Интегрированный урок по русскому языку и краеведению для учащихся 1 класса "Слово - имя собственное.История города Пушкина"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Корнева Татьяна Владимировна

 Конспект урока дан вместе с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку и краеведению в 1 классе «Слово – имя собственное. История города Пушкина»

Цель: Научить учащихся правильно писать собственные имена существительные на примере слов краеведческой тематики. Ознакомить учащихся с историко-культурным наследием города Пушкина.

Задачи:

Обучающие

  1. Обобщить знания учащихся о написании имён собственных
  2. Формировать умение правильно писать собственные имена существительные, относящиеся к истории города Пушкина.
  3. Научить распознавать по смыслу и написанию одинаково звучащие имена нарицательные и собственные.
  4. Проверить знание о написании словарных слов: Москва, Россия.

Развивающие

  1. Развивать у учащихся зрительную память, мелкую моторику, произвольное внимание, умение сравнивать, анализировать.
  2. Развивать связную устную речь учащихся.
  3. Развивать умение работать в паре, сотрудничать и помогать друг другу.
  4. Развивать критическое мышление учащихся путём включения в урок проблемных вопросов и ситуаций.
  5. Развивать способность учащихся применять знания в новой ситуации.

Воспитывающие

  1. Воспитывать внимательное отношение к родному языку.
  2. Воспитывать любовь, гордость, уважение к славной истории родного города.
  3. Воспитывать коммуникативные навыки учащихся.
  4. Создать на уроке позитивный настрой и благоприятную для работы атмосферу.

Познавательные

  1. Формировать интерес к русскому языку.
  2. Углубить и расширить знания учащихся о культурном и историческом наследии города Пушкина и его создателях.
  3. Пробуждать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование

У учащихся: учебник русского языка, рабочая тетрадь, письменные принадлежности.

У учителя: ноутбук, проектор, экран, презентация к уроку, обычная доска, мел.

Ход урока

Презентация, доска

Действия учителя

Действия учащихся

2 слайд:

«…нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село»

А.С.Пушкин

На доске прописными буквами: Пп Пу Пе Пушкин Пушкинский Санкт-Петербург

3 слайд:

Карта Санкт-Петербурга поделённого на районы

Определение темы урока. Минутка чистописания.

Учитель задаёт учащимся вопросы о названии раздела учебника русского языка, который изучают учащиеся; о том, какие слова они изучают, какие группы слов относятся к именам собственным.

Учитель озвучивает тему урока:

 - Сегодня на уроке мы с вами повторим то, что знаем о написании имён собственных, научимся писать имена собственные, относящиеся к истории нашего города.

Обращает внимание учащихся на минутку чистописания.

- В подборе подходящих слов к слову Пушкинский поможет нам разобраться следующее слово из минутки чистописания.

- Мы с вами живём в Санкт-Петербурге и в то же время живём в городе Пушкине. Как так может быть?

- Город Пушкин является частью Санкт-Петербурга, то есть его районом (показывает на экране Пушкинский район), поэтому к слову Пушкинский подходит слово район.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя вспоминают,  как правильно писать строчную и прописную букву П.

Читают слова с доски.

Объясняют написание прописной буквы в начале данных слов.

Подбирают подходящие существительные к прилагательному Пушкинский.

Свободные ответы учащихся.

Выполняют упражнения на развитие мелкой моторики. Списывают минутку чистописания с доски.

2 слайд:

«…нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село»

А.С.Пушкин

4 слайд: сказка о царе салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе гвидоне салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

5 слайд: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

6 слайд: птица лебедь, царевна Лебедь

7 слайд: Лев Николаевич Толстой и животное лев, Конфета «Белочка» и животное белочка

8 слайд:

«…нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село»

А.С.Пушкин

Основная часть урока

Связь названия города с именем великого поэта

Учитель спрашивает учащихся о том, почему наш город носит такое название; о сказках А.С.Пушкина, которые знают учащиеся.

Обращает внимание учащихся на полное название «Сказки о царе Салтане…»

- Все ли слова правильно написаны в названии этой сказки?

- Все ли согласны, что слово «Лебедь»  нужно писать с заглавной буквы?

- В данном случае слово «Лебедь» – это имя царевны.

Предлагает вспомнить какие ещё слова можно писать и со строчной и с прописной буквы.

- Вспомните отрывок «Сказки о царе Салтане…», который посвящён белочке.

- А.С.Пушкин писал не только сказки, но и прозаические произведения, поэмы, стихотворения. Вот отрывок одного из них (читает отрывок)

Помогает учащимся объяснить значение слов, написание слова «Отечество»

- А.С.Пушкин так любил Царское Село, так сроднился с этим городом, что он назвал его своим Отечеством. Вы догадались о каком городе идёт речь?

Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся находят ошибки в записи названия сказки в написании имён собственных.

 

Пытаются разрешить проблемную ситуацию, почему «Лебеди» нужно писать с заглавной буквы.

Пытаются предложить свои примеры перехода нарицательных существительных в собственные.

Объясняют почему одно и то же слово пишется либо со строчной, либо с прописной буквы.

Читают наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане…», который посвящён белочке.

Объясняют,  как они понимают слова «чужбина», «Отечество».

Объясняют,  почему слово «Отечество» написано с прописной буквы.

- Речь идёт о Царском Селе, о нашем городе.

9 слайд: портреты Екатерины I и Петра I

10 слайд: появляется название  Царское Село

10 слайд: появляется название Детское Село

10 слайд: появляется название Пушкин

Три названия нашего города

Учитель спрашивает у учащихся о том, почему наш город носил такое название; о том,  какая царица была первой хозяйкой Царского Села.

Предлагает записать название города «Царское Село» в тетрадь.

- Обычно слово «село» пишется со строчной буквы, т.к. характеризует населённый пункт (город или деревня). Когда-то наш город был небольшим по размерам и носил название села. Когда он вырос и превратился в город, название осталось прежним; но слово «село» уже не характеризует населённый пункт.

Предлагает вспомнить, какие ещё названия нашего города знают учащиеся.

Учитель предлагает подумать о том, почему город носил такое название.

Учитель рассказывает об истории происхождения названия города «Детское Село».

 Предлагает записать название города в тетрадь.

- Что больше всего любят дети?

- Ещё дети любят играть, давайте поиграем.

Учитель вперемешку называет нарицательные и собственные имена существительные.

Предлагает учащимся назвать нынешнее название города.

- Это название наш город получил в 1937 году, в столетнюю годовщину со дня смерти А.С.Пушкина.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя устанавливают связь между Екатериной I и Петром I. Объясняют написание и записывают в тетрадь слова «Пётр» и «Екатерина».

Объясняют написание названия «Царское Село»

Пытаются разрешить проблемную ситуацию: почему слово «село» написано с заглавной буквы.

Учащиеся записывают название «Царское Село» в тетрадь.

Учащиеся вспоминают ещё одно название нашего города: Детское Село.

Свободные ответы учащихся.

Учащиеся записывают название «Детское село» в тетрадь, предварительно объясняя его написание.

Свободные ответы учащихся.

Учащиеся участвуют в физкультминутке: стоят в проходах между партами. Если они слышат имя собственное, то должны поднять руки, если – нарицательное, то они должны присесть.

11 слайд: изображение гербов России, Москвы, Пушкина, Санкт-Петербурга

12 слайд: появляется изображение Екатерининский парк

13 слайд: появляется изображение Екатерининского дворца

14 слайд: появляется изображение Екатерининского собора современное и довоенное

Герб и достопримечательности города Пушкина

Предлагает найти герб города Пушкина среди представленных гербов.

Учитель предлагает назвать остальные гербы.

Предлагает учащимся вспомнить написание словарных слов: Москва и Россия.

Предлагает проверить написание данных словарных слов по учебнику.

- Какую заглавную букву мы видим на гербе нашего города? Почему?

- На гербе нашего города мы видим заглавную букву Е, так как первой хозяйкой нашего города была императрица Екатерины I. Давайте образуем от слова «Екатерина» слово, которое отвечает на вопрос «какой»

Предлагает объяснить написание слова «Екатерининский» в словосочетании «Екатерининский парк», вспомнить какие ещё есть парки на территории нашего города.

Предлагает объяснить написание слова «Екатерининский» в словосочетании «Екатерининский дворец», вспомнить какие ещё есть дворцы на территории нашего города.

Предлагает объяснить написание слова «Екатерининский» в словосочетании «Екатерининский собор».

Рассказывает учащимся об истории создания, уничтожения  и восстановления Екатерининского собора.

Учащиеся находят среди представленных гербов герб города Пушкина.

Учащиеся называют гербы России, Москвы, Санкт-Петербурга.

С предварительным объяснением учащиеся записывают в тетрадь словарные слова «Москва» и «Россия».

Взаимная проверка написания словарных слов учащимися.

Свободные ответы учащихся.

Образуют от слова «Екатерина» прилагательное, которое отвечает на вопрос «какой?»

Подбирают к слову «Екатерининский» подходящие по смыслу существительные, обозначающие достопримечательности нашего города (Екатерининский парк, дворец, собор)

Объясняют написание слова «Екатерининский» в словосочетании «Екатерининский парк», называют парки на территории нашего города (Александровский, Нижний, Баболовский, Буферный парки)

Объясняют написание слова «Екатерининский» в словосочетании «Екатерининский дворец», называют дворцы на территории нашего города Александровский, Баболовский, Запасной дворцы)

Объясняют написание слова «Екатерининский» в словосочетании «Екатерининский собор». Слушают рассказ учителя об истории создания, уничтожения и восстановления Екатерининского собора.

Подведение итогов урока

- Пришло время заканчивать урок и подводить его итоги. Вспомните, какие имена собственные, относящиеся к истории нашего города, мы сегодня научились писать.

- А что нового о нашем городе вы сегодня узнали на уроке? Попробуйте придумать и задать вопросы друг другу по этой теме?

- Спасибо вам за урок. Вы хорошо поработали, молодцы!

Свободные ответы учащихся.

Взаимоопрос учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ЧТЕНИЕ – РУССКИЙ ЯЗЫК – АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) Тема: Изменение имен существительных по числам.

Урок нацелен на формирование умения различать единственное и множественное число существительных в английском и русском языках, развитие навыков устной речи и чтения на английском языке....

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Интегрированный урок по русскому языку и логопедии по теме: «Ударные и безударные гласные звуки и их обозначение на письме». Тип урока:

Данный урок является интегрированным. Он связывает логопедию и русский язык через основное понятие – речь, т.к. нарушения  речи – является  общей проблемой для учителей и логопед...