Главные вкладки

    Наблюдение за работой гласных при чтении шипящих согласных. Правописание гласных а, у, и после шипящих.
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Шмакова Александра Семёновна

    Цель: закрепление знаний правописание гласной и после шипящих ж, ш;

    развитие умения писать слова с изучаемой орфограммой.

    Задачи:учить применять теоретические знания на практике;

    повторить  звукобуквенный разбор слов по данному в учебнике образцу;

    содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;

    способствовать обогащению словаря учащихся;

    развивать коммуникативные навыки речи,  творческий потенциал детей;

    развивать  речь, устойчивость и объём  внимания,  умение делать выводы;

    дать представление о причинах успеха в учебе;

    воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zhi-shi.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    Тема. Наблюдение за работой гласных при чтении шипящих согласных. Правописание гласных а, у, и  после   шипящих.

    Цель: закрепление знаний правописание гласной и после шипящих ж, ш;

    развитие умения писать слова с изучаемой орфограммой.

    Задачи: учить применять теоретические знания на практике;

                  повторить  звукобуквенный разбор слов по данному в учебнике образцу;

            содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;

                  способствовать обогащению словаря учащихся;

               развивать коммуникативные навыки речи,  творческий потенциал детей;

    развивать  речь, устойчивость и объём  внимания,  умение делать выводы;

       дать представление о причинах успеха в учебе;

               воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.

    Ход урока.

    1. Орг. момент.

    - Сегодня к нам на урок пришли гости – учителя нашей школы. Поприветствуйте их.

    1. Формулирование темы, цели урока.

                                 Ж      Ш     И    

                                 Ш      И     Ж

    - Какие 4 перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы находились в одинаковой последовательности?

    - Какие слоги-слияния можно составить из этих букв?

    - Давайте с ними придумаем чистоговорку и научимся её правильно говорить:

    Жи-жи-жи - … (в лесу живут ежи).

    Ши-ши-ши -…   (в пенале есть карандаши).

    - Как вы думаете, какова же тема урока?

    - Сформулируйте задачи урока:

    закреплять умения … (писать гласные после шипящих согласных)

    обогащать … (словарный запас)

    развивать … (фантазию, умение делать выводы)

    воспитывать … (бережное отношение к природе)

    1. Составление плана работы.

    - Чтобы наш урок был эффективным, давайте составим план работы и постараемся его придерживаться.  Чем мы будем заниматься?

    1. Каллиграфическая минутка.

    - Для чего мы проводим каллиграфические минутки?

    - Какой у нас девиз при письме? (Пиши, но не спеши.)

    - Давайте составим из букв предыдущего задания  различные соединения и пропишем их с комментированием:   жши     жиш    шжи   шиж    ижш   ишж

    1. Словарно-орфографическая работа.

    - Какое сейчас время года?

    - Ваши ассоциации со словом ВЕСНА.

    - А знаете ли вы, что 1 апреля будет отмечаться  международный день птиц? День птиц - это время прилёта пернатых с зимовок. В России праздник отмечают с 1994 года, но и раньше возвращение перелётных праздновалось, потому что это означало наступление весны. В народе так и говорили: «Увидел грача – весну встречай». Обычай старины - печь в этот день жаворонков из теста  и петь особые песенки - заклички. Одна из старейших традиций - развешивание в этот день скворечников, синичников  и прочих "птичьих домиков".

    Сегодня на уроке мы поговорим ещё и о нашей природе, об отношении к ней.

    - Когда я готовилась к уроку, в окно дунул тёплый весенний  ветерок, и буквы из  слов разлетелись как птички. Поймайте звуки и отгадайте слова:

    [в], [а], [р], [о], [н], [а]                         [в], [а], [р], [а], [б’], [э] [й’]

    [c], [а], [р], [о], [к], [а]                        [с], [н’], [и], [г’], [и], [р’]

    - Проговорите орфрграфически и проверьте в компьютере.

    - Какое из слов «лишнее»? Ответ аргументируйте. (Пусть я птичка-невеличка.

                                                                    У меня, друзья, привычка –

                                                                    Как начнутся холода,

                                                                   Сразу с севера сюда.)

    - Сделайте звукобуквенный разбор этого слова:

    Снеги’рь [с н’ и г’ и р’] – 6 зв., 4 согл., 2 гл., 7 б., сне-гирь.

    - Почему букв больше, чем звуков.

    1. Закрепление изученного.
    1. Теоретическая минутка.

    - Что такое орфограмма?

    - Зачем люди изучают орфограммы?

    - Это в жизни пригодится? Где?

    - Откройте  учебники на стр. 41.  Составьте правило по первой схеме упр. 94.

    - Приведите примеры.

    - Давайте попробуем объяснить эту орфограмму. Произнесите слог ЖИ.

    - Какой  звук слышим в конце?

    - А почему пишем букву И? (т.к.  у буквы Ж нет  пары по твёрдости-мягкости, она даёт всегда твёрдый звук)

    Аналогично слог ШИ.

    1. Работа в парах.

    - А сейчас внимание: интересное задание. Недавно мы с вами были на  музыкальном спектакле филармонии и узнали новые слова – какофония,  гармония.  Что они означают?  (неправильное сочетание звуков;  согласованность, сочетание чего-либо)  В русском языке, как и в природе, всё должно быть гармонично.  На партах у вас лежат карточки со словами.  Прочитайте их, найдите ошибки  и исправьте их.

    Жизнь, жыраф, ширина, машына, тишына, жывотное, ландыши, чижы.

    - Кто нашёл 5 ошибок? 4 ошибки?

    - Прочитайте эти слова и объясните их  правописоние.

    1. Физкультминутка.

    - А сейчас я предлагаю отправиться на прогулку в весенний лес.

    - Какие правила мы должны соблюдать в лесу?

    (- Нельзя срывать цветы!

    - Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников!

    - Нельзя обижать животных!

    - Нельзя ловить животных, насекомых  и птиц  и уносить их домой!

    - Надо быть наблюдательным!

    - Будь природе другом!)

    - Будьте внимательны  во время прогулки.  (Во время движения дети находят картинки: ежи, ландыши, белка, шишки.)

    1. Фронтальная работа у доски.

    - Кого и что вы встретили в лесу? Принесите картинки. (прикрепляются на доску)

    - Составьте словосочетания с этими словами так, чтобы в каждом словосочетании было хотя бы одно слово на изучаемую  орфограмму.

    Колючие ежи                     душистые ландыши

    пушистая белка               сосновые шишки

    - Подчеркните орфограмму.

    1. Выборочный диктант.

    - Если вы были внимательны во время прогулки по лесу, то, наверняка, заметили небольшое лесное озеро. Послушайте о нём стихотворение:

    Чуть колы’ша камыши,

    Дремлет озеро в тиши.

    Отраженья в нём живут:

    Тучи по небу плывут,

    Бор сосновый, как живой,

    Дремлет книзу головой.

    - В тиши – как сказать иначе?

    - Выпишите из стихотворения слова с изучаемой  орфограммой.

    - Поменяйтесь тетрадями, проверьте у соседа.

    1. Письмо по памяти.

    - Что это?  в, мыш_, норке, ж_вут

    - Какое задание можно выполнить с этими словами?

    - Можно, я немного усложню задание? Из слов составьте предложение, которое соответствует данной схеме:

    _______     _______    в   _______ .

    - Какие буквы вставите? Почему?

    - Запомните это предложение. Запишите по памяти.

    - Проверьте.

    - Орфограмму в словах подчеркните.

    1. Работа в группах (по цвету квадратиков на партах).

    - Давайте ещё раз заглянем в наш лес.  Выполнив задание,  мы  увидим удивительную картину из жизни животных. (Стихотворение разделено на 3 части для каждой группы по одной части. Каждая группа  вставляет нужную букву в слово. Затем читают по порядку, объясняя орфограмму.)

    В лесной глуш_,

    В глухой тиш_

    Играли в прятки малыш_:

    Уж_ залезли в камыш_,

    За ш_повник спрятались еж_,

    В ш_роком дупле затаились стриж_,

    А ты нужную букву впиш_,

    И найдутся малыш_!

    - Какую картинку из жизни лесных жителей нам удалось увидеть при помощи этого стихотворения?

    - Какой вывод вы можете сделать? (в природе всё гармонично и нельзя ничего нарушать)

    1. Итог урока.

    - Подведём сейчас итог,

    А не зря ль прошёл урок?

    Вы, ребята, не зевайте,

    А скорей мне отвечайте:  Какую орфограмму мы сегодня повторяли?

    - Сформулируйте её.

    - Приведите примеры.

    1. Рефлексия.

    - Вспомните цель, которую вы сформулировали в начале урока.  Как вы считаете, наш урок достиг цели?

    - А какими  способами? (Вместе, группами, в парах, самостоятельно) 

    - Продолжите предложения: Теперь я знаю …  .

                                       Теперь я умею … .

                                       У меня получилось … .

    - Где будете применять полученные знания?

    - Кому сегодня сопутствовал успех?

    - Как вы думаете, почему?

    1. Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок чтения и письма. В.Осеева "Печенье" .Правописание гласных после шипящих.

    Предлагаю конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе по УМК " Начальная школа X XI века" по теме В.Осеева " Печенье" . Правописание гласных после шипящих ( чу-щу, ча-ща)....

    Правописание гласных о-ё после шипящих

    Правописание гласных о-ё после шипящих в именах существительных и именах прилагательных в корне,суффиксе, окончании....

    Дидактический материал по теме: "Правописание гласных после шипящих(СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ" (карточки для самостоятельной работы)

    Дидактический материал по теме: "Правописание гласных после шипящих(СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ" (карточки для самостоятельной работы)...

    Проверочная работа по русскому языку. 3 - 4 класс. Повторение правил о правописании безударных гласных, парных звонких/глухих согласных, непроизносимых согласных.

    Проверочная работа по русскому языку. 3-4 класс. Правописание безударных гласных в корне слова, парных звонких, глухих согласных, непроизносимых согласных....

    «Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

    Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

    Самостоятельная работа по теме «Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими».

    Цель данного урока проверки знаний: создавать условия для изучения звуков в словах; Задачи: выявить навыки правописания гласных с шипящими  в словах; развивать фонематический слух; корригиро...