Открытый урокрус. яз Изменение имен прилагательных по падежам
рабочая программа по русскому языку на тему

Открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Русский язык Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева  

4класс

Учитель: Семенова Л. В.

СОШ с. Сокольниково Можайский район Московская область

Тема: «Изменение имен прилагательных по падежам»

Цель:   познакомить детей со словоизменением имен прилагательных по падежам; выявить особенность склонения этих частей;

совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи, об изменении имен прилагательных по родам, числам в зависимости от имени существительного;

развивать умение сравнивать и делать выводы; развивать творческое мышление, заботу о братьях меньших;

воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе

Оборудование: учебники, тетради, карточки с заданиями, алгоритм «Определение падежей  имени прилагательного», ИКТ

                                       Ход урока.

  1. Орг. момент

 Мотивация учебных действий

-Легкий или трудный для вас урок русского языка?

-Почему?

-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?

 Слайд-2

Виды речевой деятельности:

.Говорим

.Читаем

.Пишем

.Слушаем

-Что вам на уроках делать легче?

-Что труднее?

-Почему?

Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

-Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка

Слайд-3

«Мудрым никто не родился, а научился»

-Как понимаете смысл этой пословицы?

 

  1. Чистописание  

 Слайд-4

Запишите число, классную работу. Сверьте , пожалуйста, с вои записи с записью на доске , обратите внимание на орфограммы.

 

Слайд -5

 Переходим к минутке чистописания.

-Отгадайте загадку.

Красная девица по небу ходит (Солнце)

Какая орфограмма в этом слове? Подумайте. Какую букву мы будем сегодня писать. Эта буква обозначает в слове «солнце» согласный, глухой, парный , твердый звук.(Буква с). Первую строчку пишем заглавную букву С в соединении со строчной, а вторую строчку   пишем ее с буквами  , которые являются в алфавите ее соседями  в таком порядке рст      тср

_Проверьте свою посадку, правильно положите тетрадочку перед собой. Красиво пишем.

_Посмотрите на написанное, если красиво и аккуратно, поставьте знак + на полях.

3..Актуализация знаний

 

1)–По именам прилагательным «найдите»  и запишите  в  строчку имя существительное с непроверяемой безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму.

Слайд- 6

 .Прекрасная, солнечная, морозная …

.Сладкие, яблочные, горячие, ароматные ….

.Белые, легкие, пушистые, кучевые…

.Свежая, русская, интересная , ежедневная…

.   Водный, белый, комфортабельный  …

_Проверьте, так получилось?

Слайд-7  Проверка. Используется технологический прием «Волшебная шляпа» Щелчком мыши слово перемещается через шляпу.

 Запишите эти слова в несколько столбиков, объединяя их по какому либо грамматическому признаку(  человек у доски)-оценить(По роду, по числу)

Слайд 8,9

_ А я вот как записала эти  существительные вместе с прилагательными, поставив в начальную форму

 

 –Почему вы догадались по именам прилагательным о каком предмете идет речь?   .

 _ Как же мы можем определить род и число имени прилагательного?  (По имени существительному)

Слайд-10

 _ Скажите, с какой большой темой мы начали знакомиться?

Имя прилагательное

_Что мы знаем об имени прилагательном?

 Слайд-12

 2).Игра  «Чей ряд лучше»

_Сейчас давайте с вами вспомним все, что вы знаете об имени прилагательном.  «Цветик-семицветик»

Один ряд задает вопрос, а второй отвечает, а затем наоборот.

-Что обозначает имя прилагательное?

_-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

 -С чем связано имя прилагательное  в   предложении?

- Как изменяется имя прилагательное?

-Как узнать число имени прилагательного?

_-Как  узнать род имени прилагательного?

-На какой вопрос отвечают имена  прилагательные женского рода и какие они имеют окончания?

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода и какие имеют окончания?

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода и какие имеют окончания?

-Что такое имя прилагательное?

 

 

Физкультминутка

Массаж ушей.

Поворот головы вправо и влево

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

 

 4..Постановка проблемы и выход из затруднения.

-У вас на столах   лежат конверты. Пожалуйста ,откройте их и прочитайте письмо от вашего сверстника из Америки Майкла.

«Недавно я прочитал интересный сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». В ней он рассказывает о злая , жадная старуха , добрый , но слабохарактерный старике и умный благородный рыбке. Теперь я понял , откуда выражение «остаться у разбитый корыта».

-Что вызвало у вас улыбку?

(Неправильно употреблены имена прилагательные)

_Почему  эти прилагательные употреблены именно так?

(Не знает, что имена прилагательные могут изменяться). Измените имена прилагательные и прочитайте что у вас получилось.

  5. Формулирование темы и целей урока

-Что вам пришлось сделать, чтобы текст получился правильным? (Изменить имена прилагательные)

-А как вы их изменяли? по родам? по числам? (Вероятно по падежам)

_Какой же вопрос у вас возник?

Слайд-12   Склоняются ли имена прилагательные?

 

 Слайд-13-Назовите тему нашего урока.

Слайд -14

Изменение имен прилагательных по падежам.

 6.Открытие новых знаний.

А сейчас я предлагаю провести небольшое исследование. Работа проводится в группах.

Упр. 210

Попробуйте данные словосочетания изменить по падежам.

Выделите окончания прилагательных.

Работать будете по плану.

Слайд-15

                                План.

  1.   Просклонять имя прилагательное вместе с именем существительным  .
  2.  Понаблюдать, как изменяются имена прилагательные.
  3. Сделать вывод.

Проверка.

Вывод: Имена прилагательные    изменяются по   числам и склоняются,  т. е.  изменяются по падежам

  _Откройте свои учебники на стр. 41. Дополните правило пропущенными словами.(Работа в парах)

_Прочитайте. Что у вас получилось.

_Сравните свой вывод с выводом учебника на стр. 140.(Читаем).

-Что вы можете сказать?(Наш вывод совпадает с выводом учебника)

-От чего зависит падеж имени прилагательного?(От имени существительного, с которым оно связано)

_Какие окончания мы пишем у прилагательных? (Такие же, как окончания у вопросов прилагательных)

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки

Нам сегодня не до скуки

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Потянулись, повернулись

Вверх, и в стороны, вперед

И за парты все вернулись

Вновь урок у нас идет

 

  -Посмотрите на свои записи и подумайте , какой алгоритм мы должны с вами вывести, чтобы определить падеж имени прилагательного?

_Поработайте в парах

(прикрепляю на доску)

                               Алгоритм.

  1.   Читаем словосочетание.
  2. Находим существительное.
  3.  Определяем   падеж существительного.
  4.  По падежу существительного определяем падеж прилагательного.    

 -Какой же вывод мы сделали  сегодня на уроке?

Слайд -17

Вывод: Имена прилагательные так же как  и  имена существительные  изменяются по падежам. Имя прилагательное стоит   в том же падеже, что и имя существительное,  связанное с ним.

-Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, имя прилагательное  имеет те же грамматические признаки, что и имя существительное, с которым оно связано. Называется эта особенность согласование.

Слайд-18

 -Как думаете, что прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже - это закон языка или правило письма?

-А может то и другое?(То и другое)

Используя алгоритм, закрепим полученные знания.

7.Первичное закрепление.

Соберем предложение. Определим     падеж имен прилагательных.

Слайд-19

( Синичка, на, клевать, заснеженную, сала, села, кормушку, кусочки, мерзлого,   клевала, голодная, и .)

-Запишите предложение (У доски)

   Голодная синичка села на заснеженную кормушку и начала клевать кусочки мерзлого сала)

_Работаем по алгоритму.

Голодная синичка( И. п.)

На заснеженную кормушку (В. п.)

Мерзлого сала (Р. п.)

 _ Мы повторили, в чем еще согласуются имена прилагательные? (В роде и числе), давайте определим род и число этих прилагательных

_Объясните и подчеркните орфограммы

-Ребята, помните, что зимой очень трудно прожить птичкам. Не так страшен для них холод, как голод. Поэтому, не забывайте подкармливать  наших пернатых друзей, почаще кладите им корм в кормушки.    А весной они отблагодарят вас своим пением.

8.Самостоятельная работа

Упр 212- 1 группа Выписать словосочетания прилагательное с существительным, определить род, число и падежимен прилагательных

2 группа

Слайд-20

 В текст вставить подходящие им. прилагательные, определить род, число и падеж этих прилагательных

Пришел    (    )  декабрь с    (       )    морозами.

(       )     поля   и луга  спят  под    (         )   покрывалом.

 

 Упр 212)Проверка по эталону)

Лиловый лес (м.р, ед. ч., И.п)

Золотой лес (м. р., ед. ч.. И.п)

Багряный лес (М. р., ед. ч.. И. п)  

Веселой стеной (ж. р., ед. ч., Т. п._

Пестрою стеной (ж. р, ед. ч., Т. п.)

Над светлою поляной (ж. р, ед. ч. , Т. П)

2группа

-Прочитайте свои тексты, назовите род, число и падеж им. прилагательных

_Для чего необходимы имена прилагательные в речи?(Делают речь  более  яркой, выразительной)  

Эстафета

Сейчас посмотрим, на каком ряду сидят самые внимательные ученики. Используя алгоритм, определите падеж имени прилагательного  (работа с карточками)

Слайд  -21

 Пушистым    снегом    

Прекрасная  погода

Солнечному    дню

О  лыжной     прогулке

  У заснеженного дерева

Через большой сугроб

 

 (Выигрывает тот ряд, который  выполнил работу быстро и без ошибок )

Слайд-22

-Какой общей темой объединены все эти словосочетания?  (Изменение имен прилагательных по падежам)

Слайд-23

9. Домашнее задание

 Стр. 41 прав., Сочин.- миниат. «Прогулка по лесу»- на «5»

Упр. 97      Д. м.-выписать словосочетания и определить род, число и падеж этих прилагательных

 

10.Итог урока

- На какие вопросы нам предстояло сегодня ответить на  уроке?

- Какие выводы мы сегодня сделали?

- Мы ответили на ваши вопросы?

-Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?( в разговорной речи и  при письме прилагательных)

 =Стали ли вы мудрее за урок русского языка?(Больше получили знаний)

 _ А теперь посмотрите внимательно на свою работу . У кого в процессе работы появились только плюсы?

_Какой вывод можно сделать? ( Работали хорошо, все получилось)

_ я вам за работу ставлю «5»

_А у кого не всегда были плюсы? Где были допущены ошибки?

_Какой вывод мы сможем сделать? (Необходимо еще поработать над этой темой)

) Те ребята, у кого все плюсы за работу, получают оценку «5»

 -Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Покажите карточку, с каким настроением вы заканчиваете урок.

Мнение учителя о работе класса.

Слайд -24(Спасибо за работу)

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по падежам"

Урок проведён по УМК "Перспектива" в 3 классе с использованием презентации и самоанализом...

"Изменение имен прилагательных по падежам"

Презентация по русскому языку. 3 класс...

Изменение имен прилагательных по падежам

Конспект урока по технологии деятельностного метода в 4 классе....

презентация по русскому языку, 3 класс "Изменение имен прилагательных по падежам. Закрепление"

данная презентация предусмотрена, как дополнительный материал при закреплении темы "Изменение имен прилагательных по падежам"...

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...