Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению. Тема урока: "Ударение". Я.Пинясов «Кем быть и кем не быть»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Мешкова Светлана Николаевна

Этот урок поможет учащимся усвоить значение ударения в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr.doc36 КБ
Файл otkrytyy_urok.odp1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению в 1классе.

Учитель Мешкова Светлана Николаевна

2014-2015учебный год
Тема урока:   "Ударение". Я.Пинясов «Кем быть и кем не быть»


Тип урока:   интегрированный.


Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Личнoстные:
знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
иметь представление о причинах успеха в учебе;
Регулятивные:
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные:
в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
составлять целое из его частей;
на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
адекватно реагировать на обращение учителя;
использовать в общении правила вежливости;
участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные задачи:
Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением, в постановке ударения.  Развивать выразительную речь, чтение целыми словами, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.


Оборудование:листы с текстом рассказа для чтения; карточки со словарными словами; образец буквы у; карточки для индивидуальной работы;   листок с ребусами; кружки зелёного и красного цвета; листы со смайликами; цветные карандаши; музыкальная композиция; презентация; проектор.

Ход урока

  • Здравствуйте.       Слайд №1

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Садитесь. Сегодня на уроке мы докажем важность ударения. Ещё раз убедимся в том, что без правильно поставленного ударения никак нельзя. Также будем работать над правильным и выразительным чтением. Чтобы вам было интересно работать, знайте, что в конце урока вас ждёт сюрприз. За каждый правильный и полный ответ вы получите солнышко-смайлик. Поэтому ваша задача- собрать их как можно больше. Я хочу узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Разукрасьте верхний смайлик.

(Звучит  музыка.)

  • Чтобы включиться в работу, проведём «Мозговой штурм».

1. Какой сегодня день недели? месяц?  время года?

  1. Сколько гласных букв в русском языке?
  2. А сколько гласных звуков?
  3. Назовите 1звук в слове ударение.

         

         -Какой это звук?  А в какой букве он ещё встречается?

         - Мы сегодня вспомним, как пишется буква  у.

         - Из каких элементов она состоит?

        (На доске образец буквы у)

         -Какие слова из школьной жизни начинаются с буквы у?

         - Найдите на карточке слова, которые спрятались между буквами.

         (Работа по таблице Мюнстерберга.)

         - Прочитайте эти слова. Запишите и поставьте ударение.

            Ученик, ученица, учитель.

         - Определите, сколько слогов в каждом слове. Как вы определили?

         - Как мы произносим эти слова? Пишем?

         - Для чего мы ставим ударение?

         - Давайте поговорим о качествах человека. Назовите положительные (отрицательные).     Слайд №2.

        - Сегодня будем читать рассказ русского писателя Я.Пинясова «Кем быть и кем не быть». После моего чтения ответьте на такой вопрос: «Каким человеком нельзя быть в жизни?»

             (Чтение рассказа учителем).

        - Понравился ли вам рассказ? Почему? Каким оказался Коля?

Чтение 1части по одному предложению.

        - Кем были мальчики по отношению друг к другу? Сколько книг купил Коля? Истратил ли он все деньги?

- Записываем слово книга.  Поставьте ударение. Посчитайте, сколько букв и звуков в слове.

Чтение 2части рассказа.

-Какая книжка понравилась Пете? Почему мальчик не мог её купить? Что Петя попросил у Коли?

 - Записываем слово хорошая. Поставьте ударение. Посчитайте, сколько букв и звуков в слове.

- Назовите противоположное слово.

Чтение 3части рассказа.

-Почему покраснел Коля? Понял ли он, что поступил неправильно? Как бы вы поступили? Какое качество человека характеризует Петю?

-Записываем слово жадность. Поставьте ударение. Посчитайте, сколько букв и звуков в слове. Почему звуков меньше, чем букв? Какое слово противоположно слову жадность по смыслу? Кто из мальчиков понравился больше и почему?

                                     Физминутка.

Все подняли руки – раз!

На носках стоит весь класс,

Два присели, руки вниз,

На соседа посмотри.

Раз! - И вверх,

Два! - И вниз,

На соседа посмотри.

Будем дружно мы вставать,

Чтобы ногам работу дать.

Раз - присели, два – поднялись.

Пусть мужает ваше тело.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать

- Сейчас 4человека поработают по карточкам.

- Иногда слова, которые написаны одинаково, обозначают разный смысл. И если неправильно поставить ударение, то иногда можно оказаться в смешной ситуации. Давайте посмотрим сценку.

 (Учащиеся разыгрывают миниатюру).

Больной мальчик лежит в постели.

-Так хочется в школу поскорее. Нужно лекарство принять. (Берёт бутылочку с лекарством. Читает.) Три раза в день по одной ложке после приёма пищи´.

  (Начинает пищать.)

Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано: после приёма пищи´.

- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пи´щи, а не пищи´.

- Ой, мамочка. Я, оказывается, неправильно поставил ударение.

-Да, такое может случиться, если ударение в слове поставить неправильно. И вы об этом только что увидели и услышали.

- Давайте ещё раз убедимся, что смысл слова зависит от ударения.

   Слайд №3.      гво´здики- гвозди´ки

   Слайд №4.      за´мок-замо´к

   Слайд №5.      кру´жки-кружки´

- Какие вы ещё знаете слова, которые отличаются только ударением?

- Такие слова называются омографы.

- С помощью сигнальных карточек(зелёный и красный кружки) покажите, правильно ли во всех словах стоит ударение.

1. Папа для ремонта обуви купил гвозди´ки.

2. Маме на день рождение я подарю гвозди´ки.

3. Ключ нужно вставить в замо´к.

4. Я нарисовал красивый замо´к для принцессы.

- Исправьте ошибки.

- На что влияет ударение? Для чего мы его ставим?

Слайд №6.

- Я предлагаю вам разгадать ребусы и поработать в парах.

-Прочитайте ребусы.

Витрина, подвал, семья, стол.

- Запишите слова, которые делятся на слоги, поставьте ударение.

- Почему слово стол не записали?

- Молодцы! Вы сегодня в процессе урока доказали, что без ударения прожить нельзя.

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

- Посчитайте смайлики, которые вы получили за урок. Поднимите руки у кого нет ни одного смайлика-солнышка?

- Вы все хорошо поработали и получаете «сладкий» приз.

- Покажите своё настроение в конце урока.

(Звучит музыка.)

Слайд №7.

- Урок окончен. До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 4 класс

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Обобщение знаний об однородных членах предложения на основе произведений Пушкина А.С." 4 класс. УМК "начальная школа 21 века.Данный матер...

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению во втором классе

Тема: 1. Сказки А.С.Пушкина;               2. Закрепление изученного материала. Цель: 1. Развитие интереса к чтению и желания...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».

Данный материал содержит  план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...

Конспект урока по русскому языку для 1 класса Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.

Тип урока: комбинированный.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личнoстные:— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;— иметь представление о причинах ус...

Презентация "Добрый праздник среди зимы" к интегрированному уроку по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.

Тема презентации:"Добрый праздник среди зимы".Почему необходимо беоечь всё живое на земле?1. Чтобы оставить память потомкам.2.Человек - часть природы.3.Растения и животные украшают планету.Главной тем...

Интегрированный уроку по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.

Тема урока: « Как прекрасен этот мир-посмотри !  Добрый праздник среди зимы.» Цели урока: на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «...

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению на основе сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок» . Тема: “Обобщаем и стараемся писать без ошибок”

Данный урок нацелен на формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, повторения правила правописания безударных гласных в корне при помощи подбора однокоренных слов, изменения ч...