Открытый урок "Родственные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Кордунян Галина Викторовна

Открытый урок прошёл в апреле 2014 года.

Урок разработан учителем начальных классов МБОУ  «СОШ №8»

г.Зимы Иркутской области

Кордунян Г.В.

В основу положен  деятельностный  метод обучения.

Тема: Родственные слова.  

 Цель:

  • формирование  умения определять по признакам родственные слова и обозначать их общую часть – корень, применение добытых знаний на практике;
  • развитие  умения высказывать свою точку зрения;
  • совершенствование навыка работы в парах, группах.

Задачи:

 1.Образовательные:

-Создать условия для включения учащихся в учебную деятельность.

-Организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью наблюдения над однокоренными словами.

-Формировать практические умения у обучающихся выделять в слове корень.

2.Развивающие:

-Развивать умение распознавать однокоренные слова, учитывая 2 их признака: сходство по смыслу и наличие одинакового корня.

-Развивать монологическую и диалогическую  речь, коммуникативные умения.

3.Воспитательные:

Воспитание любви к родному  языку, русской литературе; воспитывать добрые отношения к ближнему.

Оборудование: учебник «Русский язык» Н.В.Нечаевой   

                           карточки с заданием для работы в парах и группах;

                           мультимедийное оборудование.

                                                                   Ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

1.Самоопределение к  деятельности

     (2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно!

1 слайд

 

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебель колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась...

                                                                                                                                                                                       (Ф.И.Тютчев)

- О каком времени года говориться в стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева?

 Как вы определили? Прочтите строки, в которых говорится о весне.

- Весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок.

Слайд 2

 

- Я предлагаю каждому из вас выразить свое  настроение, раскрасив лепесток № 1  у цветка, который лежит перед вами  на столе. Красный  цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное)

 

 

    1

 

 

         2

                      

 

 

   5

     3

  4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-- Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование.  А  кто  такой исследователь?

А сейчас мы обратимся к словарю С.И.Ожигова и прочтем кто такой исследователь.     

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(о весне).

А воздух уж весною дышит,

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети закрашивают первый лепесток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик читает определение: «Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

 

 

 

 

Универсальные учебные действия:

  • личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимает причины успеха в учебной деятельности;
  • регулятивные: определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • познавательные: делает выводы; составляет алгоритм под руководством учителя;
  • коммуникативные: слушает и понимает речь других; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

 

2.Актуализация знаний. Проблемное действие.

 

   (10 мин)

 

 

 

    У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие?

 

- А есть ли в этом рассказе «родственники»?

Родственники.

-Вы кто такие?

-Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

-А ты кто?

-А я ваша тётка – Гусеница.

-Спасибо, ребята.

Права ли Гусеница?

Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

-Какие же слова из сценки являются родственными? Запишите эти слова и выделите корень.

-А сейчас оцените свою работу. Раскрасьте   лепесток № 2: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы.

 

 

 

 

 Похожи по цвету глаз, волос, внешность…

 

( Инсценирование)

 

 

 

Нет

- гусь, гусыня, гусята.

Сходны по смыслу (это птица), имеют общий корень, а гусеница относится к насекомым.

Записывают слова и выделяют корень.

 

3.Постановка учебной задачи.

(2  мин)

 

Сегодня на уроке:

  

-Ребята, как вы думаете, что мы будем исследовать  на уроке?

 

 

Родственные слова.                         Корень слова.

-Будем учиться находить и подбирать родственные слова, выделять корень.

 

Какие слова называются родственными и что такое корень.

 

 

4. Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)

 

 (6 мин)

 

 

Слайд 8

 

-На доске пословица «Одна голова хорошо, а две лучше».

Как вы понимаете эту пословицу?

-Как вы предложите поработать над следующим заданием?

 -На столах у вас лежат конверты с заданием.

Выпишите родственные слова и выделите корень.

Рисунок, рисую, рис, рисование.

Соль, солист, солить, солёный.

Проверка с места. (По одному ученику от каждой группы.)

Слайд 9

На слайде учитель показывает правильные ответы.

- Самопроверка.

- В результате этого исследования какой вывод вы сделали?

- Какие слова мы будем называть однокоренными?

Слайд 10

 

однокоренные слова:

близкие по смыслу и имеют                     общую часть-корень.

                                                              корень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Очень хорошо. Оцените свою работу на этапе исследования.

Слайд 11

Оцените свою работу: закрасьте  третий лепесток нашего цветка: красный цвет – вами не допущено ни одной ошибки во время исследовательской работы; желтый – в исследовании допущена 1 ошибка; синий – количество ошибок 2 и более).

 

 

Работа в парах

 

 

 

( вдвоём лучше что-то делать)

( в парах)

 

 

Выписывают родственные слова и выделяют корень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однокоренные словаимеют одинаковый корень и они близкие по смыслу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети закрашивают третий лепесток.

 

Физминутка  (3 мин)

 -Вы хорошо потрудились, а теперь

предлагаю вам отдохнуть.

 Гуси серые летели,

 На лужайку тихо сели.

Встали, хвостик отряхнули,

 Походили, поклевали

 И тихонько побежали.

Стоп. Садитесь.

 

 

5.  Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

 

(10  мин)

 

 

Прочтите пословицу:

Слайд 12

 

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Как понимаете пословицу

-Как сейчас будете работать?

 - Послушайте сказку В. Волиной «Чужак».

(Тексты лежат перед детьми)

- Постарайтесь ответить на вопрос, поставленный автором

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Поработайте в группах, найдите родственников воды и чужака.

-Какие родственники собрались у Воды?

Учитель помещает слова на доску.

Слайд 14

На слайде - водитель

Слайд 15

 

 -«Подводник» - Кто это?

 

 

 

Чем занимается  Водолаз?   Кто это?

  2.  Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих.

Слайд 16

 

 

 

«Водомерка» - Кто это?

 

Слайд 17

А какие родственные слова вы нашли в этом тексте?

Учитель помещает их на доску.

-Что можно сделать с этими словами?

–На какие группы можно разделить эти слова?

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд 18

 

-Оцените свою работу и  закрасьте  четвёртый  лепесток нашего цветка: красный цвет – вами не допущено ни одной ошибки во время работы по сказке «Чужак»; желтый – в исследовании допущена 1 ошибка; синий – количество ошибок 2 и более).

 

 

 

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

 

( когда дружны, тогда и дело спорится)

(в группах)

 

Ученица читает сказку.

Слайд 13

 

   Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Дети отвечают.

 

 

 

 

 

 

1.  Это моряк, служащий в подводном флоте.

 2.  Это специалист по

 

подводным работам.

1. Это специалист, занимающийся подводными работами  в       водонепроницаемом  костюме со специальным снаряжением.

Это насекомое, передвигающееся по воде.

 

 

Дети называют все родственные слова.

 

Разделить на группы.

 

 1 группа. Слова, которые являются формой одного и того же слова (вода, воды).

2 группа. Слова с двумя корнями - сложные слова (водолаз, водопад, водомерка, водоросли).  

3 группа.

Однокоренные слова (подводник, водицею, водичка, водяной).

 

 

 

 

Дети закрашивают четвёртый лепесток.

 

6.Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

 

 

 

 

7. Рефлексивно-оценочный этап.

 

- Что мы исследовали  сегодня на уроке?

-По каким признакам можно определить родственные слова?

Слайд 19

А сейчас, ребята подумайте, и закрасьте пятый лепесток: красный - вы запомнили по каким признакам нужно находить  родственные слова, желтый-вы затрудняетесь, а синий – вам требуется помощь.

 

Слайд 20

 

 

 

-Дома вы продолжите своё исследование, выполнив упр. №351 на стр.77.

 

 

 

 

Слайд 21

 

-А сейчас раскрасьте серединку. Если настроение у вас  отличное-красным, желтым-хорошее, синим-плохое.

-Свои цветочки приклейте на «Полянку успеха».

-Продолжите предложение:

 

Слайд 22

 

Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...

 

-Посмотрите на полянку и скажите какого цвета больше? (красный-отлично, желтый-хорошо, синий-надо ещё работать над данной темой)

 

Слайд 22

 

Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

( родственные слова)

(одинаковый корень, близкие по значению)

 

Дети закрашивают пятый лепесток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети в дневники записывают домашнее задание

 

 

 

 

Дети закрашивают серединку.

 

 

 

Продолжают предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети оценивают работу в целом класса.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась... Ф.Тютчев

Слайд 2

1 2 3 4 5

Слайд 3

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями . Исследовать – подвергать научному изучению».

Слайд 4

Г усь, гусыня, гусята, гусеница.

Слайд 5

Гусь, гусыня, гусята.

Слайд 6

Тема урока : «Однокоренные слова»

Слайд 7

2 3 4 5

Слайд 8

Одна голова хорошо, а две лучше.

Слайд 9

Рисунок, рисую, рисование. Соль, солить, солёный.

Слайд 10

Однокоренные родственные слова Близкие по смыслу Общая часть корень

Слайд 11

3 4 5

Слайд 12

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Слайд 13

В.Волина Чужак. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Слайд 14

водитель

Слайд 15

подводник

Слайд 16

водолаз

Слайд 17

водомерка

Слайд 18

4 5

Слайд 19

5

Слайд 20

Домашнее задание Стр.351 упр.77

Слайд 22

Сегодня я узнал… Я почувствовал, что… Я понял, что могу… У меня получилось… Я бы хотел (а) еще раз услышать… Работа над заданиями помогла мне … У меня появилось желание… Урок дал мне для жизни … Я хочу поблагодарить… Я хочу пожелать… Закончите предложение

Слайд 23

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....

Интегрированный открытый урок в 1 кл. Тема "Чтение слов, предложений с буквами ж, ш. Правописание слов с буквосочетаниями жи - ши"

Урок закрепления знаний, который дает возможность детям прочно усвоить написание слов с буквосочетаниями жи-ши. Урок способствует развитию орфографической зоркости, памяти, внимания....

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок закрепления изученного материала по русскому языку в 3 классе на тему "Корень слова. Однокоренные слова".  На уроке дети учатся находить в словах общую часть (корень слова), подбирать одноко...

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Конспект к открытому уроку "Слова отвечающие на вопросы Кто? Что?"

Урок-морское путешествие на остров знаний.1. Орг.момент2. Минутка чистописания3. Словарная работа4. Изучение нового5. Отработка умения задавать вопросы и отвечать на них....