Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе «Составление предложений по схемам».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Русских Светлана Михайловна

Конспект урока предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Автор (Ф.И.О.): Русских Светлана Михайловна

 Должность: учитель  начальных классов

Название учреждения образования: Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мурманская коррекционная школа-интернат № 1» 

Название работы: «Составление предложений по схемам».

  Предмет: русский язык

  Класс:   2

  Автор программы: В.В. Воронкова

  Автор  учебника: Н. М. Барская.

                                                                                                                                                 

Урок письма и развития речи «Составление предложений по схемам».

     Цель: тренировать детей составлять предложения по схемам.

    Задачи:

     образовательная: выявить уровень состояния навыка составления предложений по схемам;

     коррекционно-развивающая: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в выделении букв, развитие мелкой моторики; 

     воспитательная: воспитывать  мотивацию к учению.

     Учебно-наглядные пособия: Русский язык. 2 класс: учебник для 2 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Н.М.Барская. - М.: Просвещение, 1998; изображения изограмм слов «курица, лампа, сумка»; предметные картинки (курица, лампа, сумка, бабочка, врач, самолёт, бабушка, лошадь); карточки со словами (повторяем, воображаем, рисуем, запоминаем, вяжет, летит, лечит, скачет, порхает); индивидуальные пособия «Геометрическая дорожка»; образец штриховки флажка; индивидуальные альбомы с рисунком флажка для штриховки; индивидуальная буква «е», сконструированная из проволоки; сюжетные картинки (Девочка рисует. Бабочка порхает над цветком.); классная и индивидуальные условно-графические записи предложений; индивидуальные конверты с сюжетными картинками и схемами предложений.

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой (диалог учителя и учащихся).

     - Дети, вам тепло?                                       - Да!  

     - В классе светло?                                        - Да!      

     - Прозвенел уже звонок?                             - Да!

     - Уже закончился урок?                               - Нет!

     - Только начался урок?                                - Да!

     - Хотите учиться?                                        - Да!

     - Значит, можно всем садиться!

2. Работа с изограммами (коррекция зрительного восприятия).

     - Что здесь написано? (Буквы.)

     - Разгадайте тайный смысл картинок, которые нарисованы с помощью букв.

     На доске изображение изограмм слов – курица, лампа, сумка.

     - Назовите изображённые предметы.

     Учащиеся проверяют правильность своих ответов с помощью предметных картинок, которые изображены с обратных сторон изограмм.

     - Что вы произнесли? (Слова.)

     - Что можно составить из слов? (Предложения.)

     - Составьте предложения с данными словами. (Курица клюёт зерно. На столе стоит лампа. У мамы новая сумка.)

II. Сообщение темы урока.

     - Сегодня на уроке письма и развития речи будем тренироваться составлять предложения по схемам.

     - Чем ещё будем заниматься на уроке, я записала.

     - Прочитайте: повторяем, воображаем, рисуем, запоминаем.

II. Гимнастика для пальцев и кистей рук (развитие мелкой моторики).

1. Работа с пособием «Геометрическая дорожка».

     На партах у учащихся индивидуальные пособия «Геометрическая дорожка». На листах изображены цветные геометрические фигуры, расположенные в три ряда (первый ряд – красный квадрат, зелёный круг; второй ряд – прямоугольники: синий, зелёный, жёлтый, красный; третий ряд – жёлтый круг, синий треугольник).

- Поставьте большой палец на жёлтый круг. Переходим на жёлтый прямоугольник, на синий треугольник, на красный квадрат и т.д.

2. Выполнение штриховки.

     - Что наш город будет скоро отмечать? (День рождения.)

     - День рождения бывает не только у людей, но и у городов. Давайте подготовим украшения нашему любимому городу-герою Мурманску к празднику.

     - Посмотрите на образец. Какой предмет будем штриховать? (Флажок.)

     - Какими линиями выполним штриховку? (Прямыми наклонными.)

     - Когда мы пользуемся такими линиями? (При письме букв и слов с наклоном.)

     - Откройте свои альбомы и выполните в них штриховку флажка.

3. Работа с проволокой (исправление букв).

     Одеяло убежало,

     Улетела простыня.

     Заглянула я в тетрадь –

     Буквы стали убегать.

     - Назовите «убегающую» букву. («е»)

     У детей на партах лежат индивидуальные буквы «е», сконструированные из проволоки.

     - Чтобы эта буква осталась с нами, давайте её поправим. (Учащиеся исправляют буквы, делают их правильными.)

4. Чистописание (работа в тетрадях).

     е е е ел ем ре еееее

III. Актуализация знаний учащихся.

1. Работа по сюжетной картинке (коллективное составление простого нераспространённого предложения).

     Детям предъявляется сюжетная картинка.

     - Кто это? (Девочка.)

     - Дайте ей имя.

     - Что делает Оля? (Рисует.)

     - Повторите оба слова. (Оля рисует.)

     - Что вы произнесли? (Предложение.)

 - Составим схему этого предложения на доске.

 - Из чего состоит предложение? (Из слов.)

 - Сколько слов в этом предложении?

     Составление схемы предложения индивидуально на партах.

2. Самостоятельное составление простых предложений (работа с сюжетными картинками).

     У детей на партах лежат конверты с сюжетными картинками и схемами предложений.

     - Сколько слов может быть в предложении?

     - Посмотрите каждый на свою картинку и составьте по ней предложение.

     - Посчитайте, сколько слов в предложении и составьте схему предложения под картинкой.

     Варианты предложений (Вера пьёт чай из чашки. Рома отплыл от берега. Оля и Саша покупают лимоны. На вешалке висит плащ. У Толи и Кати игрушки. Женя упала. Нина подметает пол. Зина кормит кур.).

     ФИЗМИНУТКА (выполнение упражнений детьми по предложенным действиям учителем).

     Дети встают в круг. Учитель на ушко называет ребёнку действие, которое он должен выполнить. Остальные дети должны догадаться и составить предложение.

     - Что делает Катя? (Варианты действий для детей: поёт, плачет, поднял руку, ловит рыбу, умывается, гладит, ест, сел за стол.)

IV. Работа по теме. (Запись числа в тетради)

1. Работа по учебнику (стр. 28, упр. 8).

      - Прочитайте задание.

     - Какое задание нужно выполнить? (Рассмотреть картинки. Составить и записать предложения по схемам. Подчеркнуть гласные буквы в словах первого предложения.)

     - Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено? (Парты, учебники, классная доска, стулья.)

     - Что изображено под картинкой? (Схема предложения.)

     - Сосчитайте, сколько в предложении? (4)

     - Составьте предложение по картинке и схеме. (На партах лежат учебники.)

     - Выложите схему этого предложения на доске и партах.

     - Запишите предложение в тетрадь.

     Аналогично проводится работа по второму предложению. (В парке дети собирают листья.)

2. Домашнее задание.

     Объявляется и объясняется домашнее задание: стр. 29, записать третье предложение.

3. Закрепление составления предложений по предметным и сюжетным картинкам.

     - Прочитайте слова, записанные на карточках. (вяжет, летит, лечит, скачет, порхает)

     - Назовите предметы, изображённые на картинках. (бабочка, врач, самолёт, бабушка, лошадь)

     - Подберите картинки-предметы к словам-действиям.

     - Из скольких слов состоят предложения? (из 2-х)

     - Составьте схемы на партах.

     - Послушайте загадку.

Утро... Весь в цветах лужочек...

Но смотри: один цветочек

Вдруг вспорхнул - и полетел,

И опять на кустик сел!

Вот сидит... Какой красивый!

Я бегу к нему, счастливый,

Но за куст ногой задел,

И ... цветочек вновь взлетел!

Удивительный цветок:

Ножки, глазки, стебелёк,

Между крыльев – складочка.

Да ведь это ж... бабочка. (Е. Груданов)

     - Прочитайте предложение про бабочку. (Бабочка порхает.)

     - Сколько слов в предложении?

     - Дополните предложение по картинке, чтобы оно состояло из 4-х слов. (Бабочка порхает над цветком.)

     - Запишите это предложение в тетрадь и начертите к нему схему.

V. Итог урока.

     - Что составляли на уроке? (предложения.)

     - Что использовали для этого? (Сюжетные картинки и схемы предложений.)

     - Сколько слов может составлять предложение?

     - Какие задания на уроке понравились?

     За работу на уроке учащиеся награждаются призами – наклейками с изображением кота Леопольда и мышей.

Прозвенит сейчас звонок –

Наш закончился … (урок).

Используемая литература:

 1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – Москва, Просвещение, 1994.

2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – Москва, Просвещение, 1983.

3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – Москва, Владос, 1999.

4. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. – СПб, КАРО, 2005.

5. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе: Пособие для учителя трёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи 3 класс коррекционной школы VIII "Деление слов на слоги" с презентацией.

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока:  Закрепить умения делить слова на слоги.Задачи: ОбразовательнаяЗакрепить знания детей о слоге.Закреплять умения детей дифференцирова...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе учителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В. Правописание безударных гласных в корне слова.

Конспект урока  по письму и развитию речи в 4 классеучителя домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы VIII вида №27 Васильченко Е.В.Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.Ти...

Конспект урока по русскому языку. Развитие речи. 3 класс. Письмо ветерану.

Тема  урока:   Учимся  писать письма. Письмо ветерану.            Данная тема изучается в рамках уроков блока «Развития...

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования по теме «Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Урок по письму и развитию речи в 3 классе  разработан на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы  под редакцией  В....

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.

Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...