Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Дегель Татьяна Ивановна

Урок проведен в  технологии деятельностного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx151.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме

«Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое».

Урок проведен в  технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ

Цели и задачи урока:

Совершенствовать знания о связи слов в предложении; развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Методы обучения:

Проблемные; частично-поисковые; наглядные.

Средства обучения:


1.ИКТ. Презентация по теме.
2.Карточки (тест).

Оборудование:

1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

2.Учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

3.М/м проектор.

Ход урока.

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока  Слайд 2

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»        (М. Горький)

- Почему сегодня у нас такой девиз?

- А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)

- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)

- А вы хотите стать сильнее? (Да)  

- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

- Вы угадали , сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага

учебной деятельности:  

                  I шаг                                               II шаг

                                           

ШАГ 1 К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.jpg                  ШАГ 2 К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.jpg

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. 

Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что нам необходимо. (  дом. задание)

Работа с картиной. «Весна».

- Послушайте стихотворение Коста Хетагурова «Весна», представьте

себе весенний день, нарисованный в нём.

Коста Хетагуров.  «Весна» (читает подготовленный ученик).  

ВЕСНА

Снег сходит, в природе

Все стало пестрей.

Где север, усеян

Склон грудой камней.

Склон южный весь в дружных

Побегах весны.

Землица дымится,

Дороги грязны.

Шалун мотылёчка

Поймал... Для чего?

Весны ты защита, -

Не мучь ты его!

      Слайд 3.

  • ШАЛУН- тот, кто шалит (преимущ. о детях).
  • СКЛОН - наклонная поверхность (горы, холма, берега).
  • ПОБЕГ - молодая ветка, стебель растения с листьями и почками. 
  • МОТЫЛЁК- небольшая бабочка.

 Минутка чистописания.

-  Откройте тетради и запишите: (число, кл. работа)

- В стихотворении вы слышали строку: « склон южный весь в дружных

побегах весны». Нарисуем буквы – травинки в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе.  Слайд 4.

- Запишите слоги.   Слайд 5.

_____________________________________

_____________________________________

 Словарная работа.

- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.

 Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).

Показ слайдов после отгадывания слова.

1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 6.

2) Летает, ворует, стрекочет…  (сорока).    Слайд 7.

3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 8.

- Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро-).  

- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.                                                 

  Слайд 9.

- Продолжаем наблюдать за природой весной.

- Прочитайте предложение на экране:

  С.рока л.тит к  старому дер.ву.  

- Каким оно является по цели высказывания и интонации?

- Объясните написание пропущенных букв.

  (сорока –оро- , летит - лётчик, полёт, к дереву - деревья)

- Запишите.

- Сколько слов в этом предложении?

- Назовите грамматическую основу?

/Затруднение!!! Проблема!!!/

3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.  

- Попробуйте прочитать предложение без первого слова (сорока); без второго (летит); без третьего; без четвёртого.

- Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные члены).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

- Хором прочтите предложение.  О ком в нём говорится? (О сороке )

- Задайте вопрос к слову СОРОКА . (КТО? сорока)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (Подлежащее).

- Что говорится о сороке? (Летит).

- Задайте вопрос :   сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос

ЧТО ДЕЛАЕТ? ( Сказуемое).

- Какой частью речи выражено подлежащее?

-Какой частью речи выражено сказуемое?

  Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока  летит.

  Вывод:

Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них     заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа.

4. Физкультминутка. Слайд 10.

5. Проектирование и фиксация нового знания.  

-Откройте учебники на стр. 125.

Упр. 397.

Выполняется устно по «шагам».

- Упр. 398.

Выполняется устно по «шагам».

-Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями из упр. 397.

Что изменилось? (Добавили слова).

- Как изменился смысл предложения?(Оно стало более полным и точным).

- Сравните два рисунка. (На втором рисунке художник внёс уточнения и получился зимний пейзаж).

- Как называются выделенные слова?

- Выведем алгоритм нахождения грамматической основы.

  • Прочитай предложение.
  • Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
  • О ком или о чём говорится в предложении?
  • Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее.
  • Подчеркни одной чертой.
  • Какой частью речи выражено?
  • Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.
  • Какой частью речи выражено?
  • Подчеркни двумя чертами.
  • Прочитай грамматическую основу.  

Работа с текстом определения .(Стр. 126).

  1. Чтение 1-го определения (в рамке).

Вопросы после чтения:

- Что происходит со словами разных частей речи в предложении?

(Они становятся членами предложения).

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Может ли предложение состоять только из грамматической основы?

- Приведите примеры.

      2. Самостоятельное чтение 2-го определения.

 Дети сами задают вопросы к каждому абзацу и отвечают, зачитывая фрагменты.

      3.Ответы на вопросы поле определения на стр. 126.

7.Первичное закрепление с проговариванием.  

Выполнение  упр. 399. ( у доски  с проговариванием, далее по вариантам, взаимопроверка).

Образец  рассуждения:

Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится о вечере: что? вечер. Это подлежащее, выражено существительным.

Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом.

сущ.       гл.

Долгожданный вечер наступил.

                   

                 сущ.        гл.

Жёлтые фонари зажглись за окном.

         

6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Дети продолжают выполнять упражнение  399  самостоятельно

с самопроверкой по эталону.  Слайд 11.

  гл.                   сущ.        

Скрипят старые половицы.

 сущ.                 гл.          

Часы громко тикают.

    сущ.    гл.          

Сверчок поёт за печкой.

   мест.  гл.          

Я читаю любимую сказку.

Творческая работа.      Слайд 12.

Работа в группах.

Составить небольшой текст по картине. (4-5 предложений). Озаглавить.

- Подчеркнуть грамматическую основу  предложения.

7.Рефлексия учебной деятельности.

1.– Что такое грамматическая основа предложения?

- Какие главные члены предложения вы знаете?

- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?

   2. «П о с ч и т а й».

– Сколько грамматических основ в отрывке из стихотворения

С.    Маршака?

Дождь прошел, трава блестит,

В небе радуга горит.

Самооценка .    Слайд 13.

- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.

Домашнее задание: выполнить упр. 4, с. 135.

Спасибо за урок!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

Цели: совершенствовать умение находить главные члены предложения.Задачи:         образовательные: отработать алгоритм нахождения подлежащего исказуемого,формиро...

« Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения». 4 класс УМК «Перспектива»

Цель :сформировать представление о грамматической основе предложения....

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое". УМК ОС "Школа 2100"

Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний). Цель: формирование понятий грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, развитие умений нах...

Конспект урока русского языка по теме "Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения".

4 класс, УМК "Перспектива"Знать:-  значение понятий , «главные члены предложения», , «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;Уметь:- определять в предложении...

урок русского языка по теме "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое"

На уроке используются проблемные ситуации, групповая работа, работа в группах, ИКТ.  Урок разработан и проведен в соответствии с требованиями ФГОС....

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Урок русского языка. Тема: "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое"....