урок русского языка по теме "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Пяткова Надежда Ивановна

На уроке используются проблемные ситуации, групповая работа, работа в группах, ИКТ.  Урок разработан и проведен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.37 КБ
Файл prilozhenie.docx11.65 КБ
Binary Data urok_russkogo_yazyka.flipchart360.15 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

          Класс: 3
          Тема:  Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Цели: формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо, развивать речь.

Планируемые УУД:

Предметные: совершенствовать знания о связи слов в предложении; уметь  находить в предложении грамматическую основу; развить  навык орфографической зоркости; различать подлежащее и сказуемое по вопросам; уметь графически обозначать главные члены в предложении.

Личностные: осознавать роль полученных знаний в речи.

Метапредметные: находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы, уметь слушать и понимать других.

Регулятивные: работать по плану с коллективом.

Коммуникативные: оформлять мысли в устной речи, понимать речь других,  умение работать в паре.

Оборудование: мультимедийная доска с презентацией,  карточки  с заданием,

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Оформление классной работы в тетради. Словарная работа.

- Запишите слова. Слова записаны на индивидуальных карточках, с пропущенными буквами.

Товарищ, одежда, осина, стакан, батон.

- Подчеркните букву, которая обозначает звук описанный мной.

  1. Согласный, парный, звонкий, мягкий. В
  2. Гласный, безударный. Е
  3. Согласный, парный, глухой, твердый. С 
  4. Согласный, непарный, звонкий, твёрдый.  Н
  5. Гласный, ударный. А

- Какое слово получилось?  Весна (картина)

- Что такое весна? Кому нравится весна и почему?

- Составьте предложение с этим словом.Что вы знаете о предложении?

  1. Изучение нового материала.

1. Создание проблемно- поисковой ситуации.

           На доске записаны предложения. Работа в парах.

- Прочитайте и сосчитайте, сколько здесь предложений?

       Пришла тёплая весна.

       Ярко светит весеннее солнышко.

       Говорливые по дорогам.

       На деревьях птицы гнёзда.

       Цветут душистые ландыши.

       Над полянкой летают.

- Почему вы считаете, что только 3 предложения?

- Почему другие не являются предложениями? Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

- О чём сегодня будем говорить на уроке? О главных членах предложения.

2. Постановка цели урока.

- Какие цели (вопросы) поставим на урок? (Что такое главные члены предложения? Как находить главные члены предложения? Для чего нужны главные члены предложения?)

3. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения.

  - В каждом предложении выпишите главные слова.

Весна пришла. Светит солнце. Цветут ландыши.

- Что называет каждое из слов? (предмет и его действие)

- Почему выписали именно эти слова? (главные члены предложения)

- Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения.(запись на доске)

Составление кластера на доске.

- Что такое подлежащее и сказуемое?

 Главное слово, от которого мы ставили вопрос – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. А второе слово – сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.

- На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражено? Что оно обозначает?  

- На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражено? Что оно обозначает?

 - Какой вывод? 

 Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них     заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа.

Сравнение своего вывода с  правилом  в учебнике стр. 146.

  1. ФИЗМИНУТКА

(для глаз)          

V. Закрепление изученного материала.

Работа в группах ( 4 группы). Каждой группе предлагается свое задание. Группе экспертов  творческое задание  -оформить «запоминалку».

Карточка №1. 

Прочитать и  расположить предложения так, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.

Снег уже почти весь растаял.

Птицы весело щебечут на ветках.

Пришла весна.

Греет солнышко.

На деревьях набухли почки.

Карточка № 2. 

Прочитать и дописать предложения, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.

Весной природа ………... Ярко-зеленая ………… покрывает землю, словно шелковый ковер. На нём распустились………. Это одуванчики! Они желтые и пушистые, словно маленькие цыплята.

Карточка № 3. Составить из слов предложения, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.

Весна, солнце, ярче, почки, распускаются, зазеленела, подснежники.

Карточка № 4. 

Правильно поставить точки, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.

Вот и пришла весна небо делается голубее солнышко светит ярче  появляются лужи  с крыш свисают сосульки ребятишки больше бегают на улице.

Проверка  работ группой экспертов. Представление творческой работы.

Самостоятельная работа: Составить предложения и подчеркнуть главные члены предложения:

Бегут говорливые дорогам ручейки по

бумажные ребята кораблики пускают

  1. Итог урока. Рефлексия.  

       Возвращение к кластеру.

       -Можно ли дополнить наш кластер?

             - Что такое грамматическая основа предложения? 

  - На какие вопросы отвечает подлежащее? Чем оно  выражено?

  - На какие вопросы отвечает  сказуемое? Чем оно  выражено?

Каждая группа подводит итог своей работы с помощью приема «Черный-белый камешек».

  1. Домашнее задание: выполнить упр. 405, с. 146.

   

   

 



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Прочитать и расположить предложения так, чтобы получился текст. Списать. Подчеркнуть главные члены предложения.

Снег уже почти весь растаял.

Птицы весело щебечут на ветках.

Пришла весна.

Греет солнышко.

На деревьях набухли почки.

Карточка №2

Прочитать и дописать предложения, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.

Веной природа............ Ярко-зелёная ......покрывает землю, словно шёлковый ковёр. На нём распустились.......Это одуванчики! Они жёлтые и пушистые, словно маленькие цыплята.

Карточка №3

Правильно поставь точки, чтобы получился текст. Подчеркнуть главные члены предложения.

Вот и пришла весна небо делается голубее солнышко светит ярче появляются лужи дети чаще играют на улице

Карточка №4 (памятка)

1. О чем (о ком) идет речь в предложении - подлежащее

2. Подчеркиваем одной чертой

3. Какое действие выполняет предмет (что делает?) - сказуемое

4.Подчеркиваем двумя чертами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Сказуемое"

Цели: закрепить знания о сказуемом;развивать умение находить грамматическую основу в предложении;воспитывать культуру общения, чувство ответственности друг за друга;создавать условия для развития твор...

урок в 3 классе. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

КГУ «Краснокиевская СШ» Тайыншинский р-он СКОУчитель начальных классов Столбикова Е.В.Урок в 3 классе 2012гТема. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.Цель. Закрепить знан...

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

Урок проведен в  технологии деятельностного метода...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое". УМК ОС "Школа 2100"

Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний). Цель: формирование понятий грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, развитие умений нах...

Урок во 2 классе "Главные члены предложения: подлежащие и сказуемое"

Тип урока: закрепление материалаЗадачи урока:1.Активизировать знания учащихся о предложении; расширить информацию о роли в предложении главных членов; закрепить умение находить в предложении главные ч...

Конспект урока по русскому языку на тему : "Основа предложения. Работа с изученными орфограммами"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Основа предложения. Работа с изученными орфограммами"Цель: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения»Задачи: ...

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Урок русского языка. Тема: "Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое"....