Открытый урок по русскому языку в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Табанова Юлия Геннадьевна

На уроке детям создаются условия для решения орфографической задачи : Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx523.79 КБ
Файл esse_na_temu.moya_ped._filosofiya.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 1 классе

Тема урока: « Парные согласные звуки в конце слова»

Цели урока:

Создать условия для:

  1. Ознакомления с правилом проверки парного согласного звука в конце слова, продолжить работу по сопоставлению звука и буквы в конце слова, учиться подбирать проверочные слова.

Этапы урока

Деятельность учителя

  Деятельность учеников

Примечания

1.Организационный

момент. (эмоциональный настрой)

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Минутка чистописания.

4.Актуализация знаний и запись затруднений в учебной деятельности.

Постановка учебной задачи.

Постановка

учебной задачи.

Игра «Собери

пары».

Первичное закрепление.

Рефлексия.

 

Учитель делает вместе с детьми.

Сколько любви к русскому языку в словах А.Шибаева!

А какой он – русский язык?

Вы сказали, что красивый. А народная мудрость гласит: «Красиво писать – красоту творить». Проведём пальчиковую гимнастику.

1.Краб ползёт по дну,

Выставив свою клешню.

2.Флаг в руке своей держу и ребятам им машу.

3.У дуба ствол, на стволе много веток, а листья на ветках зелёного цвета.)

На доске даны буквы: б,ж,з,п,ш,с,д,в,т,г,ф,к.

Что это за буквы?

Что они обозначают?

Что можете сказать про парные звонкие согласные звуки?

А про парные глухие согласные звуки?

Напишите на рабочей строке согласные буквы парами.

Молодцы!

Давайте вернёмся к изображениям на доске.

 

 

Ребята, понаблюдайте за звуками, сделайте звуковой анализ слов: краб,дуб, флаг.

После того, как дети составят звуковую схему к слову краб, спросить:

Выделите и назовите последний звук.

Появляется надпись под картинкой

                             [п]

                      Краб

Что увидели?

Выделите последний звук в слове дуб.

Появляется надпись под картинкой:

                            [п]

                       Дуб

Что заметили?

Выделите последний звук в слове флаг.

Появляется надпись под картинкой:

                                [к]

                         Флаг

Что заметили?

Ребята, что мы наблюдаем?

Мы делаем вывод: Парным согласным звукам на конце слова нельзя доверять.

Почему?

Тема нашего урока: « Правописание парных согласных на конце слова».

Значит, наша цель: наблюдать за парными согласными звуками на конце слова и  правильно обозначать их согласными буквами».

Вы сказали,что  эти звуки парные по – глухости – звонкости. Это чётко мы можем наблюдать, когда парный согласный звук стоит в начале слова:

   

           [д]

            дом

 

    [т]

     туча

       

             [з]

              заяц

       [б]

        башня

Что мы наблюдаем, выделяя первый звук в слове.

Произношение не расходится с написанием.

А сейчас я вам предлагаю понаблюдать над парным согласным звуком в конце слова.

Перед вами картинки. Соотнесите картинки на парные согласные на конце слов.

                               

    Жираф                носорог

 

           жук                                 лев

           

          Салат                                   зуб

        Суп                                лёд

           Ёрш                            приз

   

    нос

                                                                                                     

  ёж

Произнесите  ещё раз все слова, обращая внимание на последний звук.

 

Что происходит с парным согласным на конце слова?

Парный звук в конце слова находится в слабой позиции, потому произносится глухо.

 Но почему, все звуки парные на конце слов произносятся глухо, а обозначаются

разными буквами?

Посмотрите, какой хитрый звук[ф] (показываю на пары слов), он может за себя на письменную работу посылать разные буквы  (ф и в); звук [c] может послать буквы (з ис), звук[т] может послать на работу буквы (д и т), звук[ш] может послать на работу буквы (ж и ш), звук [п] может послать на работу буквы(б и п), звук[к] может заставить работать буквы(к и г).

Можно ли на письме доверять такому парному согласному звуку?

Мы с вами сказали, что парным согласным на конце слова нельзя доверять, так как произношение расходится с написанием.

Мы с вами говорили про безударные гласные. Почему я про них вспомнила.

Что мы делали в этих случаях?

Т.е.,чтобы произношение совпало с написанием.

Скажите, ребята, правило проверки безударных гласных подходит для проверки парных согласных?

Как проверить парный согласный на конце слова?

Когда слово называется проверочным?

Т.е. нам нужно подобрать такое проверочное слово –  чтобы звук совпадал с буквой его обозначающей. Тогда у нас не будет расхождения в произношении и написании.

Значит, наша задача – подобрать проверочное слово к парным согласным на конце слова.

Я вам подскажу.

Сейчас вы будете работать в группах.

Ваша цель – подобрать проверочные слова. Какое слово будет проверочным?

Ну, давайте послушаем. Почему вы решили, что это слово будет являться проверочным?

Давайте проверим себя на с. 98 учебника.

Итак, как проверить парный согласный звук на конце слова?

А сейчас я хочу вам рассказать сказку «О парных согласных».

«СКАЗКА

О ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ»

Жили-были в Стране Русского Языка парные согласные: б-п, в-ф,   г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие - немножко сердитыми. Чуть что - сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово.

Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: «Помогите мне!» Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.

СТОЛ(Б)?(П)?

Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т, но заспорили - кто лучше с этой работой справится.        

СА(Д)?(Т)?

Неподалеку строился дом. Последний этаж остался незаконченным. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.

ЭТА(Ж)?(Ш)?

        Тем временем 3 и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят улов, который отдал им рыбак. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.


АРБУ(3)?(С)?
        УЛО(В)?(Ф)?        СТО(Г)?(К)?

Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: "В этих словах в конце поставьте гласную букву, она и укажет, кто из вас будет стоять в слове".

Так и сделали: столбы - столб, сады - сад, этажи - этаж, арбузы - арбуз, уловы - улов, стога - стог.

Все встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слова.

Подведём итог. Как проверить парный согласный звук на конце слова?

Поработаете в парах?

Я предлагаю вам выполнить задание. Кому будет трудно, зовите на помощь.

Проверим.

Что было очень трудным на уроке?

В каких случаях парный согласный нужно проверить?

Какое слово будет проверочным для слова с парным согласным на конце слова?

Спасибо всем за урок.

.

       

Заливается звонок.

Приглашает на урок.

Мы у парты дружно встали,

С выражением сказали:

«И в радости, и в грусти-

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной».

Певучий, нежный, красивый,мудрый, богатый, интересный.

(Дети изображают пальчиками клешню краба)

 (Дети показывают движения).

(Дети показывают движения).

Буквы парных согласных звуков.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Они произносятся с голосом и шумом.

Они произносятся только с шумом.

б-п,ж-ш,з-с,д-т,в-ф,г-к.

Дети называют названия предметов на картинках.

Дети работают в парах, составляют звуковые схемы к словам.

Последний звук [п].

Звук[п], а буква б.

Последний звук [п].

Звук[п], а буква б

Последний звук [к].

Звук[к], буква г

Произношение и написание не совпадают.

Звук не совпадает с буквой, его обозначающей.

Какой звук слышим, такой же буквой и обозначаем.

Дети называют пары слов:

Жираф – лев

Жук – носорог

Салат – зуб

Суп – лёд

Ёрш – ёж

Нос - приз

Последний звук во всех словах произносится глухо.

Звук не совпадает с буквой его обозначающей.

Конечно нет. Можно написать неправильную букву.

Безударным гласным на письме тоже нельзя доверять, потому что произношение не совпадает с написанием.

Подбирали проверочное слово. Изменяли  слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

Нет, не подходит.

Мы не знаем.

Когда звук и буква его обозначающая совпадают.

Дети получают слова: град, моржи, хлеб, львы, морж, грады, лев, хлеба, глаз, снега, снег, глаза.

Дети находят пары слов, соединяют и наблюдают.

Слово, в котором звук и буква его обозначающая совпадут.

(дети работают в группах)

Звук и буква его обозначающая совпадают.

Дети читают правило и делают вывод.

Нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук.

Нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук.

Конечно.

Дети работают в парах.

Град\т, хлеб\п, морж\ш, лев\ф, глаз\с, снег\к.

Было трудно подобрать проверочные слова.

 

Когда звук не совпадает с буквой его обозначающей.

Ученики со звоночком в руках произносят

А.Шибаев.

Картинки с изображением

 краба,  флага, дуба появляются на доске.

На доске появляются картинки.

 

Появляются слова.

 



Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Моя педагогическая философия»

учителя начальных классов МОУ СОШ№1

Табановой Ю.Г.

                                                            Почему с детишками судьбу связала

                                                           И учителем, зачем решила стать?

                                                              «Будь учителем!» - душа мне подсказала.

                                                           Видно, быть с детьми - судьба моя!

 

 Клубок, бесконечный клубок мудрости и любви передала мне бабушка, педагог начальных классов. Любимому делу она отдала 52 года своей жизни.

 Вспоминая свои детские годы, отчётливо представляю, как я семилетняя девочка, прихожу из школы домой, рассаживаю на диване свои любимые игрушки и начинаю урок… В то время я и не подозревала о том, что в будущем эти детские игры станут моей профессией, моим призванием. Да, действительно призванием, так как я не представляю своей жизни без школы, без учеников.

 Размышляя о своём жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверно, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников.

  Вся моя сознательная жизнь связана со школой. Школа - это дети. А дети - это школа. Школа жизни и школа, где звенит звонок, и дети приходят на урок. Каждый день. Школе я посвящаю свои думы, заботы, радости и тревоги. Счастлива ли я? Да. Я утвердилась в главном, нашла своё призвание, свой путь в жизни. Центр моих притяжений - ученик со своим неповторимым внутренним миром.

  Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.

   Мой труд учителя, сродни труда хлебороба и строителя - из зёрен добра и справедливости, я выращиваю душу учеников, из кирпичиков знаний складываю их разум, помогаю найти свой путь в жизни.

  Душа ребёнка похожа на скрипку. Как к ней прикоснёшься, так она и зазвучит. И как не просто найти подход к маленькому человеку, разглядеть в каждом ту изюминку, которая отличает его от других, но я думаю, что мне это удаётся.

                                                       

 

                                                             Как много сил нам надо отдавать

                                                             И чутким быть, и многое предвидеть.

                                                             Чтоб душу детскую понять,

                                                             При этом не поранить, не обидеть.

Без любви к своему делу, без любви к детям, невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребёнку - всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.

 Ведь педагог - тот же художник. Только в отличие от художника, из отдельных мазков которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на мёртвое поле, а на живую, трепетную душу, а его творение - сама история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....