Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Творительный падеж имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Вартанян Татьяна Анатольевна

Очень хочется сделать урок русского языка интересным для ребят, показать  красоту родного языка. Не отвергая методические приемы, проверенные временем. ищу  свои способы для улучшения качества преподавания предмета.Как показывает опыт, огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. "Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" (В.А.Сухомлинский). Поэтому на каждый урок стараюсь подобрать занимательные игры. задания на логическое мышление, ребусы и т.д. Занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazykav_4_klasse_t.p.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка  в  4  классе.

Тема: Творительный   падеж  имен   существительных.

Цели:

  • познакомить   учащихся   с  особенностями   творительного  падежа;
  •   учить  правильно  употреблять   существительные    в  творительном  падеже;
  • развивать  орфографическую  зоркость.

                                              Ход  урока.

1. Организационный момент.

- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке

 - Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного, я предлагаю начать с опроса:

- Что называется именем существительным?

                    - Какие бывают имена существительные?

                    - Как изменяются имена существительные?

- Назовите непостоянные признаки имени существительного.

     - Назовите постоянные признаки имени существительного.

- Что называют склонением?

- Сколько падежей вы знаете?

- Назовите: 1 ряд – падеж, 2 ряд – вопрос, 3 ряд - слово помощник

II. Минутка чистописания (слайд)

- Открываем тетради, запишите число, «классная работа».

- Для минутки чистописания мы возьмём суффикс из слова работаем, безударную гласную из корня пятёрка, приставку из  слова узнаю, окончание из слова узнаю.

-Проверьте, такие буквы у вас получились?

-Составьте цепочку из строчных букв аяую, так, чтобы в каждой группе буквы менялись между собой местами.

- Запишите составленную цепочку букв.

- Какие группы получились? Проверьте?

-Почему в задании встретились слова работаем, пятёрка, узнаю(мы узнаём что- то новое и будем работать на «5»).

 Продолжаем работу.

III. Словарно-орографическая работа.

Запишите отгадки (слайд)

1.     Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).

2.     Тот кто совершает поезду в транспорте. (Пассажир)

3.     Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати для общего пользования. (Библиотека)

4.     Дорога (в саду, в парке) с рядами деревьев, посаженных по обеим сторонам. (Аллея)

5.     Государство в котором мы проживаем. (Россия)

6.     Расшифруйте. (Одиннадцать)

 

- На какие группы разбили бы? (Удвоенная согласная)

- Какие орфограммы встретились. Подчеркните.

- Определите склонение.

- Какое слово лишнее? (одиннадцать, Россия)

Проверка (слайд)

IV.  Физминутка для глаз (слайд) .

 

V . Изучение нового материала. (Слайд)

- Прочитайте словосочетания.

Закрыло туч…

Тянуло ветр…

Спрятался под ель…

- В каком падеже стоят данные  существительные? (В Т.п.)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Безударные окончания Т.п.)

- Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?)

-  Предлоги Т.п. (с, за, под, над, перед, между)

-  Каким членом предложения является? (второстепенным)

-  Что ещё нужно знать?  (окончания 1,2,3скл.)

- Какую задачу мы ставим перед собой?

- Итак контрольный вопрос нашего урока

«Какие окончания имеют существительные в творительном падеже?

Послушайте сказку (Слайд со словами)

- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».

- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк». 

- Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

     - На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

     - Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. Вы помните, какие существительные относятся к 1, 2, 3 скл?

 (Работа выполняется с комментированием.)

 

          1 скл.                                2 скл.                               3 скл.

        зеброй                              слоном                              смелостью

        сливой                             медведем                           елью

       умницей                             ужом                               осенью 

 

- Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.

 

1 скл.                                     2 скл.                                3 скл.

-ой                                           -ом                                    -ю

-ей                                            -ем      

( таблица)      

- Вставим окончания в словосочетания.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?

Закрыло тучей         (Т.п. 1 скл.)

Тянуло ветром        (Т.п. 2 скл.)

Спрятался под елью  (Т.п. 3 скл.)

 

VI.        Физминутка.

           

- Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – кружитесь, если 3-го - хлопаете в ладоши.

Конь,         солнце      печь            сын

земля,        отец          платье         книга

сын            дача           парта          тетрадь

дочь           мышь        ручка          день

Алла          окно          тишь           печенье

VII. Закрепление  темы.

- Сегодня на уроке мы познакомились с самым  трудолюбивым падежом, который любит творить также как и вы.

А )  Пословицы.( Слайд  )

Прочитайте  пословицы. На какую  тему? А  какие  пословицы  о  труде  вы  ещё  знаете? Как    их  понимаете?  В  этих  пословицах  нужно  найти  имена  существительные  в  творительном  падеже  и  выписать  в  тетрадь.    

Душу  и  сердце   в   работу  вложи, каждой  секундой  в  труде  дорожи.

Не   спеши  языком, торопись  делом.

Кто  трудиться  рад  -  тот   будет   хлебом   богат.

Б) Работа с учебником

с. 124, упр. 117  прочитайте самостоятельно.

 

B. Работа у доски (На слайде)

Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж.

Пришла (с чем?) с (метель)
Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес)
Любовались (чем?) (снежинка)
Играть (с кем?) с (Таня  и  Саша)

 

- Как поступить, чтобы правильно определить безударные окончания существительных?

физминутка

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

VIII. Игра «Где искать»

Запишите ответ, определите окончание, склонение, падеж.

Где искать школьника?

Под чем искать жёлуди,?

Под чем искать еловые шишки?

Где искать щенка?

Под чем искать дом?

Где искать клад?

Где искать добро?

     В школе (1 скл. П.п.), под дубом, под елью, в конуре, под крышей, в земле, в человеке.

Назовите имена существительные в Т.п.

Остальные слова какого падежа?

 IX. Рефлексия.

        - Какую задачу мы ставили перед собой?

        - Что же мы узнали на уроке?

        - Что вам понравилось сегодня на уроке?

  Х.Итог  урока.

Чтобы  подвести  итог  урока  и  оценить  свою  работу, нужно  ответить  на вопросы  теста.

1.а) в  творительном  падеже  имена  существительные   отвечают  на  вопрос  кому? чему?

  Б)в  творительном  падеже  имена  существительные  отвечают на  вопросы  кем?чем?

 2.а)имена  существительные  в творительном  падеже   бывают  только  второстепенными  членами

   Б)имена  существительные  в  предложении  бывают  не  только  второстепенными  членами.

  3.Укажите  существительные   в  творительном  падеже

  А) по  дороге

  Б) с  другом

   В)над водой

  4.Укажите   предлоги   творительного   падежа

    А)с

    Б)к

    В)за

   

А  теперь  проверьте  свои  ответы  и  узнайте  свою   оценку.

  МОЛОДЕЦ!               СТАРАЙСЯ!

     бабвав

Урок  окончен. Спасибо   за  работу!

 

        XI.  Домашнее задание, инструктаж по её выполнению.

с. 125 сведения,  упр. 120


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка «Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения»

Тема: Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения.Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к р...

Разработка урока русского языка на тему:"Обобщение изученного об имени существительном"

Цели:    обобщить полученные знания об имени существительном, закрепить  правила написания мягкого знака на конце имен существительных    (в начальной форме)  после букв ...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном».

Методическая разработка урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном»....