«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_-_kopiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока - проекта по русскому языку,

проведенный в 1 К классе, 2015 – 2016 учебный год,

учитель высшей квалификационной категории

Фельдман Надежда Викторовна,

МБОУ «ЦО №40» города Тулы,

«Согласный звук  ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

ЦЕЛИ      УРОКА:

Продолжить формирование универсальных учебных деятельностей учащихся

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Самоопределе-ние:

- формировать адекватной позитивной осознанной самооценки и самовосприятия;

2. Смыслообразо-вание:

- развивать по-знавательные ин-тересы, учебные мотивы;

- формировать мотивы дости-жения и социаль-ного признания;

3. Нравственно-этическая ориен-тация:

- формировать основные мора-льные нормы (взаимопомощь, ответственность).

1. Умение учиться и способность к организации свой деятельности:

- формировать спо-собность принимать и сохранять цель;

- формировать уме-ние действовать по плану;

- формировать уме-ние контролировать  процесс и результа-ты своей деятельно-ности;

- формировать уме-ние адекватно вос-принимать оценки;

- формировать уме-ние взаимодейство-вать со взрослым и сверстниками.

2. Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к пре-одолению труднос-тей:

- формировать осно-вы оптимистическо-го восприятия мира.

1. Общеучебные УД:

- формировать уме-ние моделировать;

- формировать уме-ние осознанно и  доказательно стро-ить речевое высказывание;

- учить выбирать рациональный спо-соб решения;

- формировать реф-лексию (контроль и оценку процесса и результата деятель-ности).

2. Универсальные логические действия:

- формировать уме-ние анализировать с целью выделения существенных признаков;

- формировать уме-ние синтезировать, в том числе с само-стоятельным до-страиванием, вос-полнением недос-тающих компо-нентов);

- учить устанавли-вать причинно-следственные связи;

- учить строить ло-гическую цепь рас-суждений;

- выдвигать гипоте-зы и доказывать правильность выбо-ра.  

1. Учить ориентиро-ваться на позицию других людей, воспитывать уваже-ние к иной точке зрения;

2. Учить согласовы-вать усилия для достижения общей цели;

3. Учить договари-ваться  и находить общее решение;

4. Создать условия (организация сов-местной деятель-ности учащихся) для совершениство-вания способности  речевого отобра-жения учеником

содержания совер-шаемых действий в форме речевых зна-чений  с целью ориентировки (пла-нирование, конт-роль, оценка) пред-метно-практической деятельности.

УЧЕБНЫЕ   ЗАДАЧИ:

  • познакомить учащихся с особенностями согласного звука  ш ;
  • углубить умения учащихся выполнять звуко-буквенный анализ слов,

понаблюдать за словами с буквами гласных звуков после шипящих звуков;

  • развивать умение выдвигать гипотезы и аргументировать свой выбор;
  • развивать умение образно мыслить, составлять из слов предложения, а из предложений – текст.

Основной тезаурус урока:

       Звуки и буквы, характеристика звуков, особенности шипящих звуков, слово, предложение, связный текст.

Ведущий метод урока и, соответственно, характер познавательной деятельности учащихся – частично-поисковый по классификации традиционной школы. На уроке используются практически все формы организации учащихся: хоровая, фронтальная, индивидуальная. Парная работа предлагается в поисковой ситуации, когда перед учащимися будет поставлена задача: придумать слова, которые начинаются с предложенных слогов (Д/игра «Доскажи словечко»). А в группе учащиеся должны будут повторять существенные признаки предложения и связного текста (связь слов  и общий смысл), а затем составлять их. При выполнении этого задания деятельность учащихся становится продуктивной: во-первых, потому что происходит  формирование практико-теоретического представления о предложении и связном тексте; а во-вторых, дети в совместном творчестве создают «продукт» учебной деятельности – связный текст.

Таким образом, урок был спланирован в соответствии со следующими принципами обучения: деятельностный принцип, наглядность слуховая и визуальная, доступность, научность, учет возрастных особенностей.

На уроке поставленные цели были реализованы таким образом:

  1. учащиеся демонстрируют созданный при совместной деятельности «продукт» и выразительно вслух знакомят другие группы учащихся с результатом своей деятельности;
  2. работа по выделению главного и существенного, анализу и сравнению обеспечивает формирование представления о предложении и о связном тексте;
  3. групповая работа помогает учащимся наработать  опыт нравственных норм (взаимопомощь и ответственность).
  1. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

       Чем различаются гласные и согласные звуки. Какие помощники есть у каждого ученика, чтобы правильно охарактеризовать звук? – мини-доклад учеников Миляева Дмитрия, Провоторина Льва.

  1. ЭТАП ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ  звуков на слух и наблюдения за работой своего артикуляционного аппарата.

Работа в букваре.

       Характеристика звука  ш . Рассмотрите иллюстрации и озвучьте их. Какой звук объединяет представленные слова? Произнесем этот звук, обратим внимание на работу артикуляционного аппарата и дадим на этой основе ему характеристику. Обратили внимание на его особенность?

Д/игра «Доскажи словечко»

Работа в прописях

        Что и кто изображен на этих страницах? Заштрихуйте те предметы, в названиях которых встречается звук ш.

        На письме звук  ш  обозначается письменной буквой ш. Закрепление особенности звука ш при закрашивании головного убора и обуви у схем – «человечков». Анализ буквы ш. Возможные варианты ошибочных написаний показать на доске. Письмо под коллективное просчитывание вслух.

Работа в прописях п о отработке запоминания письменного облика строчной буквы ш – работа цветными карандашами.

  1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ТЕКСТА,   ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ СЛОВ, А ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СВЯЗНОГО ТЕКСТА ПО ТЕМЕ.

         Подготовительная работа в парах: лексическая работа со словами (устно, по группам объяснить значения предложенных слов, при затруднении – обращение за помощью к консультантам – сильным ученикам, пользующимся доверием или к учителю).

Шут                           шалун                   шнур                  крыш

шутка        шалунишка         шнурок              крышка

шутил                        шалить               шнуровка          крышечка

шутник                      шалость             шнуровать

Работа в прописях: На развороте страницы в ваших прописях изображен … Как можно разными словами его назвать (шут, фокусник, шутник, циркач). Выбор наиболее точного слова с аргументацией своего мнения.

На доске предложены несколько предложений об этом веселом человечке. Прочитайте их про себя. Много интересного узнали? Перескажите. Что прочитали? Докажите, что прочитанное – это текст, а не набор предложений. Вам понравился этот герой? Вы хотите узнать о нем больше? У вас есть такая возможность. 

Работа в группах: из отдельных слов вам предстоит составить предложения о нашем герое. Давайте вспомним, что мы знаем о предложении и правилах его составления.

       По мере выполнения задания ученики обращаются за помощью к ученикам – консультантам или к учителю для проверки выполнения задания – зачитывают вслух получившееся предложение (читает вслух ученик, которого делегировала группа).

       4.         ЭТАП ВЫДЕЛЕНИЯ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА.    МОДЕЛИРОВАНИЕ.

Работа на ковре:  каждая группа зачитывает свое предложение для того чтобы определить место этого высказывания в общем тексте-сообщении о клоуне Паше. В обсуждении рождается коллективно-составленный рассказ (проектная деятельность полученный «образовательный продукт»).

Паша – шутник.

       У нас гостит клоун Паша. Он шутник. Паша носит шапку – ушанку, штанишки с ромашками. По кармашкам у Паши рассыпаны шишки. Наш шутник сушит ромашки на окрошку.

5.        ЭТАП ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ РАССКАЗА КАК ИНТЕРПРЕТАЦИИ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА.

Работа с текстом во время чтения:

       Кто такой Паша? Кто такой Клоун? (Клоун – это артист цирка, который в цирке веселит народ, поднимает настроение).

       Охарактеризуйте Пашу, раз мы уточнили чем занимается клоун (Веселый, задорный, остроумный)

Можно ли сварить суп – окрошку из ромашек? (Это Паша шутит).

       Еще раз посмотрите на иллюстрацию. К какому месту рассказа она относится? Докажите, прочитав его.

        Почему Паша так необычно одет? (Он клоун, должен смешить людей, поэтому и одет он смешно).  

        Как вы думаете для чего в карманах у Паши шишки? (Он ими жонглирует).

6. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.

        Посчитайте сколько слов с буквой ш встретилось в тексте. Прочитайте их.

        Отметьте цветной точкой звук, который обозначен этой буквой. Какого цвета должны быть точки? Почему?

Задание для самоподготовки: ( по выбору)

- списать составленный текст, выделить букву ш, обозначить звук, который она обозначает;

- нарисовать портрет Вашего Паши (по вашим представлениям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [З],[З’],буква З. Написание строчной буквы з,слогов и слов с буквой з

Урок обучения грамоте 1 класс "Согласные звуки [З],[З’],буква З.Написание строчнойбуквы з,слогов и слов с буквой з"...

Конспект урока русского языка. Тема: «Буквы гласных звуков после шипящих. Написание ЧК ЧН ЩН».

Цели: закрепить знания о правописании буквосочетаний чк,чн.,чт, нщ,нч.Задачи: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ; учить определять орфограмму в слове: правил...

Технологическая карта урока обучение письму по теме "Письмо слов с буквой Яя в начале слова и после согласных" - 1 класс

Тип урока: рефлексияЦель урока: актуализация знаний обучающихся о йотированной букве Яя, коррекция затруднений, закрепление написания слов с буквой Я.Задачи урокаДидактические:1) Повторить ранее изуче...