учебные словари
статья по русскому языку (3 класс) по теме

учебные словари по программе "ПНШ" как средство формирования орфографической зоркости (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnye_slovari.docx38.85 КБ
Файл prezentatsiya1.pptxsamoobraz.pptx100.7 КБ
Файл prezentatsiya1.pptxsamoobraz.pptx100.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Учебные словари как средство формирования орфографической грамотности учащихся начальных классов»

Я работаю в общеобразовательном  3классе  по УМК «ПНШ» с 2012 г над темой «Учебные словари как средство формирования орфографической грамотности учащихся начальных классов»

Актуальность Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий  В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Условия возникновения опыта.. Одной из главных предметных задач  на уроках русского языка является  формирование у школьников прочных орфографических навыков, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. При анализе учебников и программ по русскому языку для начальной школы я выявила,   что для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК «Перспективная начальная школа» продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи.

Возникла проблема  обучения: каковы методические условия эффективного использования  словарей в процессе формирования орфографической грамотности учащихся начальных классов? (Могут ли учебные словари быть средством формирования орфографической грамотности учащихся начальных классов.)

В связи с данной проблемой поставила цели: изучить Концептуальные положения развивающей  личностно-ориентированной системы обучения  «Перспективная начальная школа», выявить, как  формируются  познавательные   информационные  УУД при работе с учебными словарями.

Реализуя цели, прошла курсовую подготовку в ИРО Кировской области, выявила принципы развивающей,  личностно- ориентированной системы ПНШ(С 7 Программы все принципы)

Ведущей педагогической идеей стало обучение через деятельность,   т. е . организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной  и разносторонней, в максимальной степени (для данного возраста ) самостоятельной познавательной деятельности, при которой ученик  является равноправным участником образовательного процесса и выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, в дальнейшем планируем и быть в роли организатора учебного процесса.Новые знания не даются в готовом виде, дети открывают их сами в процессе  самостоятельной исследовательской деятельности со словарями )

Длительность работы над опытом. Работа по данной теме была начата в 2012г.

Теоретическая база  опыта  была основана на проведении анализа современного состояния проблемы; изучены вопросы, связанные с типологией словарей, проанализированы словари, прежде всего школьные, выявлены дидактические  принципы технологии деятельностного метода

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

 

  1. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении всех 4 лет обучения)
  2. Принцип минимакса (ученику дается возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума -государственного стандарта знаний).
  3. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  4. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  5. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Технология опыта. Фрагменты учебных словарей находятся во  второй части учебника русского языка. Это отдельная книга, с которой  ребята  работают постоянно ( из 170 ч во 2 классе на 153 уроках был нужен какой-нибудь из словарей, а иногда и не один). Во 2 классе к словарю «Пиши правильно» добавились  Обратный словарь,  этимологический словарь, словарь «Произноси правильно».

Выполняя задания Анишип Йокоповны,  помогая Мише и Маше ученики  в группах исследуют  словари, раскрывают «секрет» каждого словаря, ( почему словарь получил такое название, по какому принципу расположены слова, какие условные обозначения есть в словаре) без этого невозможна дальнейшая работа. Почему в группах?  Психологами доказано, что дети лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.. В основу работы с учебными словарями  положена методика П.С. Тоцкого, основанная на орфографическом и орфоэпическом проговаривании. При орфографическом чтении каждое слово звучит отдельно, произносится чётко, но не распадается на слоги, иначе оно не останется в памяти.(Ребята работают в парах: один читает слова орфографически, другой  - орфоэпически)

Эта форма работы предполагает включение трёх видов памяти: зрительной, слуховой и артикуляционной. Методика основана на четком проговаривании и запоминании звуков речи.

Но проговаривание слов - это первый этап работы. На втором этапе

необходим разговор о каждом отдельно взятом слове; определяется

лексическое значение, практическая значимость слова.

Такие уроки словарной работы помогают ученикам решить несколько

задач: познавательную (знакомство со словом, его значением, этимологией), практическую (орфография слова, его употребление в речи, овладение нормами литературного русского языка), обогащение словарного запаса, осуществление межпредметных связей, воспитание

привычки определять значение незнакомых слов, собирать другую

информацию о слове, пользуясь словарями-справочниками. Данный метод развивает фонематический слух, прививает интерес к родному слову, обеспечивает умственное и речевое развитие детей, способствует усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.

Все темы 2 класса изучаются  на основе работы со учебными словарями.  Рассмотрим тему «Безударная гласная, проверяемая ударением»

На 1 этапе надо  выявить, какие опознавательные признаки будут для данной орфограммы: (работаем в паре) открываем обратный словарь на букву А, читаем орфографически и орфоэпически слова: трава, вода, леса, лиса, гряда, жаба, и др.,сравниваем ударные и безударные звуки, делаем вывод: безударные гласные  О,А, И, Е,Я , в корне слова находятся в слабой позиции.

 2 этап Нахождение в словаре  опознавательных признаков орфограмм – первостепенная задача  формирования орфографической зоркости,   умение находить звук, находящийся в слабой позиции. Ребята выполняют поиск орфограмм в чистом тексте, т.е. выбирают любой из словарей и маркируют безударную гласную зелёным цветом (словари копируются для подобной работы).После маркирования дается задание записать по памяти несколько слов.

3этап подбор проверочных слов. Например: упражнение из учебника. Помоги Мише найти в обратном словаре выделенное слово(оно дано в транскрипции примирять), а твой сосед пусть найдет другое слово запивать.  Действие учеников: распределение слов в паре, выявление того, на какую букву открыть словарь, перевод транскрипции в письмо, окажется у каждого по 2 слова (примерять, примирять, запевать, запивать), решают, какое слово выбрать, возвращаясь к тексту, находят проверочное.

-4этап различные орфографические задачи. Исследование безударных гласных :  корни одного значения(однокоренные слова) пишутся всегда одинаково как с ударными гласными , так и с безударными,  дается гнездо родственных слов в обратном словаре  для исследования. Кто помогает Мише, тот работает с группой слов, возглавляемой словом бежать, а кто желает помочь Маше, тот работает со словами, родственными слову полет, вы можете выбрать другую группу слов из обратного словаря на -ть

Как же происходит само исследование? План  единый: запиши слова столбиком, найди корень, проверь безударный гласный, покажи образование любого из слов, сделай вывод, сверь  с Мишиным выводом, ты с ним согласен?

Для быстрого и безошибочного применения изученного правила необходимо условие: владение детьми приемами умственной работы. Если ученик смог «открыть»  для себя прием умственной работы, который соответствует правилу или группе правил, он сможет применить это правило успешно,( т.е составить алгоритм действия  при работе с группой слов в словаре) Этот  вид работы помогает  развить и навык самоконтроля. По этой же теме используются и другие словари. Например,  слова снег и снегирь Миша считает родственными словами, а Маша называет их дальними родственниками, по какому словарю мы можем это проверить? Ребята работают со словарем происхождения слов , составляют 2 группы родственных слов: снег, снеговик, снежный и снегирь, снегирята, снегириха, делают вывод о том, как дальние родственники помогают нам в современном правописании. Разработана система заданий, создание Машей и Мишей проблемных ситуаций не позволяющих школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в словаре. Например, Миша пишет письмо в клуб «Ключ и заря», не знает как написать слово «первоклассник» (оно в письме дано в транскрипции), ребята ищут слово в словаре.

Основная работа толкового словаря - выяснение лексического значения слова, но, работая с группой родственных слов, мы обращаемся и к нему. Например, классифицируя родственные слова, выявляем их лексическое значение, затрудняемся и обращаемся к словарю, или Миша истолковывает неверно лексическое значение слова и классификация не получается, опять же обращаемся к словарю. Словарь «Произноси правильно» предупреждает ошибки не только в произношении, но и способствует развитию грамотного письма, так как при работе с ним ребята находят орфограммы в слове, подбирают группу родственных слов, ищут слово, от которого образовалось анализируемое слово.

С учебными словарями проводится работа по классификации: Миша нашел в обратном словаре на –ть 5 слов с безударной гласной И, а сколько слов ты сможешь найти? Промаркируй, выдели корень .Выполни классификацию слов  обратного словаря на  заданную букву. Ребята маркируют одним цветом одинаковые корни. Анишип Йокоповна составляет задание для Маши, она взяла из обратного словаря  три слова: зачитать, находить, относить. Какие слова ты возьмешь, чтобы дополнить задание по классификации для Маши? Воспользуйся тремя маркерами, выполни задание в словаре. Анишип Йокоповна дала ребятам задание: откройте обратный словарь на –ц, выпишите слова на изученное правило, оставляйте пропуск на месте орфограммы, а твой сосед выполнит такое же задание, но открыв словарь на –Ы. Затем ребята меняются тетрадями и карандашиком вставляют буквы, проверяют правильность выбора.

Следующий вид работы -  самодиктант  - это вид диктанта, при котором текст перед записью зрительно воспринимается детьми,  в паре ученики объясняют условия выбора слов с заданной орфограммой, при чем дети сами выбирают страницы словаря, а иногда и вид словаря ( С каким словарем вы будете работать  для нахождения  7 слов с безударной гласной, проверяемой ударением ? –спрашивает  Анишип Йокоповна ).При изучении каждой темы большое внимание уделяем образованию слов. Интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи слова с приставками и суффиксами. Работая с обратным словарем на – ть 1столбика, подбери слова к данной схеме, а твой сосед  выполнит  эту же работу, но со 2столбиком, затем - взаимопроверка.

Работа с учебными словарями построена так, чтобы все стороны слова (его

лексическое значение, грамматические признаки, морфемный

состав, а также произношение и написание) рассматривались в

единстве. Таким образом создаются условия, при которых у

учащихся развивается разносторонний подход к слову.

Парные согласные по звонкости-глухости, непроизносимые согласные, имена существительные мужского и женского рода с основой на шипящий, сложные слова, разделительные Ъ и Ь изучаются подобным образом, то есть: выявление опознавательных признаков, нахождение орфограмм в «чистом поле»(в словаре), подведение под правило, решение различных орфографических задач с  работой в словарях, выполнение  творческих работ.

Программой предусмотрены слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Дети работают со словарем «Пиши правильно» по алгоритму:

    1. чтение орфографически и орфоэпически, выявление лексического значения слова

    2. маркирование слога, с безударной гласной

    3 Нахождение  ассоциативного  образа, связанного со словарным  словом  

 Требования к ассоциативному образу.

    а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

 Ассоциативная связь может быть по:

    - цвету;                        - месту расположения;

    - форме;                        - звучанию;

    - действию;                - вкусу;

    - материалу;                - назначению;

    - количеству;                - и т.д.

    б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

    Например: береза – по цвету ствола -                 БЕлая        

4. Изображение  словарного слова, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

а

я

               

    5. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

6.Включение словарного слова в речь

    Ребята всегда работают не только с данным словом, но и с его «соседями», выше стоящим и ниже стоящим словом, поэтому, когда диктуют, например, слова «вагон» и «вокзал»,они помнят зрительно, что слово «вагон»  в словаре находится намного выше, чем слово  «вокзал»

Вся деятельность ученика  с учебными словарями направлена не на запоминание материала, а постоянную  работу  с ними. Многократное возвращение  на новом уровне обеспечивает прочность знаний.

Я работаю с данным классом 1 год, это только начало работы по теме, но могу судить  о метапредметных результатах. В течение года  мы провели 4 комплексных интегрированных работы, в каждой из которых  была работа с учебным словарем.

№ работы

Названия словаря

Количество учащихся, выполнивших задание

1

толковый

5

2

этимологический

9

3

обратный

15

4

толковый

15

Межличностные отношения при работе в парах и группах изменились в положительную сторону.

Учебные словари стали для детей помощниками в учебе, работу над ошибками ребята выполняют с помощью обратного словаря.

Количество орфографических ошибок в контрольных работах уменьшилось.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебные словари как средство формирования орфографической грамотности учащихся начальных классов

Слайд 2

Актуальность Выполнение ФГОС(формирование УУД) Особенности УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 3

ПРОБЛЕМА Каковы методические условия эффективного использования словарей в процессе формирования орфографической грамотности учащихся начальных классов?

Слайд 4

Педагогическая идея Новые знания не даются в готовом виде , дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности со словарями

Слайд 5

Теоретическая база Методика П.С. Тоцкого при работе со словарями Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа», Принципы технологии системно-деятельностного метода

Слайд 6

Принципы деятельности целостности минимакса психологической комфортности вариативности творчества

Слайд 7

Виды словарей ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ А АБЗАЦ, -а, м. 1. Отступ вправо в начале первой строки определённой части текста. Например: начать с абзаца. 2. Часть текста между такими отступами. Например: прочитать два абзаца. Аккурат (разг.) Как раз, точно. Например: «вышло аккурат 25 кило»

Слайд 8

Обратный словарь А - бка б абка п рабабка о шибка с кобка коробка

Слайд 9

Словарь «ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО» автор, авторы асфальт /ас ф альт ( неправильно: ас в альт)

Слайд 10

СЛОВАРЬ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛОВ б асня – небольшое, чаще всего стихотворное произведение// от древнего слова баять – говорить близкие родственники – басенный; басенка; дальние родственники -байка

Слайд 11

СЛОВАРЬ УСТОЙЧИВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ б ить ключом Бурно протекать, проявляться. Например: он был молод, и жизнь била в нём ключом. б ыть в убытке Понести потерю, ущерб. Например: жадные люди всегда в конце концов бывают в убытке.

Слайд 12

1 этап - выявление опознавательных признаков орфограммы 4 этап - решение различных орфографических задачи 3 этап - подбор проверочных слов. 2 этап - нахождение в словаре опознавательных признаков орфограмм

Слайд 13

убежать улететь пробежать пролететь вбежать влететь п еребежать перелететь с бежать слететь забежать залететь отбежать отлететь побежать полететь в ыбежать вылететь - ать

Слайд 14

Пиши правильно Чтение орфографически и орфоэпически Выявление лексического значения слова Нахождение ассоциативного образа Изображение словарного слова, объединенного с ассоциативным образом Включение словарного слова в речь

Слайд 16

№ работы Названия словаря Количество учащихся, выполнивших задание 1 толковый 5 2 этимологический 9 3 обратный 15 4 толковый 15


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебные словари как средство формирования орфографической грамотности учащихся начальных классов

Слайд 2

Актуальность Выполнение ФГОС(формирование УУД) Особенности УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 3

ПРОБЛЕМА Каковы методические условия эффективного использования словарей в процессе формирования орфографической грамотности учащихся начальных классов?

Слайд 4

Педагогическая идея Новые знания не даются в готовом виде , дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности со словарями

Слайд 5

Теоретическая база Методика П.С. Тоцкого при работе со словарями Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа», Принципы технологии системно-деятельностного метода

Слайд 6

Принципы деятельности целостности минимакса психологической комфортности вариативности творчества

Слайд 7

Виды словарей ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ А АБЗАЦ, -а, м. 1. Отступ вправо в начале первой строки определённой части текста. Например: начать с абзаца. 2. Часть текста между такими отступами. Например: прочитать два абзаца. Аккурат (разг.) Как раз, точно. Например: «вышло аккурат 25 кило»

Слайд 8

Обратный словарь А - бка б абка п рабабка о шибка с кобка коробка

Слайд 9

Словарь «ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО» автор, авторы асфальт /ас ф альт ( неправильно: ас в альт)

Слайд 10

СЛОВАРЬ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛОВ б асня – небольшое, чаще всего стихотворное произведение// от древнего слова баять – говорить близкие родственники – басенный; басенка; дальние родственники -байка

Слайд 11

СЛОВАРЬ УСТОЙЧИВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ б ить ключом Бурно протекать, проявляться. Например: он был молод, и жизнь била в нём ключом. б ыть в убытке Понести потерю, ущерб. Например: жадные люди всегда в конце концов бывают в убытке.

Слайд 12

1 этап - выявление опознавательных признаков орфограммы 4 этап - решение различных орфографических задачи 3 этап - подбор проверочных слов. 2 этап - нахождение в словаре опознавательных признаков орфограмм

Слайд 13

убежать улететь пробежать пролететь вбежать влететь п еребежать перелететь с бежать слететь забежать залететь отбежать отлететь побежать полететь в ыбежать вылететь - ать

Слайд 14

Пиши правильно Чтение орфографически и орфоэпически Выявление лексического значения слова Нахождение ассоциативного образа Изображение словарного слова, объединенного с ассоциативным образом Включение словарного слова в речь

Слайд 16

№ работы Названия словаря Количество учащихся, выполнивших задание 1 толковый 5 2 этимологический 9 3 обратный 15 4 толковый 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие "Твой друг - словарь" (2-3 класс)

Данное учебное занятие предназначенно для знакомства учащихся начальной школы со словарями - орфографическим, толковым, этимологическим. В игровой форме малыши быстро учатся пользоваться словарями. ис...

Картинный словарь "Учебные вещи"

Данная презентация используется при знакомстве детей с учебными принадлежностями....

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Публикации моих учеников. Учебный проект по русскому языку " Слово о словарях" Выполнен учащимися 2 класса" А" "МБУ школы №21"г.о. Тольятти Самарской области.

Цель данного проекта:познакомить одноклассников со словарями русского языка и научиться пользоваться ими.Дети приготовили информацию о каждом словаре и практические задания для работы с каждым из них....

Использование учебных словарей в процессе редактирования текста

Данный урок знакомит с приемами работы с учебными словарями...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цель исследования: изучить и научно обосновать формирование познавательных УУД в процессе создания словаря иностранных слов на уроках русского языка.Объектом исследования является образовательный...

Пособие Палитра" для формирования словаря. Моделирование в учебном процессе.

Дидактическая игра «Палитра»    Пособие «Палитра», созданное на основе немецкого дидактического материала «Paletti».Эта методика позволяет наиболее п...