Программа по русскому языку 1 класс Эльконин-Давыдов
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Эльконин-Давыдов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkiy_yazyk_1_klass_rs_elkonina-davydova.docx60.42 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 1 КЛАССА

(ПРО Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно - правовая база.

        Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:

  •  Закон   РФ «Об образовании»;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта  (Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  •  Закон об образовании ЯНАО;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год;
  • Авторская программа по русскому языку, автор: С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко  (Сборник примерных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2012,  - 384 с.).
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова и   авторской программы по русскому языку, автор: С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко.  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных  и  внутрипредметных связей.  

Место предмета в образовательном процессе

Программа по русскому языку в 1 классе реализуется в 50 часах (5ч х 10нед).

Специфика курса «Русский язык» состоит в том, что основная задача, отвечающая его предметному конструкту, — усвоение системы понятий науки о языке, овладение способами действий с языковыми единицами и формирование на этой основе мышления и сознания учащихся — подчинена цели формирования коммуникативной компетенции школьников, которая является важной составляющей общих метапредметных компетенций, определяющих успешность ученика в овладении другими предметными курсами начальной школы.

Предмет «Русский язык» представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого закладываются основы языкового мышления, первоначально осваиваются все виды речевой деятельности.

Цель и задачи обучения в 1 классе

Основными целями изучения курса «Русский язык» являются:

  1. формирование основ научного мышления ребенка на основе системных знаний о языке, отражающих сущность языка как системы и важнейшего средства человеческого общения;
  2. овладение коммуникативными компетенциями в каждом из видов речевой деятельности: умение оценивать соответствие используемых средств природе языка, отбирать их с учетом условий и особенностей языкового общения, стилевой целесообразности, а также знание и последовательное соблюдение языковых норм, правил речевого этикета.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе коллективной деятельности, которая стимулирует развитие как диалогической, так и монологической речи учащихся.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе программой предусмотрено решение следующих задач:

  • осознание закономерностей русской графики и орфографии, овладение на этой основе общим способом решения орфографических задач, применяемым для проверки орфограмм в разных значимых частях слова, а также основами пунктуационной грамотности;
  • усвоение системы основных понятий науки о языке в области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и овладение способами анализа основных единиц языка;
  • обучение осмысленному слушанию и правильному осознанному чтению;

овладение действиями говорения и письма: обнаруживать умение отбирать языковые средства с учетом условий и особенностей речевого общения, создавать тексты разных жанров и стилевой принадлежности, демон стрировать достаточный лексический запас, умение строить предложения и текст, соблюдать нормы языка, следовать правилам речевого общения;

  • совершенствование каллиграфических умений учащихся, привитие культуры оформления письменных работ;
  • формирование познавательного интереса к русскому языку, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к нему.

УМК

Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

для ученика:

  1. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык: Учебник для 1 класса начальной школы: В 2 ч. — 6-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011Матвеева Е. Тимченко Л.И. Рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс. — 6-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  2. Тимченко Л.И. Рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс. — 6-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

для учителя:

  1. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе. 1 класс: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
  2. Тимченко Л.И. Контрольные работы по русскому языку. 1 класс. — 5-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. 

        

Электронные образовательные ресурсы

Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и  Мефодия,  Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации.

ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)

ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)

Ожидаемые результаты

Личностные:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • осознание необходимости изучения родного языка;
  • осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам и учителям и следование принятым нормам поведения в школе;
  • осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам и учителям, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе.

Метапредметные:

  • умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или составленным в совместной работе; принимать оценку учителем и одноклассниками результата своей работы;
  • умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также с результатами работ одноклассников (в паре, группе);
  • умение задавать вопросы с целью получения недостающей информации;
  • умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов.

Предметные:

  • осознание смыслоразличительной роли звуков;
  • овладение способом вычленения звуков в словах и определение их последовательности;
  • различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких, звонких и глухих;
  • умение отражать качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова;
  • овладение способом деления слова на слоги, определения ударного слога;
  • умение различать звуки и буквы;
  • умение правильно называть буквы алфавита и знание их основных звуковых значений;
  • умение связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их;
  • умение обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью букв я, ю, е, ё, и и буквы ь; обозначать на письме звук [й'] с помощью букв я, ю, е, ё;
  • умение переносить слова с одной строки.на другую по слогам;
  • овладение обобщенным понятием об орфограмме;
  • умение писать заглавную букву в именах людей и кличках животных;
  • применение правил правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также чк, чн, щн, щк\
  • умение определять границы предложений в устной речи и на письме,

начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки;

  • употребление в речи слов речевого этикета;

овладение способом различения слов-названий и служебных слов;

  • умение правильно писать под диктовку отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов;
  • умение списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами;

умение устно составлять 3—5 предложений на определенную тему.

Содержание предмета русский язык 1 класс (50 часов)

Язык и речь (12 ч)

Роль языка в жизни людей

Содержание. Роль языка в жизни людей. Язык — средство передачи человеческого опыта, важнейшее средство общения людей. Понятие о родном языке.

Деятельность учащихся на уроке. Объясняют значение языка и речи в жизни людей.

Устная и письменная речь

Содержание. Устная и письменная речь. Диалог. Чтение диалога по ролям. Усвоение разных форм обращения к собеседнику. Ознакомление с правилами записи диалога (без слов автора).

Возникновение письменности. Буквенное письмо. Алфавит.

Деятельность учащихся на уроке. Разграничивают виды речевой деятельности — слушание, говорение, чтение, письмо. Различают монологическую и диалогическую речь, устную и письменную формы речи.

Культура общения

Содержание. Культура общения. Слова речевого этикета, их роль в речи. Практическое усвоение слов, которые выражают благодарность, просьбу, извинение, а также слов, которые употребляются при встрече и прощании.

Деятельность учащихся на уроке. Употребляют формы обращения к собеседнику в зависимости от ситуации общения, правильно употребляет в собственной речи слова вежливости.

Систематизация изученного в период обучения грамоте (20 ч)

Звук и буква

Содержание. Звук и буква. Определение последовательности и качества звуков в слове, отражение их фонематических характеристик (твердость- мягкость, звонкость-глухость) в звуковых схемах и упрощенных транскрипциях; выделение отдельных повторяющихся звуков из потока речи. Слог. Ударение.

Деятельность учащихся на уроке. Объясняют смыслоразличительную роль звуков в речи.

Определяют количество качество звуков в слове путем последовательного интонационного выделения каждого звука. Определяют звук по его характеристике, находят повторяющиеся звуки в стихотворениях, скороговорках.

Характеризуют каждый звук в слове (гласный—согласный, гласный ударный—безударный, согласный звонкий-глухой, парный—непарный, согласный твердый—мягкий, парный—непарный).

Моделируют звуковой состав слова. Составляют звуковые схемы слов,

подбирают слова к заданной звуковой схеме.

Применяют способы определения количества слогов в слове и ударного слога.

Правила русской графики

Содержание. Правила русской графики. Отображение в буквенной записи звукового состава слова. Работа букв гласных. Работа букв согласных, парных по мягкости-твердости. Различные способы обозначения твердости- мягкости согласных на письме. Способы обозначения звука [й'] на писгьме. Обозначение звука [й'] с помощью разделительных знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.

Деятельность учащихся на уроке. Моделируют в группах способы обозначения мягкости согласных звуков и обозначения звука [й‘] на письме, д.* С помощью составленных схем решают конкретные задачи выбора букв для обозначения мягкости согласных, а также обозначения звука [й'].

Контролируют в парах последовательность действий при записи слов с; мягкими согласными и звуком [й'] (один ученик — контролер, другой — исполнитель).

Соотносят звуки и буквы, их обозначающие, в словах, где их количество не совпадает.

Орфограмма

Содержание. Орфограмма. Понятие об орфограмме. Типы орфограмму изученных в период обучения грамоте: орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами (орфограмма большая буква, перенос слов, интерва-“ лы между словами) и орфограммы, связанные с обозначением звуков буква ; ми (гласные после шипящих и ц, орфограммы чк, чн, ь и ъ разделительные' знаки).

Деятельность учащихся на уроке. Конкретизируют обобщенное понята об орфограмме на различные виды орфограмм, изученных в букварный период, объясняют выбор буквы.

Находят в своей и чужой работе орфографические ошибки, выясняю их причины.

Оценивают круг своих знаний — какие орфограммы они могут объяснить, а какие пока не могут. Учатся оценивать запись товарища и cboi собственную запись.

Группируют изученные орфограммы: работая в группах, составляют таб лицу орфограмм, приводят собственные примеры слов с каждой изученно орфограммой.

Слово и предложение (18 ч)

Работа слова в языке

Содержание. Работа слова в языке. Способность слова называть. Выде ление слов из патока речи. Слова-названия и служебные слова. Слова рече; вого этикета.

Деятельность учащихся на уроке. Применяют способ выделения ело (самостоятельных и служебных) из потока речи.

Работа предложения в языке

Содержание. Работа предложения в языке. Предложение как средство языкового общения. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Составление предложений на заданную тему, по картинке, по вопросам учителя.

Деятельность учащихся на уроке. Сравнивают работу слова и предложения: описывают их роль в языке.

Классифицируют предложения по цели высказывания и интонационной окраске, моделируют разные типы предложений.

Соотносят предложения с заданной моделью и с его заданными характеристиками.

Характеристика контрольно- измерительных материалов

Тема

Вид работы

1

Звук и буква. Обозначение звуков буквами

Контрольная работа

2

Орфограммы

Контрольная работа

3

Работа слов в языке

Контрольная работа

4

Работа предложения в языке

Контрольная работа

5

Контрольное списывание

Списывание

6

Контрольный диктант

Диктант

7

Итоговая контрольная работа

Комплексная работа

Учебно – тематический план

Название темы

Кол-во часов

1

Роль языка в жизни людей

3

2

Слова речевого этикета

3

3

Устная и письменная речь

4

4

Способы обозначения звуков буквами в соответствии с нормами русской графики

9

5

Орфограммы

11

6

Роль слова в языке

8

7

Роль предложения в языке

12

Итого

50

Из них:

Контрольная работа

Контрольное списывание

Контрольный диктант

Итоговая контрольная работа

4

1

1

1

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во

часов

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождениецифровые и ЭОР

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

3 четверть

Роль языка в жизни людей (3 часа)

1

10.03

Можно ли общаться без языка.

Упр. 1-4

1

язык

формулировать вывод по результатам наблюдений;

Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и  Мефодия,  Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации.

ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)

2

11.03

Правила списывания.

Упр. №5-6

1

умение связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их

умение списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами;

3

12.03

Общение с помощью языка

Упр. №7-11

1

родной язык

Слова речевого этикета (3 часа)

4

13.03

Добрые слова в языке.

Упр. №12, 16-21

1

добрые слова

употребление в речи слов речевого этикета

5

14.03

17.03

Правила записи диалога.

Упр. №13-15

2

диалог

Устная и письменная речь (4 часа)

6

18.03

Речь устная и письменная. Роль письма в жизни людей.

Упр. №22;23

1

речь устная и письменная

7

19.03

Возникновение письменности. Русский алфавит.

Упр. №24-27

1

письменность, алфавит

умение правильно называть буквы алфавита и знание их основных звуковых значений

8

20.03

21.03

Расположение слов в алфавитном порядке.

Упр. №28-30

2

алфавитный порядок

4 четверть

Способы обозначения звуков буквами в соответствии с нормами русской графики (9 часов)

9

31.03

Работа букв гласных.

Упр. №31;32

1

гласный звук,

буква

различать гласные и согласные звуки, согласные твёрдые,  мягкие звонкие, глухие

различать согласные по твёрдости – мягкости и обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я и ь;

Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и  Мефодия,  Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации.

ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)

ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)

10

01.04

Работы букв согласных, парных по твёрдости-мягкости.

Упр. №33-35

1

твёрдость-мягкость согласных

11

02.04

03.04

Обозначение мягкости согласных на письме.

Упр. №36-38

2

умение обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и  и буквы ь

12

04.04

07.04

Обозначения звука ,] на письме.

Упр. №38-44

2

обозначать на письме звук ,] с помощью букв е, ё, ю, я

обозначать звук й по-разному: буквами й, е, ё, ю, я и буквами ь и ъ в зависимос

ти от его позиции в слове

13

08.04

Обозначение звука ,]с помощью разделительных знаков Ь и Ъ.

Упр. №45-46

1

14

09.04

Контрольная работа «Звук и буква. Обозначение звуков буквами»

1

Контрольная работа

Самостоятельная письменная работа

15

10.04

Работа над ошибками.

1

Орфограммы (11 часов)

16

11.04

Запись слов с орфограммами

Упр. №46-48

1

орфограмма

писать слова и предложения, содержащие орфограммы, не связанные с обозначением звуков (большая буква, перенос слова, раздельное написание служебных слов со словами-названиями), а также с орфограммами сильных позиций жи-ши, и-ы после ц, ча-ща, чу-щу, чн, чк;

Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и  Мефодия,  Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации.

ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)

ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)

17

14.04

Орфограмма жи-ши

Упр. №49

1

применение правил правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн, щк

18

15.04

Орфограммы чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн.

Упр. №50-53

1

19

16.04

Орфограмма цы-ци.

Упр. №54-56

1

20

17.04

Орфографичность обозначения мягкости согласных

Упр. №57-58

1

21

18.04

Орфограмма «Ь после шипящих».

Упр. №57

1

22

21.04

Орфограмма «о-ё после шипящих».

Упр. №60

1

23

22.04

23.04

Таблица орфограмм.

Упр. №59,61-64

2

24

24.04

Контрольная работа «Орфограммы»

1

Контрольная работа

Самостоятельная письменная работа

25

25.04

Работа над ошибками

1

Роль слова в языке (8 часов)

26

28.04

Номинативная функция слова.

Упр. №64-65

1

овладение способом различения слов-названий и служебных

слов

называть 3-5 различных слов-названий

Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и  Мефодия,  Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации.

ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)

ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)

27

29.04

Слова, называющие предметы, признаки и действия.

Упр. №66-69

1

слова-названия предметов, действий, признаков

28

30.04

Слова, называющие количество.

Упр. №70-71

1

слова-названия количества

название количества – это слова, отвечающие на вопрос сколько?

29

01.05

02.05

05.05

Служебные слова. Слова вежливости.

Упр. №72-75

1

служебные слова

30

06.05

Контрольная работа «Работа слов в языке»

1

Контрольная работа

Самостоятельная письменная работа

31

07.05

Работа над ошибками

1

Роль предложения в языке (11 часов)

32

08.05

Выделение предложений в тексте.

Упр. №76-79

1

текст

предложение

умение определять границы предложений в устной речи и на письме, начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки;

вычленять слова из предложения;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и  Мефодия,  Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации.

ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)

ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)

33

09.05

12.05

Вопросительные и повествовательные предложения.

Упр. №80

1

повествовательныеи вопросительные предложения

34

13.05

Контрольное списывание

1

Контрольная работа

Списывание

35

14.05

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа

Самостоятельная письменная работа

36

15.05

Побудительные предложения.

Упр. №81-83

1

побудительные предложения

37

16.05

Предложения восклицательные и невосклицательные.

Упр. №84-85

1

восклицательные и невосклицательные предложения

38

19.05

Предложения по цели высказывания и по интонации.

Упр. №86-90

1

интонация

39

20.05

Контрольная работа «Работа предложения в языке»

1

Контрольная работа

Самостоятельная письменная работа

40

21.05

Контрольный диктант

1

Контрольная работа

Диктант

41

22.05

Работа над ошибками

1

42

23.05

Что я узнал о языке. Чему научился.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс Эльконин-Давыдов

Рабочая программа для 2 класса система РО Эотуонина-Давыдова автор В.В. Репкин...

Программа по математике 1 класс Эльконин-Давыдов

Рабочая программа по математике 1 класс Эльконин-Давыдов по учебнику Александровой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку. 2 класс (Эльконин-Давыдов)

Рабочая программа содержит аннотацию, пояснительную записку, тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...

Технологическая карта урока Русского языка «Какие орфограммы можно проверить, изменяя слово?» (2 класс, Эльконин-Давыдов)

Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование у обучающихся понятия об орфограммах при изменении слова. Задачи урока Дидактические:1. Обобщить и системати...