Урок письма в 1 классе "Слоги слова с буквой ц. Составление предложений".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Фрихерт Галина Ивановна

Конспект урока в период обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc351 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект урока

письма и развития речи в 1 классе

 «Слоги и слова с буквой ц.

 Составление и написание предложений»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Фрихерт Галина Ивановна

с. Большие Уки – апрель 2014

Тема.

 Слоги и слова с буквой ц. Составление и написание предложений.

Цель.

 Закрепить графический навык написания буквы  Цц в  слогах и словах. 

Задачи.

Обучающая: учить применять навык написания слогов и слов с буквой Цц, развивать навыки  звуко-буквенного и слогового анализа слов.

Развивающая: развивать умение работать по инструкции; умение списывать предложения и с печатного и письменного шрифта по алгоритму; развивать мыслительные операции анализа, синтеза и сравнения.

Коррекционная: коррекция слухового восприятия на основе упражнений на сравнение; коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание.

Воспитательная: воспитывать правильность поведения в процессе совместной работы, развивать самооценивание учащихся, воспитывать аккуратность при работе в тетради.

Тип урока.

Урок закрепления знаний.

Оборудование.

Мультимедийный комплекс; презентация;  карточки с этапами урока; интерактивное упражнение «Определи место звука и буквы Ц»; для динамической паузы – иллюстрации, игрушки, музыкальное сопровождение;

План урока.

I. Организационный  этап

II. Проверочный этап

III. Подготовительный этап

IV. Основной этап

1.  Разминка для рук «Домик»

2. Чистописание.

3. Актуализация знаний учащихся.

А) Звуки и буквы.

Б)  Интерактивное упражнение       

В) Работа со словами

Г) Динамическая пауза

Д)  Составление и написание предложений

V. Итоговый этап

VI. Информационный этап

VII. Рефлексивный этап

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный  этап

Задача этапа: организация начала урока, активизация внимания учащихся.

- Позвенел звонок,  за партой стоим красиво, спинку держим ровно. Начинаем урок.

II. Проверочный этап

Задача этапа: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания.

- Какое задание выполняли дома?

(Запись слогов  из учебника, подбор  слова с данным слогом)

- Какой слог записали?

- В каком слове встретили такой же слог?

- Проверка домашнего задания в тетради.

ИТОГ этапа.

Анализ выполнения домашнего задания учителем.

Оценивание.

Ответы детей:

Цо яйцо

Цы огурцы

Ца овца

III. Подготовительный этап                СЛАЙД 1

Задача этапа: подготовка к восприятию содержания урока.

Тема нашего урока «Слоги и слова с буквой Цц. Составление и написание предложений».

На уроке мы закрепим умение писать  букву Цц, соединять ее с другими буквами в слогах и  словах.

Нам необходимо отработать навык соединения буквы Ц с другими буквами, т.к. завтра мы познакомимся  с новой буквой.

Сегодня на уроке мы будем работать индивидуально и продолжим учиться работать в совместной деятельности, будем помогать друг другу в затруднительных ситуациях.

Напоминаю, если вы самостоятельно выполняете задание – получаете оценку «5» (магнит красного цвета), если выполняете с помощью учителя или одноклассников – получаете оценку «4» (магнит синего цвета), если не проявляете самостоятельности – оценка «3» (магнит зеленого цвета).

В конце урока подведем итоги и выставим оценку за урок.

Сегодня на уроке мы будем работать по плану: работа со звуками и буквами, работа со  слогами и словами, работа с предложениями. (карточки на доску).

- Приготовьте тетради для работы.

- На уроке прошу не лениться  и с желанием учиться!

IV. Основной этап

Задача этапа: развитие и закрепление умений и навыков, сформированных на предыдущих уроках.

1.  Разминка для рук «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

Этот пальчик маленький,      

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинный,      

Этот пальчик сильный,          

Ну, а это толстячок,

А все вместе - кулачок!  

2. Запись числа в тетради.                    СЛАЙД 2

- Чтение, проговаривание по слогам, запись.

- Напоминаю правила письма:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

3. Чистописание.

Задание «Какая буква лишняя?»

- Найдите букву, в которой данный элемент отсутствует.

- Запишите только те буквы, в которых данный элемент присутствует.

Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями, рассмотрите буквы, написанные соседом, сравните с образцом, подчеркните зеленым карандашом самую красивую букву.

ИТОГ

Анализ выполнения задания.

Оценивание.

4. Актуализация знаний учащихся.

А) Звуки и буквы.

- На какие две группы можно разделить все буквы и звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Назовите букву, которая встретилась и в верхнем и в нижнем ряду.

- Что вы знаете о букве и звуке Ц?

ИТОГ

Анализ выполнения задания.

Оценивание.

Б)  Интерактивное упражнение            СЛАЙД 3

- Какое место в слове может занимать буква Цц?

- Определите места звука и буквы Цц в слове, выполнив упражнение: называете предмет, определяете место звука Ц в слове, курсором переводите картинку с изображением над нужной схемой.

Изображения: огурец, яйцо, заяц, цветок, синица,  ножницы.

- Деление слов на слоги.

- Комментированное письмо слогов у доски.

Запишите третий слог слова «огурец»,

второй слог слова «яйцо»,

второй слог слова «заяц»,

первый слог слова «цветок»,

последний слог слова «синица»,

третий слог слова «ножницы».

ИТОГ

Анализ выполнения упражнения.

Оценивание.

В) Работа со словами

На доске записаны слова: овца, месяц, цепь, оценка.

- Все ли слова понятны?

- Запишите слова в определенном порядке:

/выпишите слово, в котором 3 звука и 4 буквы, аргументируйте;

/ выпишите слово, в котором все согласные твердые;

/выпишите слово, в котором первый слог ударный;

- Назовите слово, которое не использовали [оценка]

ИТОГ

Анализ выполнения задания.

Оценивание.

Г) Динамическая пауза                           СЛАЙД 4

Составление сюжета по тексту, прочитанному на уроке чтения.

- О ком читали текст на уроке чтения?

- Какие птицы жили на дворе?

(утки, гуси, индюк, петух)

- Составим сюжет к тексту, который читали на уроке чтения.

(Где расположим курицу? Цыплят? Гуся? Утку? Индюка? Куда разместим забор? Лису?

СЛАЙД 5

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы полное корытце.

Д)  Составление и написание предложений

* Составьте предложение по композиции, которая у нас получилась.

(Кто? Что делает? Какой(ая, ие)?

ИТОГ.

Выбор предложения для списывания с печатного шрифта.

(печатаю одно предложение во время выполнения следующего задания)

*Работа со схемой предложения              СЛАЙД 6

- Отгадайте, о ком пойдет речь?

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки. (цыпленок)

- Прочитайте предложение (на слайде) и выберите схему предложения.

Цыпленок Цып у крыльца.

    _____  ____  ____   ____ .

    ____    ____  ____  .

    ____   ____   ____   ____  .

- Проверка.

ИТОГ.

Оценивание.

СЛАЙД 7

* Списывание предложения с печатного шрифта.

ИТОГ

Анализ выполнения задания.

Оценивание.

Сопровождение движениями:

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого.

Пошевелили пальчиками.

Сжимаем поочередно в кулак.

Разогнуть мизинец.

Разогнуть безымянный.

Разогнуть средний.

Разогнуть большой.

Покрутить кулачком.

Запись числа в тетради.

Ответы детей:

Определение «лишней» буквы, запись только тех букв, которые содержат данный элемент.

Гласные и согласные.

Когда мы произносим гласные, воздух проходит свободно, при произношении согласных воздух встречает преграду.

Буква Ц.

Согласный звук, твердый, буква состоит из 3 элементов, строчная и прописная отличаются написанием первого элемента.

В начале, середине и в конце слова.

Выполнение упражнения  с помощью м/м.

Деление слова на слоги.

Комментированное письмо слогов с буквой ц у доски и в тетради.

Ответы детей, выбор комментируют.

Отдых детей, составление сюжета.

Отдых детей.

Выполнение движений по тексту под музыкальное сопровождение.

Устное составление предложений.

Отгадывание загадки.

Чтение предложения, выбор правильного варианта схемы предложения.

Списывание по алгоритму.

V. Итоговый этап

Задача этапа: анализ  работы и оценка успешности достижения цели урока.

- На уроке мы закрепили умение писать  букву Цц, соединять ее с другими буквами в слогах и  словах.

- Посмотрите на план урока.

- Какое задание выполнили на 1 этапе?

- Какое задание выполняли со словами и слогами?

- Какие задания выполнили на этапе работы с предложениями? 

Ответы детей.

1 этап - чистописание, характеристика звука и буквы Цц,

2 этап - определение места звука Цц в слове, деление слов на слоги, запись слога с буквой Ц, работа со словами по заданию,

3 этап - составление предложений, списывание с печатного текста, работа по схеме предложения.

VI. Информационный этап

Задача этапа: информация  о домашнем задании.

Дома.

Прочитайте предложение. Выпишите  слова буквой Цц.

Видала я лису,

Ей рыжий цвет к лицу.

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы.

Чтение предложения, определение слова с буквой Ц, которое выпишут в тетрадь.

VII. Рефлексивный этап

Задача этапа: инициировать детей на самооценку, оценивание работоспособности.и результативность работы.

-  Какое задание для вас было более интересным? Почему?

- Оцените, как вы работали на уроке?

(Сколько ответов?  Каких оценок больше?)

- Спасибо за урок.

- Посмотрите, что я думаю о вашей работе на уроке СЛАЙД  8

Ответы детей.

Оценивание с использованием карты оценок (на доске).

Чтение только заглавных букв.

Дополнительное задание

Подчеркните слова с буквой Цц

1. Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы.

2. Видала я лису,

Ей рыжий цвет к лицу.

3. Цыплёнок Цып вылупился из яйца.

Корректурная проба

А

Ц

С

М

К

Ц

Ы

Р

Ц

Б

Н

Ю

Ш

Й

Ц

Ц

Е

Ц

Ц

М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе «Составление предложений по схемам».

Конспект урока предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ VIII вида....

Конспект урока "Письмо слогов и слов с буквой э."

Обобщение и систематизация знаний  учащихся в написании слогов и слов в предложении с буквой э....

Технологическая карта по учебному предмету «Письмо» в 1-м классе на тему: «Составление предложений»

Технологическая карта по учебному предмету «Письмо» в 1-м классе на тему: «Составление предложений»...

Открытый урок.Письмо и чтение слов и предложений с буквами е,ё,ю,я. 1 класс.

В данном уроке используется технология проблемного обучения, информационная технология....

Урок письма по теме: « Слово. Предложение»

Урок письма по теме: « Слово. Предложение» (Потапова Д.Я.)Цель урока: создать условия для успешного формирования навыков у обучающихся отличать слова от предложений.Задачи: Образовательные...