Разработка урока русского языка для 2 класса по теме "Морфологические признаки имени существительного. Род".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сурина Екатерина Викторовна

Разработка урока русского языка для 2 класса  по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Морфологические признаки имени существительного. Род".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

по русскому языку для 2 класса

по  теме:

«Морфологические признаки

имени существительного. Род».

                                                 

            Автор: Сурина Екатерина                              Викторовна,

             учитель начальных классов,

             МБОУ НОШ  39

             г. Белореченск

ЦЕЛИ:  

  • Знакомство с родом имен существительных;
  • закрепление морфологических признаков имен существительных,
  • развитие коммуникативных функций учащихся.

ЗАДАЧИ:

  • закрепление знаний учащихся о собственных и нарицательных именах существительных, одушевленных и неодушевленных именах существительных,
  • формирование умения определять род и число  имен существительных;
  • обучение комплексному применению теоретических знаний и практических умений по данной теме;
  • развитие речи и увеличение словарного запаса;
  • развитие рефлексии.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

  • урок закрепления знаний

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедийный проектор;

ХОД УРОКА.

1. Самоопределение к деятельности.

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
Личностные  УУД: Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные  УУД:  Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

   

Организация детей к уроку.

-Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке.

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

 На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10.  Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

2. Актуализация опорных знаний:
Цель: Актуализировать знаний об имени существительном.
Личностные УУД :  ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.

Метапредметные    УУД :  умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Предметные  УУД :  Знания об имени существительном, и его признаках.

I. Минутка чистописания.

- Откройте тетрадь по чистописанию. Какие буквы вам встретились в этих сочетаниях? (-а, -о, -ь) Дайте характеристику данным буквам. (буквы: а, о – они гласные и указывают на твердость впереди стоящего согласного; буква ь – она звука не обозначает, придает мягкость согласным звукам).

- Пропишите элементы букв и буквы.

II. Словарно – орфографическая работа.

- Откройте тетрадь и запишите дату (подчеркните известные вам орфограммы).

- На доске записаны слова: вода, земля, конь, солнце, окно, степь, Юра, дочь. Объясните написание орфограмм в этих словах.

- Что общего между этими словами? (Это имена существительные, которые стоят в именительном падеже, в начальной форме).

- Разделите эти слова на группы. Сколько групп у вас получилось? (три группы) По какому признаку вы разделили? (по родам) (Задание выполняется устно). Запишите эти слова в три столбика.

 

II. Сообщение темы, целей урока. 

Учитель: Когда мы знакомились с частями речи, то говорили о том, что все мы живем в семье, в которой могут быть такие члены (части) семьи, как папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тетя, сын, дочь.Каждый член семьи имеет свое имя. Это сходно с нашей речью. Наша речь, как и семья, состоит из отдельных частей, т.е. из слов. Эти слова имеют названия. Давайте  вспомним эти названия.  (Дети называют части речи)    

- А какая часть речи могла бы о себе так сказать: 

                        Давно живу я в мире этом,

                         Даю названия предметам?        

- Правильно. Мы сегодня повторим все, что мы знаем об имени существительном.  Сформулируйте тему нашего урока. Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

 Какие признаки имени существительного мы изучили? (Дети называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного)

- Какие из этих признаков постоянные?

(Дети называют  постоянные и  непостоянные признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

число, одушевлённость, неодушевленность

- Что значит термин «постоянный признак»?

(Не изменяются).

- Что значит термин «непостоянный признак»?

(Изменяются). Сейчас мы с вами запишем число и приступим к работе в тетрадях.

3.Постановка проблемы. 
Цель:  Сформировать представление о результате.
Личностные  УУД:  ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.

Метапредметные УУД: целеполагание

 Предметные  УУД:  затруднение в определении рода существительного.

 

-Прочитайте имена существительные.

НА ДОСКЕ:

дом, весна, окно, клей, пальто,

каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе.

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.

- Сколько столбиков у вас получилось? (Три).

4. Открытие нового знания  
Цель:  Сформировать  умение определять род имен существительных

Личностные   УУД :  умение удерживать учебную задачу

Метапредметные  УУД :      владение  правильной речью, знания о временах года

Предметные   УУД : понятия о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках.

- Итак, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.

    Сначала все существительные были очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награжден». Услышали о королевском указе муж и жена и с жаром принялись за работу. Но для начала они решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили они их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул…). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна…). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (так и стали: солнце, небо, поле…)»

    Вот так и появился еще один признак у существительных. Как вы думаете, какой? (Существительные мужского, женского и среднего рода)

Фиксированное затруднение

-Постоянный это признак имени существительного или

непостоянный? Докажите.

(приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного).

- Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей).

- Для чего же нужно правило?  

Работа с карточками: метель, вьюга, снег, облако, солнце, каток, холод, снежинка, горка, шуба, пурга, снегокат, санки (?)

5. Первичное закрепление УУД
Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.
Личностные УУД :  

ЦО к умению выбирать действия по достижению цели

Метапредметные  УУД :  Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

Предметные  УУД :  Умение применять знания на практике

Поиск способов определения рода имени сущ.

УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей

I. Работа в тетради.

Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р.

6. Физминутка 
Цель:  сформировать ценностное отношение к своему здоровью

Личностные УУД :  ценностное отношение к здоровому образу жизни.

6. Включение нового знания в систему знаний.

 УУД: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы КТО? и ЧТО? отвечать оно должно!

КТО? ЗАЙЧОНОК, СЛОНЁНОК, БЕЛЬЧОНОК.

ЧТО? РУКА, НОГА и ГОЛОВА.

Это всё предметы простые

СУ-ЩЕСТ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫЕ.

ИГРА « КТО? или ЧТО?»

Дети записывают в два столбика слова.

КТО?        ЧТО?

слон        карандаш

кошка        пенал

попугай        стул        

ёжик        яблоко

Как называют слова, которые отвечают на вопрос КТО?

(Слова, которые отвечают на вопрос КТО? называются одушевлёнными.)

Как называют слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

(Слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?  называются неодушевлёнными.)

Существительное – ШКОЛА.

В ней ребята Катя, Саша, Лола.

А фамилий столько, что не счесть

Ивановы и Петровы, даже Сидоровы есть.

В уголке живом попугайчики Кеша и Рома чирикают весь день.

А двум Тортилам плавать всё время не лень.

На улице Дмитриевского школа стоит

В городе Москве под номером 2031.

- Ребята, а почему некоторые слова выделены красным цветом?

(Эти слова называются именами собственными.)

Вывод: Имена, фамилии, улицы, клички, города-

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Игра «НЕ ОШИБИСЬ».

Условие игры: я называю слово, а вы должны определить, собственное оно или нет.

- Для чего служат собственные имена существительные? (Для различения предметов – людей, животных, географических названий -  друг от друга)

Игра «Слушай, думай, хлопай»

(Уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)

Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.

7. Контроль и оценка 
Цель:  сформировать  чувство  самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД:  умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Предметные  УУД :  предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.

-Подведем итог нашего урока.

-Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?

- Какой способ вам понравился больше?

-Научились мы определять род имен существительных?

8. Рефлексия 
Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. 
Личностные УУД:  Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные  УУД:     умение сравнивать, делать выводы;

 Предметные  УУД:  применение новых знаний в жизненных ситуациях;

УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

САМООЦЕНКАУУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе  

    1      2      3      4      5      6      7      8      9      10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"

Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...

Урок русского языка. 3 класс. Род и число имени существительного.

Предмет: Русский языкУМК:  Школа РоссииТип урока:Урок контроля, оценки и коррекции  знаний.Тема: «Род и число имён существительных»Цель:формирование образовательных компетенций (информационн...

Разработка урока русского языка на тему:"Обобщение изученного об имени существительном"

Цели:    обобщить полученные знания об имени существительном, закрепить  правила написания мягкого знака на конце имен существительных    (в начальной форме)  после букв ...

Урок русского языка 3 класс "Обобщаем знания об имени существительном. Птицы нашей местности."

Урок обобщения и систематизации знаний. Обобщаем знания об имени существительном. Птицы нашей местности....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном».

Методическая разработка урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном»....