Наблюдение за работой гласных при чтении шипящих согласных. Правописание гласных а, у, и после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Шмакова Александра Семёновна

Цель: закрепление знаний правописание гласной и после шипящих ж, ш;

развитие умения писать слова с изучаемой орфограммой.

Задачи:учить применять теоретические знания на практике;

повторить  звукобуквенный разбор слов по данному в учебнике образцу;

содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;

способствовать обогащению словаря учащихся;

развивать коммуникативные навыки речи,  творческий потенциал детей;

развивать  речь, устойчивость и объём  внимания,  умение делать выводы;

дать представление о причинах успеха в учебе;

воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhi-shi.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема. Наблюдение за работой гласных при чтении шипящих согласных. Правописание гласных а, у, и  после   шипящих.

Цель: закрепление знаний правописание гласной и после шипящих ж, ш;

развитие умения писать слова с изучаемой орфограммой.

Задачи: учить применять теоретические знания на практике;

              повторить  звукобуквенный разбор слов по данному в учебнике образцу;

        содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;

              способствовать обогащению словаря учащихся;

           развивать коммуникативные навыки речи,  творческий потенциал детей;

развивать  речь, устойчивость и объём  внимания,  умение делать выводы;

   дать представление о причинах успеха в учебе;

           воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Сегодня к нам на урок пришли гости – учителя нашей школы. Поприветствуйте их.

  1. Формулирование темы, цели урока.

                             Ж      Ш     И    

                             Ш      И     Ж

- Какие 4 перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы находились в одинаковой последовательности?

- Какие слоги-слияния можно составить из этих букв?

- Давайте с ними придумаем чистоговорку и научимся её правильно говорить:

Жи-жи-жи - … (в лесу живут ежи).

Ши-ши-ши -…   (в пенале есть карандаши).

- Как вы думаете, какова же тема урока?

- Сформулируйте задачи урока:

закреплять умения … (писать гласные после шипящих согласных)

обогащать … (словарный запас)

развивать … (фантазию, умение делать выводы)

воспитывать … (бережное отношение к природе)

  1. Составление плана работы.

- Чтобы наш урок был эффективным, давайте составим план работы и постараемся его придерживаться.  Чем мы будем заниматься?

  1. Каллиграфическая минутка.

- Для чего мы проводим каллиграфические минутки?

- Какой у нас девиз при письме? (Пиши, но не спеши.)

- Давайте составим из букв предыдущего задания  различные соединения и пропишем их с комментированием:   жши     жиш    шжи   шиж    ижш   ишж

  1. Словарно-орфографическая работа.

- Какое сейчас время года?

- Ваши ассоциации со словом ВЕСНА.

- А знаете ли вы, что 1 апреля будет отмечаться  международный день птиц? День птиц - это время прилёта пернатых с зимовок. В России праздник отмечают с 1994 года, но и раньше возвращение перелётных праздновалось, потому что это означало наступление весны. В народе так и говорили: «Увидел грача – весну встречай». Обычай старины - печь в этот день жаворонков из теста  и петь особые песенки - заклички. Одна из старейших традиций - развешивание в этот день скворечников, синичников  и прочих "птичьих домиков".

Сегодня на уроке мы поговорим ещё и о нашей природе, об отношении к ней.

- Когда я готовилась к уроку, в окно дунул тёплый весенний  ветерок, и буквы из  слов разлетелись как птички. Поймайте звуки и отгадайте слова:

[в], [а], [р], [о], [н], [а]                         [в], [а], [р], [а], [б’], [э] [й’]

[c], [а], [р], [о], [к], [а]                        [с], [н’], [и], [г’], [и], [р’]

- Проговорите орфрграфически и проверьте в компьютере.

- Какое из слов «лишнее»? Ответ аргументируйте. (Пусть я птичка-невеличка.

                                                                У меня, друзья, привычка –

                                                                Как начнутся холода,

                                                               Сразу с севера сюда.)

- Сделайте звукобуквенный разбор этого слова:

Снеги’рь [с н’ и г’ и р’] – 6 зв., 4 согл., 2 гл., 7 б., сне-гирь.

- Почему букв больше, чем звуков.

  1. Закрепление изученного.
  1. Теоретическая минутка.

- Что такое орфограмма?

- Зачем люди изучают орфограммы?

- Это в жизни пригодится? Где?

- Откройте  учебники на стр. 41.  Составьте правило по первой схеме упр. 94.

- Приведите примеры.

- Давайте попробуем объяснить эту орфограмму. Произнесите слог ЖИ.

- Какой  звук слышим в конце?

- А почему пишем букву И? (т.к.  у буквы Ж нет  пары по твёрдости-мягкости, она даёт всегда твёрдый звук)

Аналогично слог ШИ.

  1. Работа в парах.

- А сейчас внимание: интересное задание. Недавно мы с вами были на  музыкальном спектакле филармонии и узнали новые слова – какофония,  гармония.  Что они означают?  (неправильное сочетание звуков;  согласованность, сочетание чего-либо)  В русском языке, как и в природе, всё должно быть гармонично.  На партах у вас лежат карточки со словами.  Прочитайте их, найдите ошибки  и исправьте их.

Жизнь, жыраф, ширина, машына, тишына, жывотное, ландыши, чижы.

- Кто нашёл 5 ошибок? 4 ошибки?

- Прочитайте эти слова и объясните их  правописоние.

  1. Физкультминутка.

- А сейчас я предлагаю отправиться на прогулку в весенний лес.

- Какие правила мы должны соблюдать в лесу?

(- Нельзя срывать цветы!

- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников!

- Нельзя обижать животных!

- Нельзя ловить животных, насекомых  и птиц  и уносить их домой!

- Надо быть наблюдательным!

- Будь природе другом!)

- Будьте внимательны  во время прогулки.  (Во время движения дети находят картинки: ежи, ландыши, белка, шишки.)

  1. Фронтальная работа у доски.

- Кого и что вы встретили в лесу? Принесите картинки. (прикрепляются на доску)

- Составьте словосочетания с этими словами так, чтобы в каждом словосочетании было хотя бы одно слово на изучаемую  орфограмму.

Колючие ежи                     душистые ландыши

пушистая белка               сосновые шишки

- Подчеркните орфограмму.

  1. Выборочный диктант.

- Если вы были внимательны во время прогулки по лесу, то, наверняка, заметили небольшое лесное озеро. Послушайте о нём стихотворение:

Чуть колы’ша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут:

Тучи по небу плывут,

Бор сосновый, как живой,

Дремлет книзу головой.

- В тиши – как сказать иначе?

- Выпишите из стихотворения слова с изучаемой  орфограммой.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте у соседа.

  1. Письмо по памяти.

- Что это?  в, мыш_, норке, ж_вут

- Какое задание можно выполнить с этими словами?

- Можно, я немного усложню задание? Из слов составьте предложение, которое соответствует данной схеме:

_______     _______    в   _______ .

- Какие буквы вставите? Почему?

- Запомните это предложение. Запишите по памяти.

- Проверьте.

- Орфограмму в словах подчеркните.

  1. Работа в группах (по цвету квадратиков на партах).

- Давайте ещё раз заглянем в наш лес.  Выполнив задание,  мы  увидим удивительную картину из жизни животных. (Стихотворение разделено на 3 части для каждой группы по одной части. Каждая группа  вставляет нужную букву в слово. Затем читают по порядку, объясняя орфограмму.)

В лесной глуш_,

В глухой тиш_

Играли в прятки малыш_:

Уж_ залезли в камыш_,

За ш_повник спрятались еж_,

В ш_роком дупле затаились стриж_,

А ты нужную букву впиш_,

И найдутся малыш_!

- Какую картинку из жизни лесных жителей нам удалось увидеть при помощи этого стихотворения?

- Какой вывод вы можете сделать? (в природе всё гармонично и нельзя ничего нарушать)

  1. Итог урока.

- Подведём сейчас итог,

А не зря ль прошёл урок?

Вы, ребята, не зевайте,

А скорей мне отвечайте:  Какую орфограмму мы сегодня повторяли?

- Сформулируйте её.

- Приведите примеры.

  1. Рефлексия.

- Вспомните цель, которую вы сформулировали в начале урока.  Как вы считаете, наш урок достиг цели?

- А какими  способами? (Вместе, группами, в парах, самостоятельно) 

- Продолжите предложения: Теперь я знаю …  .

                                   Теперь я умею … .

                                   У меня получилось … .

- Где будете применять полученные знания?

- Кому сегодня сопутствовал успех?

- Как вы думаете, почему?

  1. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения и письма. В.Осеева "Печенье" .Правописание гласных после шипящих.

Предлагаю конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе по УМК " Начальная школа X XI века" по теме В.Осеева " Печенье" . Правописание гласных после шипящих ( чу-щу, ча-ща)....

Правописание гласных о-ё после шипящих

Правописание гласных о-ё после шипящих в именах существительных и именах прилагательных в корне,суффиксе, окончании....

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Самостоятельная работа по теме «Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими».

Цель данного урока проверки знаний: создавать условия для изучения звуков в словах; Задачи: выявить навыки правописания гласных с шипящими  в словах; развивать фонематический слух; корригиро...

Практическая работа по русскому языку на тему "Правописание гласных после шипящих"

Практическую работу"Правописание гласных после шипящих" можно использовать на уроках русского языка для 1-2 класса...

Учебно-методическая разработка "Правописание гласных после шипящих согласных Ч и Щ" 3 класс для обучающихся с ОВЗ

Учебно-методическая разработка "Правописание гласных после шипящих согласных Ч и Щ" 3 класс для обучающихся с ОВЗ...