Конспект к открытому уроку "Слова отвечающие на вопросы Кто? Что?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок-морское путешествие на остров знаний.

1. Орг.момент

2. Минутка чистописания

3. Словарная работа

4. Изучение нового

5. Отработка умения задавать вопросы и отвечать на них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_gotovyy.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?

Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Задачи: упражнять в умении классифицировать существительные по разным признакам: одушевленные – неодушевленные; привлечь внимание детей к многообразию значения слов, ориентировать на речевое развитие учащихся, обогащение их активного словаря понятиями и терминами по теме

развивать речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;

воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Оборудование: учебник «Русский язык 1 кл.»

 карточки со словами, вопросами Кто? Что?, индивидуальные дифференцированные карточки, задания для работы в парах.

        Ход урока:

  1. Орг.начало  (Слайд 1)

 Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! 

- Давайте все проверим:  ручка на парте , простой карандаш, цветные карандаши?

А знаете что ребята, сегодня мы с вами совершим морское путешествие на остров знаний. Вы должны очень внимательно слушать и тогда чётко выполним все команды. Наше путешествие начинается…

  1. Запись  в тетради:

Число

Классная работа

Наше судно отправляется из порта «Чистописание»

Минутка чистописания. Ер, ще

  1. Орфографическая работа.

Отгадайте загадку.

Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы. (червяк)

Назовите первый звук в слове «червяк». (ч). Дайте характеристику звука. (согласный, глухой, всегда мягкий)

О чем эта загадка? Отгадайте.

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит, 4

И одежда станет чище.

(Щетка)

Назовите первый звук в слове «червяк». (ч). Дайте характеристику звука. (согласный, глухой, всегда мягкий)

Что вы заметила? (У звуков одинаковая характеристика)

У этих букв еще и одинаковое правило. Доскажи словечко.

В сочетаниях Ча Ща Пишем букву (А)

К слогам Ча и Ща добавьте слоги и составьте слова.

Ку, ро, ту, сы, вель, йка, сто.

Подчеркните в словах сочетания ча, ща.  Назовите слова, в которых ударение падает на 2й слог. (часы, щавель)

Поставьте ударение и запомните произношение слов.

Составьте предложение с любым из слов.

У нас во дворе растет щавель.

- Сегодня на уроке мы продолжаем учиться работать со словами ( слайд 3)

Посмотрите на карту. Тут изображены острова, некоторые из них мы уже с вами посетили. А сегодня мы посетим остров «Слов-предметов».

 

5) Вот наше прекрасное судно плывет по волнам и тут вдруг на нашем курсе появляются пираты. Они требуют, чтобы мы

нашли слова указывающие на названия предметов.

Как определить предмет? (с помощью вопросов кто? Что?)

Задание: найдите среди слов названия предметов.

Слайд 4:   лежит, барабан, громкий, книга, трамвай, ходит

Ученики:  Барабан, книга, трамвай.

Слайд 5:   Белые, ласточка,  красивая, медведь, стрекоза, порхает.

Ученики: Ласточка, медведь, стрекоза.

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и поэтому мы продолжаем с вами путь.

- на слова, обозначающие живые предметы

- на слова, обозначающие неживые предметы

Слайд

Что?                                                                         Что?

Барабан                                                                ласточка        

Книга                                                                   медведь

Трамвай                                                               стрекоза

Запись слов в тетрадь. Проверка .  (слайд 6)

- На какие группы мы разделили слова ?

(на слова , отвечающие на вопрос КТО?;  слова, отвечающие на вопрос ЧТО?)

- Что обозначают эти слова ?

Вернуться к словам чистописания и определить тоже одушевленные и неодушевленные.

6) Работа по учебнику.

                        Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? Обозначают                                                                        

                                                           предметы

а) СЛАЙД 10, 11

Работа в парах  (отработка умения задавать вопросы к словам – предметам)  

- Пусть один из вас назовет слова, которые отвечает на вопрос кто?, а другой ученик - что? Называть слова нужно с вопросами.

 (По времени 1-1,5 мин) по окончанию  одна пара у доски - проверка.

Что обозначают слова, которые вы назвали – предметы.

(Одни предметы живые, а другие нет.) на слайде разделить на 2 группы.

Посмотрите  на правый верхний угол, -  какие тут предметы?(одушевленные)

Посмотрите на нижний левый угол  -  а здесь какие?(неодушевленные)

Вывод:

……………………………………….

Чтение правила по учебнику.

7) Работа с учебником . (стр. 39, упр. 70)

Упр.70

Задание с учебника. Какие орфограмма в этих словах?

Упр. 71

Прочитайте загадки. Отгадайте. Запишите слова с вопросами.

Словарная работа

        

              -Какое?    (дежурный)

        - Кого мы называем дежурным? Кто у нас дежурный?

(Слайд 16)

Дежурный – такой человек, который  несёт дежурство,  выполняет в порядке  очереди какие-нибудь обязанности.

Кто у нас сегодня дежурный?

-А вы знаете, откуда появилось это слово?

   Из истории происхождения слова

      Слово дежурный пришло к нам при царе Петре1 из французского языка.

     Выражение «де жур»  - обозначает отношение к сегодняшнему дню.

Задание:

 1)   -Поставьте ударение в этом слове. Какое ошибко-опасное место?

       - Какую гласную нужно запомнить?

 2) Составим и запишем гнездо родственных слов.

Дежурство, дежурный, дежурить        

(Запись в тетради,  постановка  ударения, выделение орфограмм, корня)

4)Запись в тетради 3 предложений.

   

Предложения указаны на слайде № 10.

  1. Учитель вошел в класс.

  1. Дежурный поливает цветок.

  1. Костя заточил карандаш.

Задание:

  1. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос КТО?  синим карандашом.
  2. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ?  зеленым карандашом.

ПРОВЕРКА

Вывод: для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает

-На какой вопрос отвечают слова 1столбика? (что?) – Почему?

-На какой вопрос отвечают слова 2столбика? (кто?) – Почему?

-Что обозначают эти слова? (предметы)

Проверка.

8)Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа  по карточкам .

- А теперь настало время проверить, как вы усвоили новую тему.

- Прочитайте в каждой группе слова.

- допишите в каждую группу по два слова  

 

 (проверка )

  1. Подведение итогов. Рефлексия

-Вспомните тему урока. Слова, отвечающие на вопрос   Кто? Что?

-Закончи предложения:

- Слова, отвечающие на вопрос   Кто? Что? обозначают…(предметы)

-Одушевленные предметы отвечают …(кто?)

-Неодушевленные предметы отвечают …(что?)

-Прежде чем задать вопрос узнай, что… (обозначает слово)

- Задайте вопрос к словам зайчики, и объясните свой выбор.

(Слайд …)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что?

Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспит...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?"

ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?" 2 КЛАСС УМК "ШКОЛА 2100"...

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...

Урок русского языка в 3 классе по теме"Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?"

*Формировать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? и что? *Развивать творческое мышление;*Воспитание любви к животным, бережного отношения к учебным вещам, уважения  друг к другу....

Открытый урок по письму и развитию речи на тему "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?"

Открытый урок по русскому языку для учащихся с нарушением интеллекта...