

Задачи:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка;
- научить учащихся самостоятельно работать, принимать решения ;

- сформировать творческую активность;
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.

Целевая аудитория: ученики 4 класса.

Необходимые условия: карточки с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, табло для баллов, мяч, предметы для подачи звукового сигнала, музыкальные произведения (для награждения), дипломы.

Этапы:

1. Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя. Объяснение правил игры.

3.Проведение конкурсных заданий.

4.Динамическая пауза.

5.Продолжение конкурсов.

6.Итог игры.

7.Награждение.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Аппаратура: компьютер, экран.

Активные формы обучения: внеклассное мероприятие проводится в форме игры «Брейн-ринг».

                                       Ход мероприятия

1.Организационный момент.

-Ребята, мы уже многое узнали о нашем родном языке, выучили большое количество правил, знаем русские пословицы и поговорки, словарные слова, умеем сами придумывать небольшие стихи и рассказы. А сегодня мы с вами будем соревноваться между собой командами и определим лучшую команду – знатоков русского языка. Мы проведём классный брейн-ринг.

 Класс разделен на три команды. Каждая команда сидит за своим столом. В командах выбирается капитан, название команды придумывают сами участники.

Учитель объясняет правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает 15 очков. После выполнения задания необходимо быстро подать звуковой сигнал. Команда, ответившая второй, получает 10 очков, третья команда - 5 очков. Очки, полученные командами, будут фиксироваться на табло (на доске). По итогам игры определяется победитель.

Ученик: Игра брейн-ринг серьёзная,

Но мы ведь много знаем

И знания по русскому,

Умело применяем.

2. Конкурс «Определи место точке».

 -Ребята, мы с вами знаем, что от места расположения точки в предложении зависит значение и смысл этого предложения. Сейчас мы это докажем.

Каждая команда получает карточку со стихотворением К. Чуковского. Задание: разделить его на предложения, поставить, где надо точки:

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержаться в порядке.

Как только одна команда выполнит задание и подаёт сигнал, другие команды прекращают работать, сдают листики. За каждую ошибку снимается по одному очку.

Результаты конкурса заносятся на табло.

3. Конкурс "Дополни пословицу".

В этом конкурсе участвует один игрок от каждой команды. Если игрок самостоятельно отвечает на вопрос, то зарабатывает 10 очков, если игроку помогает команда, то он получает 5 очков. Задание выполняется устно. Пословицы выводятся на экран.

1. Пословицы для первой команды:

- Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

- Век живи … (век учись).

- Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).

2. Пословицы для второй команды:

- Друзья … (познаются в беде).

- За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).

- Поспешишь … (людей насмешишь).

3. Пословицы для третьей команды:

- Семеро … (одного не ждут).

- Красна птица пером, а … (человек умом).

- Цыплят по … (осени считают).

Результаты конкурса записываются на табло.

4. Конкурс "Отгадай слово по его частям".

Каждой команде вручается карточка с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу).

• 1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.

(Ответ - РАССКАЗЧИК)

• 2 команда:

Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

Окончание в слове РЫБА.

(Ответ - ЗАВЯЗКА)

• 3 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

Суффикс в слове ЛЕСНИК,

Окончание в слове СТОЛ.

(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

Команда, выполнившая задание первой, получает 15 очков, команда, составившая слово второй – 10 очков, третьей – 5 очков.

Данные очки заносятся на табло.

5. Конкурс капитанов.

Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Если капитан справляется сам, то получает 10 очков, если помогает команда – 5 очков. Задания выводятся на экран.

1. Для капитана первой команды:

А) рукой подать;

Б) во весь дух;

В) морочить голову;

Г) путаться под ногами;

2. Для капитана второй команды:

А) прикусить язык;

Б) водить за нос;

В) прибрать к рукам;

Г) ни в зуб ногой;

3. Для капитана третьей команды:

А) пропустить мимо ушей;

Б) как снег на голову;

В) падать с ног;

Г) скалить зубы;

Результаты конкурса капитанов записываются на табло.

Игра «Закончи слово» (динамическая пауза)

Ребята становятся в круг, учитель объясняет:

- Мы будем бросать друг другу мяч. Первый бросает мяч и говорит слог, например, бук- Второй участник, к кому прилетит мяч, должен назвать второй слог, например, -ва и бросить мяч следующему. Третий называет слово, новый слог и бросает мяч дальше. Далее по кругу.

6. Конкурс "Собери строку».

 Чтобы получилась строка из известного вам стихотворения, внимательно запишите вторую букву каждого слова.  

Умение, сор, крыша, домик, узор, лист, усы, нос, клад, иней, сцена, дети, удав, село, юнга, вьюга, очки, куртка, одежда, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит. (Мороз и солнце, день чудесный!)

7. Конкурс " Собери слово»

Необходимо соединить слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.

Сено                        овод

Банк                        рот

Зал                          ежи

Свет                        глас

Яр                           вал

Воз                         очки

Газ                          елка

Бор                          яр

Гриб                        марка

Хор                         он

Результаты конкурса заносятся на табло.

8. Итог игры.

Подсчитываются очки, определяется команда-победитель. Проходит церемония награждения (под музыку), вручаются дипломы победителей и участников игры.

Содержание и количество заданий, конкурсов может варьироваться в зависимости от желания педагога и подготовки класса.

Образец диплома Знатока смотри ниже.

«Всем, кто хочет добиться успеха

в изучении языка, нужно научиться

открывать его тайны»

М. Ломоносов

Диплом Знатока

вручается

ученику(це) ……класса

………………………………………………………………………

за хорошее знание

русского языка

Мы гордимся тобой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

внеклассное мероприятие для родителей игра - путешествие Родной свой край люби и знай

воспитание у  детей нравственно – патриотических чувств: любовь к родному краю, чувство гордости,  ответственности за свой город, уважения к его жителям....

Внеклассное мероприятие «Мама-главное слово на любом языке»

Внеклассное мероприятие "Мама-главное слово на любом языке" позволяет познакомить с обычаями и традициями празднования Дня матери, способствует формированию нравственных качеств личности. Воспитывает ...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Своя игра"

Цели: • Образовательная - обобщить и закрепить знания учащихся по русскому языку и литературе. • развивающая - развитие мышления, памяти, внимательности. • воспитательная - воспитывать у детей и...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Своя игра» для учащихся 1-2 классов

Игра даёт учащимся возможность продемонстрировать свои знания по русскому языку, умение следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создавать в коллективе атмосферу дружелюбия, эмоцион...