Проектная задача: Иллюстрированное пособие "Способы проверки орфограмм в падежных и личных окончаниях"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Третьеклассникам предагается изготовить в подарок для младших товарищей второклассников пособие, которое поможет ученикам в проверке орфограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_zadacha.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Евсеева С.М.

Название задачи

Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм в окончаниях»

Предмет

Русский язык

Участники

Ученики 3-го класса

Вид  задачи

С  точки зрения предмета – рефлексивная, в педагогическом плане – обучающая

Цели и педагогические задачи (педагогический  замысел

  • обучение младших школьников совместному решению задач;
  • более глубокое усвоение детьми способов проверки орфограмм в окончаниях;
  • подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы;  
  • очередной шаг на пути к формированию коммуникативных  компетентностей

Знания, умения и способы действия, на которые  опирается эта задача

 Третьеклассники в течение года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы в падежных и личных окончаниях. Эти способы: 1) определение набора окончаний; 2) определение спряжения; 3) нефонемное написание в падежных окончаниях

Планируемый  педагогический  результат

во-первых, решая данную задачу, каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год;

во-вторых, часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях, тем самым улучшить результат  итоговой работы;

в-третьих, в рамках этой задачи детям предлагается опробовать один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания

Способ и формат оценивания  результатов  работы

  • педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист);
  • публичная сборка единого продукта (пособия) из отдельных частей, над каждой из которых работала одна из групп;
  • публичное выступление групп: предъявление результатов своей работы.

Проектная  задача: Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм в падежных и личных окончаниях»

Основной  замысел самой  задачи:

Третьеклассникам предлагается изготовить в подарок для младших товарищей второклассников пособие, которое поможет ученикам в проверке орфограмм. Для этого ребята делятся на четыре группы (по способам проверки). Каждая группа получает техническое задание:

  1. распределить задания внутри группы согласно инструкции;
  2. рассмотреть материалы и определить способ, о котором предстоит рассказать в своей части пособия;
  3. составить рассказ о способе;
  4. проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм: придумать задание, с помощью которого можно было бы проверить, как ученик N освоил данный способ, а также, перечислить критерии оценки освоения способа.

Результат, которого должны достичь  дети:

Иллюстрированное пособие (формат листа А3), на котором будут четко, наглядно, доступно описаны известные второклассникам способы проверки орфограмм.

Описание  проектной  задачи:

- проблемная  ситуация 

Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 2-го класса. Второклассникам предстоит освоить способы проверки окончаний, а мы с вами уже умеем их проверять. Поэтому, я хочу предложить вам сделать красивое, иллюстрированное наглядное пособие  на тему: Способы Проверки Орфограмм в падежных и личных окончаниях. Для того, чтобы это получилось действительно красиво и грамотно, предлагаю вам план действий. Внимательно читайте задания. 

- постановка задачи

В подарок для учеников 2-го класса нужно приготовить иллюстрированное наглядное пособие  на тему: Способы Проверки Орфограмм в окончаниях.

- отдельные  задания и комментарии  к ним

Задание 1. Распределите  задания в группе, как показано на рисунке.

              Петя

                 Алеша

              Катя

        Галя          

        Саша

Одно из первых заданий – это распределение работы внутри группы. Предполагается, что способ распределения запомнится ребятам, и в дальнейшем они будут применять его при необходимости. Интересно для наблюдения, каким образом ребята будут распределять задания внутри группы.

Задание 2. Вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм в окончаниях слов. Просмотрите эти материалы и определите этот способ.

Задание 3. Составьте рассказ о вашем  способе проверки орфограмм.

Здесь ученики на доступном им языке изложат информацию об одном из способов проверки и принципе его работы. Это не что иное, как рефлексия полученных знаний по теме.  

Задание 4. Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.

В этой части задачи ребята приводят примеры к способу. Учитывая серьезную работу по теме, которую выполнили дети в классе и дома, это задание не вызовет затруднений, и с ним вполне может справиться один ученик.

Задание 5. Придумайте задание, с помощью которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.

        Это задание также рефлексивное, но имеет творческий характер.   Интересно, задание какого уровня придумают ребята (к этому периоду обучения у детей уже есть небольшой опыт решения заданий на трех уровнях: репродуктивном, рефлексивном, ресурсном). Скорее всего, ученику, ответственному за эту часть задачи, потребуется помощь.

Задание 6. Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.

 Вновь глубокая рефлексия способа. Для выполнения этого задания необходимо доскональное понимание действия способа поверки. Ученик, взявшийся за это задание изначально, вероятно, вынужден будет запросить помощь группы. Это предмет наблюдения эксперта.  

Задание 7. Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему Способы Проверки Орфограмм.

        Все группы воссоединяются для создания единого общего продукта, в который вложен труд каждого из присутствующих третьеклассников. Это визуально презентабельно, приносит моральное удовлетворение всем участникам.

Практика  реализация  задачи (если была)

Предложенная задача была проведена в третьем классе. Она достаточно трудна для учеников этой возрастной группы, однако, в группе, при поддержке взрослых, при правильном распределении обязанностей и относительно слаженного взаимодействия учеников, получается красивое и содержательное пособие по теме Способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях, которое можно использовать  в учебном процессе как схему-помощник.  

Приложение

Задание 1.  Распределите задания в группе, как показано на рисунке.

        Петя

                                            Алёша

                  Катя

                        Галя

                        Саша

Задание 2. Вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм в окончаниях слов. Посмотрите эти материалы и определите этот способ.

Задание 3. Составьте рассказ о вашем способе проверки орфограмм.

Задание 4. Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.

Задание 5. Придумайте задание, с помощью которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.

Задание 6.  Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.

Задание 7. Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему: «Проверка орфограмм в окончаниях»

1 группа

за быстр…м стрижом -

за син..й лентой -

в син..ю воду -

о ранн..м вечере -

в свеж..й зелени -

2 группа

к ёлк.. -

к лошад.. -

на верблюд.. -

слесар..м -

в варень.. –

3 группа

Оцени работу ученика. Отметь правильные варианты решения.

  1. свеж..й воздух (признак, пустой) - свежей воздух
  2. в серебристом ине.. ( м.р., столе) - в серебристом инее
  3. у больш…. камня (признак, у пустова) - у большова камня
  4. в названи.. ( ср.р., в окне) - в название

 

4 группа

Оцени работу ученика.

  1. сбреит  усы
  2. смотришь на лес
  3. сбережот урожай
  4. выметишь сор
  5. застелят покрывалом
  6. посеим пшеницу
  7. склеют книжку

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перенос способа проверки орфограмм в падежных окончаниях

Для просмотра файла вместе с рисунками необходимо открывать файл в Microsoft Office....

Проверка орфограмм в приставках, корнях и окончаниях слов

Проверка орфограмм в приставках, корнях и окончаниях слов...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме " Орфограмма - буква гласного в безударных личных окончаниях".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме " Орфограмма -  буква гласного в безударных личных окончаниях". УМК " Школа 2100"...

Урок русского языка "Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций"

Предмет: Русский языкТема урока: Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций.Тип урока: Урок-mixt Учаещиеся знают:        ·...

Проектная задача "Иллюстрированное пособие "Способы проверки орфограмм слабой позиции в корне"

В ходе работы учащиеся должны сделать для себя пособие - помощник, в котором должны отразить название орфограммы, способ проверки, смоделировать способ, подобрать "примеры" слов. Дано описан...

Технологическая карта урока «Проверка орфограмм в личных окончаниях в словах с приставкой вы-» (УМК системы Эльконина Д. Б.-Давыдова В. В., 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с алгоритмом проверки орфограмм в личных окончаниях глаголов с приставкой вы-....