Конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Как определить спряжение глагола по ударному окончанию"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Головнёва Любовь Александровна

Конспект урока русского языка для 4 класса. Образовательная система "Школа 2100". Учебник Бунеев Р.Н. Конспект разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Образовательная система «Школа 2100»

Учитель: Головнёва Л.А.

Тема: Как определить спряжение глагола по ударному окончанию.

Цели: 1. Познакомить учащихся со спряжением глаголов.

          2. Научить определять спряжение по ударному окончанию глагола.

           3. Развивать познавательную активность младших школьников,

              прививать интерес к родному языку.

Оборудование: таблица спряжений глаголов, учебник, карточки с цифрами      

                        спряжений,«Дидактический материал», карточки со словарными  словами, веер с гласными буквами, « Толковый словарь».

Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

        - Ребята, оптимистично повторяйте за мной хором.

Аутотренинг: - Мы умные!

                    - Мы активные!

                    - Мы отлично учимся!

                    - Всё у нас получится!

Оформление работы, чистописание:__________________________________.

-Прочитайте  элементы чистописания.

-Какими согласными отличаются две группы?

-Какими гласными отличаются в парах?

-Пропишите безотрывно, вырабатывая скоропись, соблюдая каллиграфию.

-Какой частью слова могут быть данные буквосочетания ? Глаголы какого лица и числа имеют окончания – ешь,- ишь? Глаголы какого лица и числа имеют окончания – ете, - ите? Обозначьте орфограммы.

-А знаете ли вы, почему в одном случае  личное окончание глагола пишется с буквой –е, а  в другом с  –и?  А хотите узнать?

2.Актуализация знаний.

        -Обратимся к таблице личных окончаний глаголов н.в. и б.в..

        -На сколько групп делятся окончания?

        -Глаголы с какими окончаниями относятся к 1 группе? А ко второй?

3.Постановка учебной задачи.

-Прочитайте тему  сегодняшнего урока: « Как определить спряжение глаголов по ударному окончанию». Сформулируйте цель нашего урока. Напомните, что такое спряжение? Какая часть слова изменяется при спряжении глаголов? Сколько вариантов окончаний может быть?

4. « Открытие нового знания».

-Как вы думаете, сколько спряжений имеет глагол? Как их обозначить? Проверим вашу правоту, изучив правило .( Дети читают правило на  стр.68).

-Так какого спряжения бывают глаголы? Как обозначают спряжение глаголов? Какие окончания имеют глаголы каждого спряжения? Прикрепите в таблицу соответствующие цифры.

-Игра-помощница:  Чтобы легче запомнить , какая гласная пишется в окончаниях глаголов     и     спряжения, достроим цифры до печатных гласных букв, как делали это в 1 классе.

-Как вы думаете, определять спряжение по ударному окончанию легко? Да, надо лишь 1)  выделить у глагола ударное …… (окончание). 2)  Если пишется буква –е (ё), -ут (ют), то……(   ) спряжение. Если буква –и, -ат (ят), то …..(   ) спряжение. Мы составили  алгоритм определения спряжения глаголов с ударными окончаниями.(Алгоритм записывался по шагам на доске).

5.Первичное закрепление.

-Выполним упр.250 стр.68.  На доске с проговариванием, пользуясь алгоритмом, два ученика записывают по 3 словосочетания, ставят ударение, выделяют окончания глаголов, определяют спряжение.

-Тем, кто хочет быть лучше, выполнить  упражнение до конца. Фронтальная проверка: назовите глаголы первого спряжения, второго спряжения.

-Обратите внимание на орфограммы, встретившиеся в словах.

Физминутка.

Мы немножко отдохнём,                                                                                                 Встанем, глубоко вздохнём.                                                                                            Дети по лесу гуляли ,                                                                                                                За природой наблюдали.                                                                                                    Вверх на солнце посмотрели.                                                                                                  И их всех лучи согрели.                                                                                                        Чудеса у нас на свете:                                                                                                            Стали карликами дети.                                                                                                          А потом все дружно встали.                                                                                                   Великанами мы стали.                                                                                                      Дружно мы похлопаем,                                                                                                                 А потом потопаем.                                                                                                            Сядем с вами на пенёк                                                                                                            И продолжим наш урок.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнение задания из «Дидактического материала».Прочитайте слова (блестит, думаешь, сверкает, мыслят, рассуждаем, горят, пылаете, сообразим) Какое слово «лишнее»?  ( Сообразим  - б.в.)Запишите слова, распределяя на 2 группы синонимов , выделите окончания, поставьте ударение, определите спряжение.

Проверка по эталону: блестит                       думаешь

                                       сверкает                         мыслят

                                                горят                            рассуждаем    

                                                 пылаете                        сообразим

        Самооценивание:   - нет ошибок – «5»;

                                            - одна ошибка – «4»;

                                             - две-три ошибки –«3»;

                                              - более трёх ошибок – «2».

        -На какие другие группы можно было разбить эти глаголы?

        (На глаголы      и      спряжения; на глаголы 1, 2, 3 лица; на глаголы ед.ч. и мн. ч.; на глаголы с ударными и безударными окончаниями).

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1) Коллективное составление   предложений, самостоятельная запись,                                                              определение спряжения. Взаимопроверка в парах . (  Упр.252 стр.70. )        

-Прочитайте предложения. Какое условное обозначение встретилось? Объяснение лексического значения многозначного слова – традиция.(См. толковый словарь в учебнике).

Воспитывающий момент: -По традиции наряжают ёлку, по традиции  калядуют  в Рождество, по традиции наш класс празднует в парке Масленицу, традиционными стали лыжные гонки на Кубок  мэра  нашего города.  Берегите  традиции  своего народа , семьи , коллектива!

-В какой форме даны глаголы? В какой форме  их надо употребить?    

-Запись трёх предложений, взаимопроверка.(Обменялись тетрадями правильность списывания предложений проверили по учебнику, а  правильный выбор глаголов  по эталону на доске.) У кого возникли затруднения? Как разрешили их? Оцените товарища.

Домашнее задание:

Упр.252(4-6предложения), правило.

2) Словарно- орфографическая работа.

-Прочитайте глаголы в рамке . Разв . ваться, разв . ваться. Как произносятся эти слова. А как будут писаться? ( от глагола веять –развеваться, от слова развитие – развиваться). Я прочту стихотворение, сделаю паузу, а вы покажете карточку с нужной гласной (веер).

Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

А на крыше мой флажок

Развевает ветерок.                                                                                                                                                                                                    

( А как вы развиваете свои способности?)

8.Рефлексия деятельности ( итог урока).

-Какую цель перед собой ставили? Удалось ее добиться? Кроме ударных ,какие бывают окончания? Предположите, над чем будем работать завтра? Пригодятся ли знания, полученные сегодня?

   -Если вы довольны своей работой на уроке, нарисуйте на полях флажок. Если испытывали серьёзные затруднения, то нарисуйте гирю.

-Урок окончен.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Будущее время глагола"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: Будущее время глагола..Першина Оксана Вячеславовна,учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10г.о. Коломна...

План – конспект урока русского языка по теме: «1 И 2 СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. В КОРОЛЕВСТВЕ ГЛАГОЛА»

Цель: обучающиеся научатся отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи:Обучающие:- определяют спряжение  глаголов,- отличают  глаголы 1 и 2 спряжения по неопределенной форме.Развивающие:- анализ...

Конспект урока русского языка по теме: "Первое и второе спряжение глаголов настоящего времени"

В конспекте урока указаны цели урока, формируемые УУД, ход урока....

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Значение и употребление глаголов в речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; развитие творческого мышления.Планируемые результаты:Предметные:знать: часть речи «глагол»...

Конспект урока русского языка по теме: «I и II спряжение глаголов»

В данном материале представлен конспект урока русского языка по теме: " I и II  спряжение глаголов"...