Речевые разминки на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Мирская Марина Станиславовна

Цели речевых разминок:

  1. Устранение наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
  2. Привитие интереса к русскому языку.

Эффективность: время до 7 минут, творческий подход.

Формы работы:

-словарная работа (ежеминутное чередование орфографической, морфологической, синтаксической (в виде схем) и речевой разминки);

- работа на уроках культуры общения (вариативные темы согласно программе);

- домашние заготовки детей.

Вид деятельности:

Работа в паре, работа в группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_razminki_na_urokah_russkogo_yazyka_2.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевые разминки на уроках русского языка в начальной школе»

Выполнила:

Мирская Марина Станиславовна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 62 Центрального района г.Воронеж

Цели речевых разминок:

  1. Устранение наиболее часто встречающихся речевых ошибок.
  2. Привитие интереса к русскому языку.

Эффективность: время до 7 минут, творческий подход.

Формы работы: 

-словарная работа (ежеминутное чередование орфографической, морфологической, синтаксической (в виде схем) и речевой разминки);

- работа на уроках культуры общения (вариативные темы согласно программе);

- домашние заготовки детей.

Вид деятельности:

Работа в паре, работа в группах.

I.  Домашние заготовки.

Задание мини – группе (паре).

Найти в художественной литературе (из списка данных книг) фразеологизм и определить его значение.

  1. М.Горький  “Аника - воин”

Поиск по 3 “веткам”

1 “ветка” (“посмотрю в историческом словаре”)- герой друг русского эпоса, который хвастался своей храбростью

2 “ветка”(“Посмотрю во фразеологическом словаре школьника”) – данных нет.

3 “ветка”- (“Постараюсь исходя из собственных знаний”)

Ника – “победа”

“а” – отрицательная частица (Перевод греч. яз.)

Вывод: “Аника” – “Непобеда”, а только хвастун – драчун.

  1. С.Михалков. “Глуп как пробка”.

1 “ветка” (“Посмотрю во фразеологическом словаре школьника”) – данных нет.

2 “ветка” (“Посмотрю в лексических словарях”) – данных нет.

3 “ветка” (“Собственные знания”):

Это затычка для закупорки (железные, пластмассовые, деревянные).

4 “ветка” (“Исторические справки”):

Раньше деревянные пробки делали из пробкового дерева – дуба. Если постучать по коре, то не услышишь никакого отзвука.

Вывод: “Трудно получить ответ от глупого человека, как трудно услышать звук, постучав по пробковому дубу”.

Этапы работы модели «Домашняя заготовка».

  1. Создание группы.
  2. Формулировка проблемы.
  3. План исследования (3-4 «ветки»).
  4. Собственно исследование. Соотнесение результатов.
  5. Рефлексия.

II. Речевая палитра.

Это задание на уроке по развитию речи, связанная со словами – красками (отсюда – “палитра”). Как художник красками может передать и звуки, и запахи, и настроение, так и писатель может создать красоту своих творений с помощью слов.

1. Найди лишнее слово в синонимическом ряду: “красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный”.

2. Распредели от светлого к тёмному: “Апельсиновый, рыжий, абрикосовый, медный”.

Фрагмент урока – речевая разминка “Речевая палитра”.

  1. Дети угадывают по описанию слово – палитру.

“Это одна из самых тёплых красок. Ощущение света, добра, тепла, и защищённости, радости и нежности” (Жёлтая краска).

2.За 2 минуты записывают синонимы жёлтого цвета (индивидуально или в парах).

Ответы:  Жёлтый

             Желтоватый

             Соломенный ← солома

             Яичный ← желток

             Лимонный ← лимон

             Песочный ← песок

             Медовый ← мёд

             Золотой ← золото

             Янтарный ← янтарь

Учитель открывает доску, где уже указаны предполагаемые ответы.

3.Обсуждение.

- С помощью каких слов (имён существительных) вы подобрали синонимичные краски?

4.Задание по группам (по 4 человека).

Вставить пропущенный синоним слову “жёлтый”:

1карточка

  1. Загадка

“Явился в жёлтой шубке: - Прощайте, 2 скорлупки!”  (цыплёнок)

2.Вставьте прилагательное – синоним слову “жёлтый” в предложение.

“… цыплёнок поёт песенку”. (золотой)

2карточка              

  1. Вставьте синоним слову “жёлтый” в предложение:

“… мёд перелили в баночку. Он был искристый, …, переливался на солнце”    (янтарный)

  1. Докажите свой выбор.

3карточка          

  1. Загадка: “Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички”  (ромашка)
  2. Дополните предложение: “В серединке цветка застыла … капелька”   (лимонная)

4карточка

  1. Загадка: “Он и жёлтый, и сыпучий. Во дворе насыпал кучей. Если хочешь, можешь брать и играть, играть, играть”(песок)
  2. Дополните предложение: “Мама купила красивые, потрясающе теплого … цвета обои”.

Как продолжение этих речевых разминок – метод обучения проблемного изложения: переход прилагательного – цвет “краски” в прилагательное качественного характера, изучение понятий “метафора”, “трон”.

Этапы работы модели «Речевая палитра».

  1. Создание группы.
  2. Формулировка задания.
  3. План работы («ориентир»).
  4. Поиск ответов.
  5. Доказательство («защита»).
  6. Рефлексия.

III. Речевая разминка “Редактура”.

Задача разминки: представить текст в исправленном виде.

Упражнения:

  1. Найди в тексте повторяющуюся мысль.
  2. Замени повторяющееся слово синонимами.
  3. Убери слова – паразиты (например: «Ты, конкретно, ничего не понимаешь!», «Мост как бы похож на коромысло»).
  4. Найди плеоназмы (например: «В магазине нас порадовал прейскурант цен», «Он был настоящим патриотом Родины!»).
  5. Замени построение слова.
  6. Исправь форму глагола.
  7. Подбери подходящее определение.

IV. Речевая разминка “Бумеранг”.

  1. Участвуют все дети по группам (I, II, III ряды).    
  2. I ряд: подготовка дома от 5 до 10 слов любой части речи (в зависимости от изучаемой темы по заданию учителя) с последующей проверкой до урока.
  3. II ряд: к заданному 1 группой списку слов в течении определённого времени записать ряд синонимов.
  4. III ряд: к заданному 1-й группой списку слов в течение того же времени записать ряд антонимов.
  5. По прошествии 3 – 5 минут происходит “словесный бой”, где дети I ряда обязательно объявляют свои варианты ответов (синонимы и антонимы) – “бумеранг”.
  6. Учитель подводит итог, где указывает наиболее удачные варианты.
  7. Вариант “Речевой разминки”: использование наибольшего текста для определения контекстуальных синонимов (для установления связи предложений).
  8. Например:
  9. а) “труженица, хлопотунья – трудолюбивая женщина” и “труженица, хлопотунья - пчёлка”. (из одноимённого рассказа).
  10. б) “малыши, озорники, шалуны - дети” и “малыши, озорники, шалуны - медвежата”. (из одноименного рассказа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Короткие стишки для речевой разминки на уроках английского языка в начальных классах

Презентация, где представлен небольшой подбор коротких стихотворений на английском языке, позволяющий разнообразить речевую разминку на уроках в начальной школе....

Речевые разминки к уроку русского языка

Материал предназначен для уроков русского языка...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Научная статья на тему "Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка в начальной школе"

Вашему внимаю предлагается несколько видов лингвистических разминок на уроках русского языка в 1-4 классах. Думаю, что информация будет интересна не только учителям начальных классов, но и заинтересуе...

Специфика обучения различным видам речевой деятельности на уроках английского языка в начальной школе.

В современных условиях начальный этап иноязычного образования смещается в направлении все более ранних сроков начала изучения иностранных языков . В психолого-педагогических исследованиях доказано, чт...