Правописание гласных и,ы после ц
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кристина Александровна

!!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pravopisanie_iy_posle_ts_2.zip51.75 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Мотолыгина Кристина Александровна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МАОУ «Медико- биологический лицей»

Республика/край

Саратовская область

Город/поселение

Саратов

Предмет

Русский язык

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

3 класс

Продолжительность урока/мероприятия

45 мин

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Правописание гласных Ы, И после Ц.

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Учебник русского языка под ред. Н. В. Нечаевой, 3 класс, 3 четверть

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок получения новых знаний. Тесно связан со следующим уроком, на котором будет дальнейшая отработка навыка написания И,Ы после Ц у имён существительных. И продолжение изучения имени существительного.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Создание условий для формирования предметных и метапредметных действий.

 Личностные результаты

 - осознавать смысл изучения правописания слов и успешного их написания на письме,

- понимать значимость правильного написания данной орфограммы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

 - оценивать ход и результат выполнения задания;  сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и образцом;  

- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Познавательные:

 - общеучебные:  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;

- логические:

  - постановка и решение проблем:  самостоятельно искать способ решения проблемы.

 Коммуникативные:

  - уметь работать в группах;

-  внимательно слушать друг друга;

  - уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

  воспроизведение правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;

  знать написание гласных И,Ы после Ц.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Образовательные:

- познакомить с новым опознавательным признаком – с правописанием ы, и после ц;

- учить обосновывать выбор гласных ы, и после ц в корнях, суффиксах и окончаниях;

- повторить правописание мягкого знака после шипящих согласных на конце слова, правильное определение словосочетаний в предложениях.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся терпимость, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

- воспитывать самостоятельность, творческую активность;

Развивающие:

- развитие орфографической зоркости;

- расширить лексический запас учащихся;

- развитие познавательных процессов: мышление, внимание, память.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Дети приобретут знания о правильном написании существительных, у которых имеется орфограмма правописание Ы, И после Ц.

Закрепят, в каких случаях после ц пишется и, а в каких ы.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Компьютер, экран, презентация, учебник, тетрадь с печатной основой, интерактивная доска, карточки.


Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Этап урока

/занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме[1]:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Начало урока.

Организационный момент.

1-2 мин

Эмоциональное вхождение в урок.

Заимствованный, но измененный

Цель: положительно настроиться на урок; установить эмоциональный контакт между учащимися;

Задачи: воспитательная- воспитывать у учащихся чувство доброты.

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте хорошей работы на уроке. Дети, посмотрите, у вас на партах лежат смайлы, которые показывают такие чувства, как  радость, равнодушие и грусть. Возьмите один из смайла и покажите то настроение, с которым вы пришли на урок. Первые продемонстрируют своё настроение красота нашего класса. Это наши девочки. Затем показывают настроение гордость нашего класса. Это мальчики.(В учебнике Нечаевой достаточно большое количество заданий в упражнениях разделены на 2 группы: для мальчиков и девочек. Поэтому и орг.момент можно начать также.)

Регулятивные: Обеспечение учащимися организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха.

Социальная  способность относиться к окружающим с уважением и добротой;

                Вхождение или погружение в тему                        Повторение изученных знаний

5 мин

3 -4 мин

Комментированное письмо

В течение урока используется прием «Светофор» по Гину.

«Внимательный ученик»

«Знаю – хочу узнать – узнал»

Заимствованный

Заимствованный

Заимственный

Заимствованный

Цель: повторить пройденный материал. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Задачи: организовать коммуникативное взаимодействие, направленного на обобщение полученных знаний.

Цель: создать мотивацию к определению темы и цели урока;

 Задачи: повышать интерес к предмету через средства развивающего обучения; умение формулировать цель  урока;

развивать умение выделять общий признак.

К доске выходит ученик. Ему дается карточка.

Ребенок проговаривает каждое слово, правильное написание, доказывая правилом, проверочными словами.

Ребята, посмотрите на предложение. Кто может ответить, сколько в нем словосочетаний? (Готовность ответить показывают с помощью светофора) (В предложении 1 словосочетание)

Назови его, пожалуйста. (шептался с рекою, есть главное слово шептался и зависимое рекою)

Вы забыли ещё одно словосочетание: камыш шептался. Вы не внимательны. Поднимите зелёный цвет, кто согласен со мной, красный-кто не согласен. Выслушать  2 версии. После чего делаем вывод, что камыш- подлежащее, а шептался –сказуемое, а подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

Посмотрите на слайд. Запишите в 2 столбика слова.

По какому признаку распределены слова в две группы?( во 2 гр.чу-щу,ча-ща; в 1гр-жи-ши,скорее всего ци)

Какие правила написания гласных после этих согласных вы знаете,а какие нет? Заполняется таблица. (Знаем что жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у.)

Что мы не знаем, но хотим узнать? (написание ци.)

Произнесите слог ци.. что вы слышите с какой буквой можем перепутать?(слышим цы, можем написать с буквой ы).

Что сегодня будем изучать? (правописание и ,ы после ц)

Какова наша цель на уроке? Помогите сформулировать.(Узнать в каких случаях будем писать и после ц, а в каких-ы.)

Познавательные: Обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа объектов делать выводы.

 

Личностные: формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:  умение слушать и понимать других;

Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение выделять главное; целепологание.

Учебно-познавательная: способность применять опорные знания по предыдущим темам.

Коммуникативная: умение решать задания с выводами и комментированием;

Фаза 2 «Работа над темой»

Изучение новой темы

         

10  мин

                                           

Цель: учить обосновывать выбор гласных ы-и после ц в корнях, суффиксах и окончаниях;

Задачи: повысить интерес к предмету;

 

Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши

наблюдения. Прочитайте шуточную историю

Индивидуальная работа

Проверка по образцу

Зрители встретили овацией выступление щуки и жирафа. Затем на мотоц_кле катались лисиц_ в ц_линдрах. А во второй части - чудесные моржи пожимали щупальца раку, который играл на ц_мбалах. Сенсац_я! Ежиху Смешинку пригласили участвовать в ц_рковой программе. Вот это удача!

Выпишите только слова с пропущенной орфограммой.(на цимбалах, на мотоцикле,в цилиндрах, сенсация, в цирковой)

Знакомство со словами, которые не понятны детям.

Разберите данные слова по составу. Самостоятельно в своих тетрадях.

После чего появляется слайд с разобранными словами. С данным образцом дети сравнивают насколько правильно выполнили задание.

Откройте стр. 43 учебника Упр.352.

Необходимо с помощью суффикса –ын- и слов -синица, куница, лисица, спица - образовать фамилии. Мальчики образовывают женские фамилии, девочки- мужские. Выделите суффикс –ын- зеленой ручкой.

Проверка. Девочка читает- записанные мужские фамилии(Синицын, Куницын, Лисицын, Спицын, мальчик- женские фамилии (Синицына, Куницына, Лисицына, Спицына).

Посмотрите в тетрадь, на слова, которые вы выписали, посмотрите на фамилии, которые вы записали. Кто может сказать, когда же мы будем писать ЦИ, а когда ЦЫ. (Свою готовность дети показывают с помощью «Светофора»)

Если возникает затруднение, то можно подсказать, что мы не зря делали разбор по составу. Необходимо обратить на это внимание.

Выслушивание несколько версий.

После обращается внимание ребят к учебнику.

Дети, откройте учебник на стр. 43 Упр. 353 на 1 схему. Кто может её прочитать? («Светофор») (Ы пишется после ц в окончаниях и в суффиксе ЫН. И после Ц пишется, если слово оканчивается на ЦИЯ, в корне. Но есть слова - исключения: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц.)

Хорошо. А теперь вспомните все варианты ответов и кто говорил тот или иной вариант, и скажите кто был ближе к правильной версии?(ответы детей)

А чтобы легче запомнились слова-исключения, обратимся к РТ с печатной основой. Откройте стр.9 Упр.17(3 часть). Прочитайте стихотворение.

Ц_ган на ц_почках

И ц_кает так громко,

Ц_пленок – в обморок,

Проблемы у ц_пленка:

- Зачем я, бедный, в исключения попал?

Ц_ган ужасный меня насмерть напугал.

Какую букву вы вставили?(букву ы)

Почему?(слова-исключения)

Регулятивные УУД:

-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Логические

-сравнение,классификация объектов по выделенным признакам;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Познавательные: Развитие  умения извлекать информацию из схем;

на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция;

Коммуникативные:  умение слушать и понимать других;

Методологические: качества – способность к

учебной деятельности и умение её пояснить, умение поставить цель и её

достичь;

Информационная: способность читать информацию в виде схемы;

- Учебно-познавательная: классифицировать свои знания по данному предмету;

    Закрепление нового материала                                                            Физминутка

Повторение с контролем

Поймай ошибку

Работа в группах

Заимствованный

Заимствованный

Цель: физ. минутка поможет отдохнуть детям, подвигаться. Но одновременно закрепить пройденный материал.

Цель: активизировать мыслительную деятельность; актуализировать полученные ранее знания; развивать внимание;  организовать коммуникативное взаимодействие в группе; развивать умение видеть ошибки.

Задачи: повысить интерес к предмету;

Материалы: учебник, ручка, карточка.

Цель: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Задачи: организовать коммуникативное взаимодействие, направленного на обобщение полученных знаний.

Ребята, кто сможет повторить полностью правило? Кто хорошо запомнил правило?(«Светофор»)

Выслушивание 2-3 ребят. Закрепляем правило.

- Встаньте, ребята. Я буду называть существительные. Если в им. Существительном пишется И после Ц, то девочки поднимают руки вверх, а мальчики присаживаются. Если в существительном пишется Ы, то мальчики поднимают руки вверх, а девочки присаживаются. Будьте внимательны. (цыпленок, цирк, ситуация, больницы, цыган, Вороницына, циркуль.)

Ребятам даются карточки с текстом. Текст даётся с ошибками.

  1. Карточка.

Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, ц…ган,  ц…рк, ц…плёнок, новый ц…ркуль, певчие птиц…

  1. Карточка

Ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, ц…фры, под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост.

  1. Карточка

Прослушать лекц..ю, написать ц…фры, узкие улиц…, на ц…почках, спортивная секц…я, лисиц…н хвост, ц…рковой артист.

Представитель каждой группы на интерактивной доске выходит и исправляет ошибки в своей карточке.

Коммуникативные УУД

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: развитие  умения анализировать; На основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция;

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение работать в группе;

Личностные: формирование  мотивации к обучению;

Учебно-познавательная: формировать новые знания, умения; способность передать свои знания  в ходе  создания проекта;

Коммуникативная: способность работать в группе; умение решать задания с выводами и комментированием. вести дискуссии в группе.

Коммуникативные: 

качества, обусловленные необходимостью взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умение её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнение

различных социальных ролей в группе и коллективе.

Рефлексия

Цель: научить оценивать свою деятельность на уроке и отношение к видам деятельности; организовать коммуникативное взаимодействие в группе;

Материалы: конверт с тремя карточками разных цветов, лист со словом МОЛОДЦЫ.

Продолжите фразу.

Что мы хотели выяснить на уроке?

Что нам удалось?

Мы ответили на поставленный вопрос?

Что будем делать завтра?

Что было самым важным на уроке?

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Вернемся к таблице.

 Мы теперь можем заполнить 3 колонку?(да)

Что мы в ней напишем? (Мы узнали правильное написание гласных и,ы после ц.)

Познавательные УУД

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Мировоззренческие:

качества,

определяющие эмоционально-ценностные характеристики ученика, его

способность к самопознанию и самодвижению;

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Подведение итогов

Рефлексия «Солнышко»

2 мин

Заимствованный

Цель: научить оценивать свою деятельность на уроке и отношение к видам деятельности; организовать коммуникативное взаимодействие в группе;

Материалы: конверт с тремя карточками разных цветов, лист со словом МОЛОДЦЫ.

Ребята вам нужно собрать солнышко. У каждого на парте лежат по 3 лучика разного цвета. Лучик для солнышка вы можете взять любого цвета, который соответствует вашему настроению.

Радостное настроение, все получилось.

Радостное настроение, но испытываю затруднения.

Мне грустно, не понял материал.

На доску вывешивается основа- солнышко. А дети прикрепляют лучики. (таким образом можно эмоциональный настрой детей)

Регулятивные: анализировать работу на уроке; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Методологические:

способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление и самооценка.

Оценивание

Объявление оценок.

Домашнее задание

 (если  имеется)

Учить правило, стр.43. Упр.357(а,б).Составить карточку с данной орфограммой по образцу на стр.184.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за работой гласных при чтении шипящих согласных. Правописание гласных а, у, и после шипящих.

Цель: закрепление знаний правописание гласной и после шипящих ж, ш;развитие умения писать слова с изучаемой орфограммой.Задачи:учить применять теоретические знания на практике;повторить  звукобук...

Интегрированный урок чтения и письма. В.Осеева "Печенье" .Правописание гласных после шипящих.

Предлагаю конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе по УМК " Начальная школа X XI века" по теме В.Осеева " Печенье" . Правописание гласных после шипящих ( чу-щу, ча-ща)....

"Правописание гласных после шипящих" .

План-конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных после шипящих" во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" с использованием ЭОР....

Правописание гласных о-ё после шипящих

Правописание гласных о-ё после шипящих в именах существительных и именах прилагательных в корне,суффиксе, окончании....