Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Макагонова Наталья Викторовна

Тема урока: "Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Презентация к уроку50 КБ
Файл prezentatsiya_uroka.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже».

Цель  урока: уточнить знания об особенностях предложного падежа.

    Задачи урока:

Образовательные:

познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже, отрабатывать умение правильно определять безударные окончания; совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля.

Воспитательные: расширять кругозор учащихся; воспитывать интерес к русскому языку,  бережное отношение к природе.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор.

 I. Организационный момент.

Вот звонок дал нам сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Работа предстоит большая и интересная. На нашем пути предстоит встретиться с разного рода трудностями. Поэтому будьте предельно внимательны, чтобы не попасть в капкан русского языка.

- У нас на уроке много гостей, повернитесь к ним, улыбнитесь.

II. Массаж рук и пальцев.

- Подготовим наши пальчики к работе.

- Как светит солнышко летом? /растопырить пальцы, хорошо растягивая все мышцы/

- Как светит солнышко осенью? /мышцы ладони напряжены, пальцы согнуты/

- Как светит солнышко зимой? /пальцы щепотку собраны/

- Какое время года сейчас хозяйничает на земле?  (осень)

- Какое время года изображено на картине?

- Кто из вас любит зиму?  

- Что  вам нравится зимой?

- А о чём мы не должны забывать зимой?

- Да, ребята, мы не должны забывать покормить птиц.

III. Минутка чистописания.

Вспомним, как правильно надо сидеть

- Сегодня на «Минутке чистописания» прописываем слоги:  из ам

- Составить слово, меняя буквы местами. Слово отвечает на вопрос что?

- Подберите однокоренные слова к этому слову.

З.ма - зимушка, зимний, зимовать, зимует.

- Охарактеризуйте  первый звук, третий звук («з» «м»).

(Согласный, парный, глухой, мягкий;  согласный, звонкий, твёрдый)

IV. Словарно-орфографическая работа.

Прочитайте слова

-  Д.кабрь,  .нварь, ..прель, ф.враль.

Какое слово лишнее? Почему?

-  Запишите  эти   слова в тетради, поставьте ударения,  подчеркните орфограммы. Составим предложение со словом декабрь.

- Откуда к нам пришло слово декабрь?

- Слово декабрь пришло из Византии. Это первый месяц зимы, «студень» или «снежень». Декабрь и «замостит» и «загвоздит».  В этом месяце у лося отваливаются рога. Лесной зверь оставляет на снегу следы – снежные записи для охотников.

- Какие пословицы  вы знаете о зиме?

По декабрю судили об урожае: коли в декабре снег привалит вплотную к заборам, плохое будет лето,  коли же остается промежуток – урожайное.

 Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то это к урожаю.

 Физминутка для глаз (тренажёр)                                                            

V. Повторение изученного.

 

Определите падеж существительных

VI.  Работа над новым материалом.

       Найдите ошибку?

 а) П.п. - кем?  чем?

 б) Д.п. - кому? чему?

в) В.п. - кого? что?

г) Р.п. - кого? чего?

На доске даны словосочетания, в которых есть пропущенные окончания:

В деревн…, на ветк…,

на запад…, в парк…,

о тетрад…, о ноч…

- Почему я не написала окончание в словах? (Потому что мы не знаем, какие окончания пишутся у сущ. в П.п.)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний имён сущ. в П.п.)

- Какую задачу поставите перед собой? (Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в предложном падеже) -Сегодня мы научимся различать и проверять безударные окончания имён существительных в предложном падеже и поговорим о бережном отношении к природе.

        

VII. Работа по учебнику. Прочитать правило стр. 110

- Расскажите о П.п. по плану

1. Вопросы.

2. Предлоги.

3. Роль в предложении.

4. Окончания существительных 1-3 склонения.

Предложный падеж назвали потому, что без предлога существительные в этом падеже не употребляются. Это название дал падежу русский учёный М.В. Ломоносов именно за эту особенность. Первоначально этот падеж назывался сказательным.

   VIII. Закрепление нового материала.

- Поупражняемся в правописании безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.

  1. Теперь, зная окончания существительных в П.п, запишите эти слова себе в тетрадь.

В деревне, на ветке,

на западе, в парке,

о тетради, о ночи.

  1. Самостоятельная работа  учащихся.

Напиши ответы на вопросы. Обозначь падеж, склонение существительных, выдели окончание.

В чём заваривают чай?                                                                                          Где спит ребёнок?

В чём пишут дети?

Проверка с образца                                                                                                                          

             Чай заваривают в чайнике. ( П.п. 2 скл.)  

             Ребёнок спит в кровати.   (П.п. 3 скл.)                                                        

             Дети пишут в тетради. (П.п. 3 скл.)

  1. Физминутка

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

Письмо по памяти  (Развитие оперативной памяти )

         В природ… все взаимосвязано.
        Человек – часть природ…
        Бережно относитесь к природ…

         

- Прекрасен мир природы, а люди - часть ее. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом высоком смысле этого слова.

Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Как вы понимаете последнее предложение?

О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень..)

VIII. Подведение итогов урока:

- Назовите вопросы П. п.

- Назовите предлоги П. п.

- Какое окончание имеют в предложном падеже существительные 1-го и 2-го склонения?

- Какое окончание у существительных 3-го склонения?

Оцените свою работу, а я оценю вашу.

                Я всё понял(-а) и усвоил(-а).

                Знания нуждаются в повторении и закреплении.

                Мне многое непонятно.  

     

IX.  Задание на дом:  стр. 112 упр. 218, правило стр.110 учить


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

28 ноября

Слайд 3

Сиди правильно!

Слайд 4

Словарные слова. Д_кабрь , _нварь , _прель , ф_враль Какое слово лишнее?

Слайд 5

Д е кабрь, я нварь, ф е враль

Слайд 7

Подарок для мамы Пели песню Звучала музыка Слышали по радио В.п. И.п. Р.п. Д.п. Т.п. П.п. Р.п. В.п. И.п. Д.п. Проверка Подсказка

Слайд 8

Построили теремок Пришёл волк Выглянул из окошка За высоким забором В.п. И.п. Р.п. Д.п. Т.п. П.п. В.п. И.п. Р.п. Т.п. Проверка Подсказка

Слайд 9

Размышлять о счастье Скучать по товарищу Выглянул из-за камня Лежать под цветком В.п. И.п. Р.п. Д.п. Т.п. П.п. П.п. Д.п. Р.п. Т.п. Проверка Подсказка

Слайд 10

Найдите ошибку а) П.п. - кем? чем? б) Д.п. - кому? чему? в) В.п. - кого? что? г) Р.п. - кого? чего?

Слайд 11

Предложный падеж о ком? о чём?

Слайд 12

Определите тему урока . В деревн …, на ветк …, на запад…, в парк…, о тетрад …, о ноч …

Слайд 13

Правописание безударных окончаний в предложном падеже

Слайд 14

Расскажи о предложном падеже 1 . Вопросы. 2. Предлоги. 3.Роль в предложении. 4. Окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения. 1.О ком? О чём? ( где?) 2.О, об, в, на, при 3.Втор. член предложения 4. 1скл. – е ; 2скл. –е ; 3 скл . –и

Слайд 15

В деревн ..., на ветк ..., на запад…,в парк...; о тетрад …,о ноч .... е е и и е е П.п. - 1 и 2 скл . – Е П.п. - 3 скл. – И 1 скл . 1 скл . 2 скл . 2 скл . 3 скл . 3 скл .

Слайд 16

В чём заваривают чай? Где спит ребёнок? В чём пишут дети? Чай заваривают в чайнике. (П.п. 2 скл .) Ребёнок спит в кровати. ( П.п. 3 скл .) Дети пишут в тетради. ( П.п. 3 скл .)

Слайд 17

Физкультминутка

Слайд 18

Письмо по памяти В природ… все взаимосвязано. .

Слайд 19

Человек – часть природ…

Слайд 20

Бережно относитесь к природ…

Слайд 21

1 . В природ е (П.п.) все взаимосвязано. 2 . Человек – часть природ ы .(Р.п.) 3. Бережно относитесь к природ е .(Д.п.)

Слайд 22

Рефлексия Я всё понял(-а) и усвоил(-а). Знания нуждаются в повторении и закреплении. Мне многое непонятно.

Слайд 23

Домашнее задание Упр. 218 Правило стр.110

Слайд 24

Русский язык 4 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...