Обобщающий нестандартный урок по теме "Имя прилагательное" в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Масюкевич Светлана Николаевна

Урок- игра "Клуб знатаков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока86 КБ
Office presentation icon презентация1.27 МБ
Microsoft Office document icon оценочный лист33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Клуб знатоков» ( 1 слайд)

Тема урока: Обобщение знаний учащихся об именах прилагательных.

Цели урока: в игровой форме обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; совершенствовать умения в определении рода, числа и падежа прилагательных; учить употреблять имена прилагательные в переносном значении; развивать орфографическую зоркость, мышление, память; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать духовно-нравственные чувства.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

- Ребята,  внимательно послушайте стихи и сами назовите тему нашего урока.

Ученики читают стихи:

Очень занимательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ные.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «беззаботное»,

Не скажем маме «милая,

Любимая, красивая».

( 2 слайд)

- Сегодня необычный урок. Мы проведём его в форме игры – соревнования «Клуб  знатоков». Будет много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний по теме «Имя прилагательное», смекалки, внимания. Наша задача не только поиграть, но и повторить всё, что мы узнали об этой части речи, её особенностях.

        Класс делится на 4 команды. В конце урока мы подведём игры соревнования и определим команду знатоков. За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон. победителями будут участники команды, набравшей наибольшее количество очков.

        Итак, мы начинаем нашу игру!

III. Разминка.

        

        - Прежде, чем я прочитаю задание 1 раунда, необходимо сделать разминку. Это небольшой текст. Я читаю предложение. Если вы согласны с данным утверждением, записывайте номер предложения на листок. Если – нет, то номер предложения пропускаете.

        1. Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.

        2. Имя прилагательное в предложении является главным членом и отвечает на вопрос кто?, что?

        3. Род имени прилагательного зависит от глагола.

        4. Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

        5. По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного.

        П р о в е р к а: 1, 4, 5.

Обобщение по таблице: ( 3 слайд)

- Давайте обобщим сказанное по таблице:

Существительное

Прилагательное

Число

+

+

Род (в ед. числе)

Имеет постоянный род

Изменяется по родам

Типы склонения (в ед.числе)

3 склонения

-

Падеж

+

+

Связь в предложении

        Род, число, падеж

              х

Существительное  + прилагательное

IV. Разгадывание кроссворда. ( 1раунд) ( 4 слайд)

        

                                                          4                   2

к

п

а

р

3

к

и

5

к

6

и

з

7

8

1п

р

и

л

а

г

а

т

е

л

ь

н

о

е

м

к

я

а

г

м

а

к

о

у

я

        

1. Часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие?

        2. Что обозначает имя прилагательное?

        3. Назовите падежный вопрос прилагательного женского рода в родительном, дательном, предложном падежах?

        4. Назовите вопрос прилагательного множественного числа в именительном падеже?

        5. Окончание прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже.

        6. Окончание прилагательных женского рода в именительном падеже.

        7. Окончание прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

        8. Окончание прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

V. «Конкурс грамотеев» (2 раунд) ( 5 слайд)

- Определите на какое правило пропущена буква в словах. Найдите «лишнее» слово и вычеркните его.

1-я команда

л…нивый, п…тнистый, см…льчак, в…здушный

2-я команда ( 6 слайд)

радос…ный, звёз…ный, поз…ний, вкус…ный

3-я команда ( 7 слайд)

сла…кий, мя…кая, гла…кий , сколь…кий,

4-я команда ( 8 слайд)

оди….адцатый, а….уратный, мета….ический, кла….ный

VI. «Кто больше» (3 раунд) ( 9 слайд)

-Какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные?

- Что такое синонимы?

Подбор синонимов к данному прилагательному.

1-я команда - удивительный

2-я команда - тощий

3-я команда - смешной

4-я команда – наглый

Возможные варианты ответов:

удивительный

изумительный

необычный

сказочный

невиданный

поразительный

смешной

забавный

комичный

потешный

уморительный

наглый

бесстыдный

бессовестный

беззастенчивый

нахальный

развязный

тощий

худой

тонкий

сухощавый

худющий

исхудалый

         

VII. « Кто точнее» (4 раунд) ( 10 слайд)

-Ребята, очень часто мы употребляем в нашей речи имена прилагательные не в прямом ,а в переносном значении.

Каждый член команды должен объяснить как можно точнее доставшееся ему выражение.

1-я команда –         острое слово, прозрачный намёк,                                                                         стальной характер, круглая дата.

2-я команда –         острый взгляд, сладкая речь,                                                                                        живая беседа, круглый сирота.

3-я команда –         чёрная зависть, золотое сердце,                                                                                ледяной взгляд, круглый год.

4-я команда -         светлая мысль, золотые руки,                                                                                        круглая сумма, мягкий человек.

 VIII. Физминутка: ( 11 слайд)

Упражнение «Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный».

Василиса Прекрасная рассказывает, какими она хотела бы видеть всех детей, используя имена прилагательные: умными, добрыми, весёлыми, внимательными…(дети соглашаются – хлопают).

Кощей Бессмертный же хочет видеть детей: жадными, трусливыми, вредными, ленивыми…( дети топают).

IX. « Угадай сказочного героя» (5 раунд) ( 12 слайд)

Ученик читает стихотворение:

Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит и в воде и на земле,

стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

 

Каждая команда получает карточку с записанными словосочетаниями. Необходимо догадаться, о каком сказочном персонаже идёт речь, назвать произведение и автора (если есть), дописать окончания прилагательных, указать их род, число, падеж.

1-я команда

на стар___   болоте,

в лягушечь___ коже,

мудр___ советами,

в прекрасн___ царевну

2-я команда

хрустальн____ туфельку,

на сказочн___ балу,

у королевск___ дворца,

от добр___  феи

3-я команда

отважн___ девочка,

трудн____ путём,

с добр___ друзьями,

к снежн___ королеве

4-я команда

удивительн____ чудесами,

для верн___ друга,

в стар___ бутылке,

с длинн___ бородой

ПРОВЕРКА: Царевна-лягушка, Золушка, Герда (Х.-К. Андерсен «Снежная королева»), Старик Хоттабыч (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

( 13 слайд), ( 14 слайд), ( 15 слайд), ( 16 слайд)

X. « В стране литературии» (6 раунд) ( 1 7слайд)

Многие авторы в названии своих произведений используют словосочетания «прилагательное + существительное». Сейчас вам предстоит договорить в названии литературного произведения  существительное, опираясь на прилагательное  и автора.

1-я команда

1. Сказка Ш. Перро « Красная…»

2. Рассказ А. Куприна «Белый…»

3. Сказка Х.-К. Андерсена «Гадкий…»

2-я команда

1. Рассказ В. Осеевой «Синие…»

2. Сказка А. Толстого «Золотой…»

3. Рассказ Н. Носова «Живая…»

3-я команда

1. Книга В. Бианки «Лесная…»

2. Сказка Х.-К. Андерсена «Снежная…»

3. Рассказ К Паустовского «Стальное…»

4-я команда

1Рассказ Д.Мамина-Сибиряка «Серая…»

2. Повесть А.Погорельского «Чёрная…»

3. Сказка П.Бажова «Серебряное…»

XI. « В картинной галерее» ( 7 раунд) ( 18 слайд) ( 19 слайд)

- Ребята, посмотрите на картину. Как она называется? (Б. Кустодиев. Масленица)

Что же это такое?

        Масленица – это  праздник проводов зимы и встречи весны. Празднуют масленицу в период с конца февраля до начала марта перед началом Великого поста целую неделю.

        Этот праздник олицетворяет пробуждение природы от зимней спячки, означает начало весенних работ в поле.                                                         Любили на Руси Масленицу – праздник весёлый, озорной и отчаянный. Последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками, с песнями мчались на тройках, пели, плясали, сжигали чучело Зимы, и, конечно же, ели блины.

        Каждый день на Масленице имеет своё название:

понедельник – «встреча»

вторник – «заигрыши»

среда – « лакомка»

четверг – «разгуляй» или «широкая масленица»

пятница – «тёщины вечёрки2

суббота – «золовкины посиделки»

воскресенье – проводы Масленицы или Прощённое воскресенье

До сих пор на Руси в последний день Масленицы все просят друг у друга прощения. Сначала сильные у слабых, старшие у младших. «Прости меня, грешного на Великий пост». А в ответ можно было услышать: «Бог простит, и я прощаю». Но дело тут не в словах. Главное, чтобы от сердца, от всей души за всё – за всё прощенья попросить. Извинялись за всякую досаду, какую причинили ближнему, а то и просто так, на всякий случай. Кто знает, может, когда обидел, да не заметил…  Не забудьте и вы в этот день попросить прощения.

ЗАДАНИЕ:

-Глядя, на картину, назовите как можно больше словосочетаний «существительное + прилагательное»

XII. Подведение итогов. Определение команды – победительницы.               ( 20 слайд)

        - Ребята, интересно ли было на уроке?

        - Что понравилось больше всего?

Открытый урок

по русскому языку

в 4 классе с использованием компьютерных технологий

Урок - игра:

«Клуб знатоков»

             

Подготовила учитель

начальных классов:

Масюкевич С.Н.

 

МОУ «Лицей п. Медногорский»   2009 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК-ИГРА «КЛУБ ЗНАТОКОВ»

Слайд 2

Тема урока: «Обобщение знаний учащихся об именах прилагательных"

Слайд 3

РАЗМИНКА

Слайд 4

1 РАУНД КРОССВОРД

Слайд 5

2 раунд «Конкурс грамотеев» 1-я команда Л…нивый, п…тнистый, см…льчак, в…здушный 1 команда л…нивый п…тнистый см…льчак в…здушный

Слайд 6

2 раунд «Конкурс грамотеев» 1-я команда Л…нивый, п…тнистый, см…льчак, в…здушный 2-я команда радос…ный звёз…ный, поз…ний вкус…ный

Слайд 7

2 раунд «Конкурс грамотеев» 1-я команда Л…нивый, п…тнистый, см…льчак, в…здушный 3-я команда сла…кий мя…кая гла…кий сколь…кий

Слайд 8

2 раунд «Конкурс грамотеев» 1-я команда Л…нивый, п…тнистый, см…льчак, в…здушный 4-я команда оди….адцатый а….уратный мета….ический кла….ный

Слайд 9

3 РАУНД «Кто больше» 1-я команда – удивительный 2-я команда - тощий 3-я команда - смешной 4-я команда - наглый

Слайд 10

4 РАУНД «Кто точнее» 1-я команда – острое слово, прозрачный намёк, стальной характер, круглая дата. 2-я команда – острый взгляд, сладкая речь, живая беседа, круглый сирота. 3-я команда – чёрная зависть, золотое сердце, ледяной взгляд, круглый год. 4-я команда - светлая мысль, золотые руки, круглая сумма, мягкий человек.

Слайд 12

5 РАУНД «УГАДАЙ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ»

Слайд 17

6 РАУНД «В СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ»

Слайд 18

7 РАУНД «В КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ»

Слайд 19

7 РАУНД «В КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ» Б. Кустодиев «Масленица»

Слайд 20

Молодцы ! Спасибо за хорошую игру !



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

1 раунд «Кроссворд»

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

2 раунд «Конкурс грамотеев»

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

3 раунд «Кто больше»

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

4 раунд «Кто точнее»

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

5 раунд «Угадай сказочного героя»

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

6 раунд «В стране литературии»

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

7 раунд «В картинной галерее»

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков

Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1.    Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....