Мой верный друг, язык мой русский
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Орлова Лариса Викторовна

Турнир знатоков русского языка (конкурс на неделе русского языка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_vernyy_drug_yazyk_moy_russkiy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

"Мой верный друг, язык мой русский"

турнир знатоков русского языка

Цель: прививать интерес к русскому языку

Задачи: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; развивать речь детей; знакомить с  образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки коллективной работы.

Ход занятия.

Звучит песня «Чему учат в школе?»

1.Организационный момент.

а)- Ребята, чем эта неделя в нашей школе отличается от других недель?

(Эта неделя в нашей школе объявлена неделей русского языка)

б) Чтение стихов учащимися.

Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком-
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

 Уч: Сколько хороших слов сказано о русском языке! Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык- яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» Чему мы учимся на уроках русского языка, исходя из слов песни «Чему учат в школе?» (Ответы детей.)

Занятие сегодня у нас необычное: это турнир знатоков русского языка. Как вы понимаете, что такое турнир?

В нашем турнире примут участие три команды.

2. Представление команд

  • название
  • девиз (связанные с предметом)
  • капитан

3. Разминка.

Уч: Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Команда отвечает хором.

Нога - …(ноги)

Рука – …(руки)

Дуга - … (дуги)

Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Ведро - … (ведра)

Бедро - …(бедра)

Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)

День - …(дни)

Пень - …(пни)

Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Цыпленок -…(цыплята)

Козленок - …(козлята)

Бочонок - … (бочонки)

Уч:  Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям.  Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы. За правильный ответ вы будете получать фишки.

  1. Кого, согласно русской поговорке, ноги корят? (волка)
  2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак)
  3. Какие берега обычно бывают у молочной реки? (кисельные)
  4. Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки? (щука)
  5. 5. Кого в сказках называют Топтыгиным? (медведя)
  6. На чем приносит новости сорока? (на хвосте)
  7. Два каких гуся жили у бабуси? (веселых)
  8. От чего яблоко падает недалеко? (от яблони)
  9. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (с малиной)

4. Задание «Допиши слово»  (на карточке).

- Кто быстрее допишет слова?

Задание: допишите еще один слог, чтобы получилось слово.

ра

 

 

ки

ру

 

 

ка

ба

 

 

по

- Что общего в этих словах?

5. Задание «Назови признак»  (фотография животного или человека)

- Кто больше знает признаков предмета? Команды по очереди называют признаки предмета. Побеждает команда, которая назовет признак последней.

- Кто помнит, как называется  частью речи, которой являются эти слова?

6. Задание «Поймай букву»

- Угадайте слова.

Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня - ну и ну!
Все они сбежали.

на доске:

Брбн, стрт, сткн, рссд, мрк, прт, схр, крндш

(барабан, старт, стакан, рассада, марка, парта, сахар, карандаш)

7. Задание «Грамматическая арифметика»

Уч:Без букв и грамматики не обходятся и математики!

на доске

Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад

До + рожки = дорожки

До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада

С + мелкое место поперек реки = сброд

С + спрятанные ценности = склад

Чудеса – а + ный = чудесный

Часть – ь + ушко – о +а = частушка

Кабан – ан + лук = каблук

8. Задание «Закончи пословицу» (на карточках по 3 каждой команде)

Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память. Ваша задача – закончить пословицу по ее началу.

В гостях хорошо, …(а дома лучше)

Один- за всех …(все- за одного)

Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)

Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)

Скучен день до вечера …(коли делать нечего)

Терпение и труд …(все перетрут)

За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)

Поспешишь …- (людей насмешишь)

Любишь кататься …(люби и саночки возить)

Чтение учащимися:

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.

9. Подведение итогов. Награждение команд.

Чтение учащимися:

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…

Учитель: С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Все собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.

На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке
Говорю с целым миром
Я на том языке.

Уч: Надеюсь, что сегодняшнее задание показало вам, каким интересным может быть изучение русского языка. Наш язык прекрасен! Берегите его, стремитесь узнать все больше и больше нового, и тогда, вам откроются удивительные тайны русской речи и русский язык станет вашим верным  другом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина"Мой верный друг,язык мой русский"

Викторина по русскому языку,которую мы провели между 3 и 4 классами на неделе русского языка...

Мой верный друг,язык мой русский.

Турнир знатоков фразеологических оборотов, пословиц, поговорок...

Турнир знатоков русского языка "Мой верный друг, язык мой русский"

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выра...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Мой верный друг, язык мой русский"

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выра...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мой верный друг, язык мой русский"

Данное мероприятие разработано для учащихся 3 классов. Поможет интересно и занимательно провести урок, можно использовать во внеурочной деятельности....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 3 А классе тема: «Мой верный друг – язык мой русский»

Конспектвнеклассного мероприятияпо русскому языку в 3 А классетема: «Мой верный друг –язык мой русский»...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе "Мой верный друг, язык мой русский"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе"Мой верный друг, язык мой русский"...