Речевые разминки к уроку русского языка
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Колесникова Ирина Викторовна

Материал предназначен для уроков русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_razmin.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над развитием речи на уроках литературного чтения.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.
Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы и т.д.
Игры со словами являются важным средством развития речи учащихся во время всего обучения в школе.
Очень нравится детям работа со скороговорками. Они развивают у ребёнка фонематический слух.
Например, для отработки произношения звуков б п. используют скороговорки:
-Пилил Филипп полено из лип.
Притупил пилу Филипп.
-Бобры храбры идут в боры.
-Белые бараны били в барабаны.
-Бабкин боб расцвёл в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
-Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
Не менее интересными являются для ребят и чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений или придуманы детьми, например: крур крир саморир-рики брики- кальтаир. Одну и ту же чистоговорку можно произнести с разными целями. Так, произнося Верблюд решил, что он жираф и ходит голову задрав,один ребёнок выразит удивление, а другой посмеётся.
Также чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.
На часок мы заш-ш-ш-шли
К черепаш-ш-ш-шке.
Черепаш-ш-ш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.
Ещё предлагаю ребятам прочесть текст, состоящий из звуков, чётко их, произнося и соблюдая их длительность, например:
Ж
Жжжж
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжжжж
Бац!
Ж..ж
Жжжжж
Бац! Бац!
Жжж
Жжжжжж
Бац! Бум! Дзинь!
Жж
Жжжжжжжжжж
Топ!
Жжжжжж
Жжжж
Топ-топ!
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжж
Топ-топ-топ!
Шлёп!
Шмяк.
И стало тихо.
После чего дети придумывают рассказ к этому тексту и заглавие, а потом сообщаю, что это рассказ о бегемоте, который гонялся за назойливой мухой в комнате, где много посуды. И сравниваем их рассказ с замыслом автора. Можно предложить придумать свой рассказ. Например:
Ррр
Ррррррр
Ррррррррррррр
Ой ! ой ! ой!
Рррр
Рррррррррррррррррррр
Топ! Топ! Топ!
И мы все вместе пытаемся узнать, что же произошло.
Очень важна на уроках литературного чтения речевая разминка в форме артикуляционной гимнастики, упражнений для дыхания и дикции /эти упражнения придуманы не мной, но кто их автор я, к сожалению не знаю, а хотелось бы сказать огромное спасибо, т.к. они очень помогают в работе /:
1.Проколотый мяч /имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с.(воздух)/.
2.Имитация колокольного звона / бом, бам, бим../.
3.Больной зуб. /постанывание /.
4.Пятачок. /на счёт раз - вытянуть губы вперёд, на счёт два - губы расплываются в улыбке, не показывая зубов / .
5.Изображение цоканья копыт.
6.Остановить лошадь, произнося слово тпрру.
7.Чищу зубы. /кончиком языка почистить верхние и нижние зубы / и т. д.
Обязательно надо работать над понятиями : аллитерация, метафора, сравнение, рифма, контраст, юмор, сатира, архаизмы, диалектизмы, омонимы, синонимы, антонимы.
На своих уроках я устраиваю минутки поэзии, на которых ребята пробуют себя в роли поэтов. Даю детям начало от любых стихов и прошу придумать продолжение, это им очень нравится. К примеру:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Вот, что получилось у ребят:
Лежебока рыжий кот Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот. Отлежал себе живот.
Мышки бегают кругом. Ой-ой-ой живот болит,
И хохочут над котом. Нужен срочно Айболит.
И несколько не боясь, / Копица Вика /
Залезают кошке в пасть.
/Губарева Настя /
Эти стихи собираются и издаётся сборник стихов /изготавливает сборник сам учитель, а вот иллюстрации выполняют дети /.
В наше время возможность применения на уроке компьютерных технологий открывает массу возможностей для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать на разговор. Этому способствует применение презентаций с использованием репродукций, музыки, фотографий и т. д. / см. приложение № 1/.

Работа над развитием речи на уроках русского языка.

Основа связной речи предложение. Не может быть работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении всех лет обучения.
Серьёзно способствуют развитию речи и мышлению учащихся письмо изложений и сочинений. Сочинения один из наиболее сложных видов работы над речью детей. Ученики должны захотеть поделиться своими мыслями, поэтому надо приложить максимум усилий. Сначала я учу детей устно составлять небольшие рассказы:
Прошу продолжить такие предложения:
-Если бы я был цветком, я бы
-Если бы я был кошкой, я бы.
-Если бы я был книгой, я бы.
Рисую на доске голову человека и в её контур помещаю изображения солнца, гор, моря и прошу угадать, о чём я думаю. К следующему уроку каждый приносит свой контур головы, и мы по очереди угадываем мысли каждого
Вывешиваю на доске рисунок с плачущим щенком и прошу ответить на вопрос: Почему он плачет?
Записываю слова мама и беда. После чего говорю детям, что хорошие слова притягивают хорошие слова, а плохие слова плохие и предлагаю создать две группы слов.
Мама беда
Семья слёзы
Счастье и т.д. боль и т. д.
Темы для сочинений должны быть интересны, чтобы детям захотелось творить с помощью слов. Примерные темы сочинений:
1.Объясни африканцу, что такое снег.
2.Письмо сказочнику.
3.Если бы я был волшебником
4.Что такое доброта?
5.Что такое семья?
6.Как я провёл зимние каникулы?
Особое место на уроке русского языка занимает словарная работа. Я считаю, что если ребёнок ушёл из школы домой, имея в словарном запасе пару новых слов, то уже день прошёл не зря. Поэтому на каждом уроке ведётся работа с этимологическим или же толковым словарём. Обогащение словаря способствует развитию речи.

Работа над развитием речи на уроках математики.

Хорошо развитая речь для каждого школьника - важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Ещё К. Д. Ушинский справедливо утверждал, что бедность словаря школьника порождает однообразие его речи и делает её нередко непонятной для слушателей, он / школьник / не может заменить ни одного слова другим, не может переставить свободно двух слов, и язык его точно в цепях тех строчек, которые он заучил.
На уроках математики я также работаю над развитием речи. Дети знакомятся с математическими терминами, учатся строить правильные ответы к задачам. Особенно чётко прослеживается эта работа при решении задач стихотворного типа, познавательных задач, заданий на логическое мышление, / где надо не просто назвать ответ, а построить цепь логических высказываний /, математических сказочных заданий, задач нестандартного типа. Нередко встречаются задания непосредственно связанные с литературой, например:
Кому принадлежат стихи?
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Вы узнаете это, если решите пример. Его ответ будет соответствовать числу, записанному у фамилии поэта.
Н.А. Некрасов 45
К.Д.Бальмонт 60
Ф.И.Тютчев 23
32-2х5+38=60
Стихи, естественно читаются и обсуждаются, хотя не так тщательно как на уроке литературы.
Особую роль играют уроки тренинги. Тренинг это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся.
Детям раздаются карточки, ,на которых записаны математические задания с вариантами ответов. Дети выбирают ответ сначала самостоятельно, а потом в парах.

Задача 1Самост.
выборВыбор в паре
У Пьеро было 11 яблок, а у Буратино на 5 яблок меньше. Сколько яблок было у Буратино?
1)11+5=16(ябл.) 2)11-5=6(ябл.) 3)11-6+11=16(ябл.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Языковая разминка к урокам русского языка. 4 класс.

Цель этой работы– обеспечить регулярное повторение и отработку основных учебно - языковых, правописных и речевых  умений и навыков.Языковая разминка может занимать от 7 до 10 минут.  В...

языковая разминка на урок русского языка

тема"Слова отвечающие на вопросы кто? и что?. Задание:записать то,что вы видите на картинках в два столбика...

Речевые игры на уроках русского языка

Речевые игры необходимо проводить на уроках русского языка. Они нужны для развития речи учащихся, их словарного запаса.Задания разнообразны : "Назови лишнее слово среди имен существительных,прилагател...

Короткие стишки для речевой разминки на уроках английского языка в начальных классах

Презентация, где представлен небольшой подбор коротких стихотворений на английском языке, позволяющий разнообразить речевую разминку на уроках в начальной школе....

Статья "Разминки" на уроках русского языка"

На уроках русского языка работу по формированию навыков письма графических и орфографических провожу вместе в «разминке». Правильно подобранный материал для «разминки» помогает актуализировать зн...

Орфографические разминки на уроках русского языка

Формирование орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы....

Речевые разминки на уроках русского языка в начальной школе

Цели речевых разминок:Устранение наиболее часто встречающихся речевых ошибок.Привитие интереса к русскому языку.Эффективность: время до 7 минут, творческий подход.Формы работы:-словарная работа (ежеми...