Открытый урок . Русский язык 1 класс."Слова , отвечающие на вопросы:какой? какая? какое?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Сценарий открытого урока по русскому  языку 1 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2016.docx31.21 КБ
Package icon 11.zip2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Учитель Мельня в.А

Тема: «Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Тип урока: урок  изученного  нового  материала.

Педагогические задачи: создать условия для сочинения небольших рассказов, связанных с описанием собственной внешности; научить выделению слов, называющих признаки, письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Цели:

  • проанализировать ситуацию описания внешности;
  • познакомить со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
  • развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, активизировать мыслительную деятельность;
  • развивать навык каллиграфического письма;

Планируемые результаты образования:

Предметные: научаться решать учебные и практические задачи – выделять предложение и слово из речевого потока, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию, различать слова, называющие признаки, вопросы к словам. выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями описания внешности; разграничивать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные - усвоение умений составлять устное небольшое монологическое высказывание с описанием собственной внешности; выделение из текста слов по заданным основаниям (отвечают на вопрос какие?); логические – осуществление анализа ситуации, представленной в тексте; формулировка на основе анализа правила речевого поведения; использование алгоритма порядка действий при письме. находить в тексте слова по заданному признаку (отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Регулятивные: удерживать внимание при решении учебной задачи; проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства; оценивать свою деятельность по критериям, выработанным в классе; вносить необходимые коррективы в оперативные действия. контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; строить небольшое монологическое высказывание на заданную тему, оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи, соблюдая интонационную выразительность.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют элементарными приёмами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям.

Оборудование: иллюстрация с изображением Мамонтёнка из м/ф «Мама для мамонтёнка»; аудиозапись песни из мультфильма «Мама для мамонтёнка»; опорный сигнал к уроку; Русский язык. 1 класс. Электронный образовательный ресурс для работы в классе / Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. – М.: Вентана –Граф, 2012.; тексты для работы в группе для составления описания внешности Мамонтёнка; презентация; карточка – опора для проведения самооценки.

1.Мотвация к учебной деятельности.

Доброе утро, друзья!

Доброе утро, страна!

Доброе утро всем!

Я скажу слова "Доброе утро ..." и назову кого- то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!...

- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...

- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

- Доброе утро всем, кто хочет сегодня чему-то научиться.

Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Тихонько садитесь.

2.Актуализация опорных знаний.

1.Чистописание

Звучит песня из м/ф «Мама для мамонтёнка»

У. Узнали песенку?  Из какого она мультфильма?

- Кто главный герой мультфильма? (на доске появляется иллюстрация мамонтёнка)

- Сегодня на уроке Мамонтёнок будет учиться вместе с вами. И он хочет  посмотреть  как красиво мы пишем.

- Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Подсказка: в слове «мамонтёнок» ударение падает на эту букву.(ё) А вторая буква очень похожа по написанию на неё.(е).

-Дайте характеристику этим звукам.

-Что изменилось на второй строчке?

Е ,Ё

- Когда используем на письме заглавную букву? Напишите эту строчку.

Подготовка руки к письму.

Большой пальчик мы потрём,

Указательный пожмём.

Средний с вами мы погладим,

Безымянный пощипаем,

А мизинчик разотрём.

Кистью дружно мы встряхнём

И писать теперь начнём.

РТ с 30 упр 2.

3.Постановка проблемы.

У. Чем был занят мамонтёнок в мультфильме?

У. Что делал мамонтёнок, чтобы быстрее найти маму?

- Как вы думаете, таким способом можно найти маму?

- Давайте поможем мамонтёнку найти маму.

- А как поступают люди в такой ситуации? Давайте выясним это, используя упражнение нашего учебника на с. 34 – 35 № 1.

Чтение учителем стихотворения С. Михалкова

У. Что случилось на вокзале?

- Давайте подумаем, что надо сделать мальчику, чтобы быстрее найти маму? Прочитайте, какие способы действий предлагают авторы учебника.

Чтение детьми информации в учебнике.

У. Какой вариант вам кажется рациональным? Почему?

(Второй вариант, так как описывается внешность малыша, чтобы мама смогла узнать сына.)

У. В подобной ситуации (мальчик потерял маму) необходимо обратиться с просьбой к взрослым дать объявление.

У. Ребята, нам тоже надо дать объявление, чтобы мама мамонтёнка смогла найти его. Как же нам составить описание внешности мамонтёнка? Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Ребята, тема нашего урока «Описание внешности» (вывешиваю слова к опорному сигналу)

4.Поиск решения  проблемы.

У. Вернёмся к описанию внешности мальчика данному в объявлении.

Учитель читает ещё раз текст объявления.

У. Какие предметы описали? (одежду и возраст мальчика)

5.Первичное закрепление.

- Ребята, давайте закрепим то, что мы узнали. Обратимся к нашему учебнику, упр. 2 на с. 35. Прочитайте задание.

- Найдите Вову, Антона, Гришу.

- Догадайтесь, как зовут мальчика, который рассказал о себе так. Рома прочитай.

- Вам удалось по описанию внешности определить, кто это? (Антон)

- Какой признак стал для вас определяющим? (короткие волосы)

- Что ещё даётся в описании мальчика? (рост и глаза)

- Что добавим к нашему сигналу в разделе «Как составить описание внешности?» (рост)

- Найдите слово и прочитайте, какой рост у  Антона?

- Какие волосы у мальчика?

- Какие у него глаза?

- Что я сейчас повторила несколько раз? (вопрос «какой?»)

- Да, ребята, слова, которые отвечают на вопрос «какой?» и «какие?»

. Как вы думаете, ребята, это все слова, которые помогают нам описать внешность?

- Где мы можем найти ответ?

- Давайте найдём ответ на этот вопрос в учебнике.

Чтение сведений по языку с. 36

Опорный сигнал дополняется вопросами «какая?», «какое?»

а) Выборочное  списывание.

У. Вернёмся к описанию внешности Антона, перечитайте его ещё раз самостоятельно.

- Найдём в этом описании слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и запишем их в тетрадь.

- Прочитайте первое слово, запишите его в тетрадь с красной строки, с большой буквы, диктуйте по слогам, чётко проговаривайте  так как написано. И т.д.

Сколько раз

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова нарубим.

Приседаем столько раз,

Сколько мячиков у нас.

Сколько покажу кружочков,

Столько сделаем прыжочков

-В гости с пустыми руками не принято ходить и Мамонтёнок  принес вам корзину. Что в ней?

- Давайте будем доставать по одному фрукту и называть его признаки.

«Подбери  и запиши подходящие слова»  (упр. 4)

Банан   какой?   Желтый, вкусный

Виноград какой?  Чёрный, мелкий

Дыня какая? Ароматная, спелая

Груша  какая? Зелёная, сочная

- Яблоко какое? Выберите слова признаки из стихотворения:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

- Какое? – спелое, красное, сладкое, хрусткое, гладкое.

Что в корзине? Фрукты. 

- Какой вопрос зададим, чтобы назвать общий признак фруктов? (какие?)

- Какие слова мы называли, обозначающие предмет?

Яблоко

Банан

Груша

Фрукты

- Какой вопрос зададим к этим словам? что К какой части речи они относятся? существительное Что обозначают?

- Какие вопросы мы задавали, чтобы назвать признак предмета?

- К какой группе относятся эти слова, что обозначают? прилагательное

- Когда задаем вопрос:  какие?

Игра «Кто это?»

Я буду называть слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, а вы попробуйте определить слово-предмет.  

- бурый, мохнатый, косолапый  

- серый, хищный, злой

- косой, быстрый, трусливый

- рыжая, хитрая, ловкая

-Что помогло определить предмет?

-Какое открытие мы сделали?

б) Работа в группах. Составление описания внешности мамонтёнка.

У. Ребята, вы не забыли, что мы должны помочь мамонтёнку найти маму. Давайте составим объявление с описанием внешности мамонтёнка.

Слайд:

                                Объявление.

 Потерялся совсем ______________ Мамонтёнок. У него _________ уши,  ___________ нос-хобот и __________ хвостик. Он весь покрыт __________ шерстью. И очень-очень ________________.

(на слайде их нет, раздаю для работы в группе)  Слова – подсказки: большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.

У. Посмотрите ребята, объявление почти готово. Но не хватает слов, как вы думаете, на какие вопросы будут отвечать эти слова?

- Почему именно эти слова мы возьмём для описания внешности?

- Действительно, эти слова помогают наиболее точно описать внешность. Итак, вы делитесь на группы, получаете текст объявления и дополняете его словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», они есть у вас на карточке.

Проверка. 1-я группа читает 1 предложение. На слайде появляется слово, которое дети вставили в предложение. Аналогично проверяется работа других групп.

У. Молодцы ребята! Как вы думаете, когда мама услышит это объявление, она поймёт, что это её сынок ищет свою маму?

- А я вам желаю, чтобы вы никогда не расставались со своими мамочками, берегли их и во всём им помогали. (убираю экран)

Итог урока. (опорный сигнал)

У. С чем познакомились на уроке?

- Что мы можем указать в описании внешности?

- Какие слова помогут нам в описании внешности?

Рефлексия

- Какое у вас настроение после работы на уроке?

- Выберите облачко, которое соответствует вашему настроению (веселое, грустное, злое).

- А Дружок с вами не прощается, он говорит: До свидания.

Объявление.

Потерялся совсем ______________ Мамонтёнок. У него _________ уши,  ___________ нос-хобот и __________ хвостик. Он весь покрыт __________ шерстью. И очень-очень ________________.

Объявление.

Потерялся совсем ______________ Мамонтёнок. У него _________ уши,  ___________ нос-хобот и __________ хвостик. Он весь покрыт __________ шерстью. И очень-очень ________________.

Объявление.

Потерялся совсем ______________ Мамонтёнок. У него _________ уши,  ___________ нос-хобот и __________ хвостик. Он весь покрыт __________ шерстью. И очень-очень ________________.

        

Слова – подсказки:

 большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.

Слова – подсказки:

 большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.

Слова – подсказки:

 большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.

Слова – подсказки:

 большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.

Слова – подсказки:

 большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.

Слова – подсказки:

 большие, маленький, длинный, гутой, короткий, симпатичный.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа с.Усатово Открытый урок по теме: Слова , отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Подготовила: учитель начальных классов Мельня В.А

Слайд 2

Слайд 3

Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. гос ть дру г товарищ

Слайд 4

ФИЗМИНУТКА

Слайд 5

Слайд 6

Банан ж ё лтый, спелый, сла д кий

Слайд 7

Яблоко Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю какое? Красное, спелое, сла д кое, хрус т кое, гла д кое

Слайд 8

Груша какая? ар о матная, со чн ая, п о лезная

Слайд 9

Фрукты какие? спелые, све жи е

Слайд 10

Имя существительное Имя прилагательное Обозначает предмет Обозначает признак предмета Банан Груша Яблоко Фрукты что? какой? какая? какое? какие? сладкий сочная круглое спелые

Слайд 11

Игра : «Кто это?» бурый, мохнатый, косолапый серый, хищный, злой косой, быстрый, трусливый рыжая, хитрая, ловкая

Слайд 12

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Объявление . Потерялся совсем ______________ Мамонтёнок . У него _________ уши, ___________ нос-хобот и __________ хвостик . Он весь покрыт __________ шерстью. И очень-очень ________________. Слова – подсказки : большие , маленький , длинный , густой , короткий , симпатичный .

Слайд 13

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Объявление. Потерялся совсем маленький Мамонтёнок. У него большие уши , длинный нос-хобот и короткий хвостик. Он весь покрыт густой шерстью . И очень-очень симпатичный .

Слайд 14

Слайд 15

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Безударные гласные, парные и непроизносимые согласные в корне слова. Обобщение". УМК "Школа 21 века"

Данный урок можно назвать универсальным, по любому УМК изучаются данные темы и всегда они важны для повторения....

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Открытый урок русского языка "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками" (с применением информационных технологий)

Задачи:закрепить  знания  о написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками;отрабатывать  навыки  написания изученных орфограмм  в словах;           ...

Открытый урок русского языка по теме :" Как делаются слова. Сложные слова"

Конспект открытого урока  и презентация к уроку русского языка по теме " Как делаются слова. Сложные слова".УМК " Перспективная начальная школа"Класс : 2...

Конспект открытого урока русского языка "Сложные слова"

Данный урок дан в 3 классе по УМК  А.В.Полякова , в рамках предметной недели. Содержание урока постоено с использованием регионального компонента....

Методическая разработка к открытому уроку русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс

Открытый урок русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс...