пояснительная записка к учебной программе по русскому языку для обучающихся 3 класса коррекционной школы 8 вида
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_russkiy_yazyk.docx44.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа  предусмотрена для учащихся 3  класса ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

В младших классах умственно отсталым  школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение  которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной  и письменной речи, формирования основных орфографических  и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области  фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует умственному и речевому развитию.

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все учащиеся делятся на 4 группы.

1 группа.  Учащиеся могут самостоятельно списывать с печатного текста, писать под диктовку слова,  написание которых не расходится с произношением.

2 группа. Учащиеся 2 группы работают медленнее, им дается меньший объём работы,   затрудняются самостоятельно выполнять работу, при письме под диктовку им необходима помощь учителя.

3 группа. Учащиеся 3 группы с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Учащимся  трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность.  На слух не пишут.  Читают медленно, по слогам.

4 группа. Учащиеся работают по индивидуальной программе для умеренно умственно отсталых учащихся.

Согласно учебному плану 2014 – 2015 учебного года на изучение русского языка  в 3 классе отводится следующее количество часов:

Период

кол-во часов

Неделя

3 ч.

Год

101ч

Продолжительность занятия 40 минут.  Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.

 Рабочая программа  составлена на основании:

   Новоселова Н.А, Шлыкова А.А.Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, 1 -X классы) - Екатеринбург: Центр "Учебная книга", 2004, 136 с.      

Содержательный минимум образования

Звуки и буквы.     Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких и др.

Слово.    В процессе практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. Формирование навыков правописания.

Предложение.     Формирование у школьников навыков построения сложного предложения; закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

Связная речь.  Развитие фонематического слуха и правильного произношения,  обогащение и уточнение словаря, обучение построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Графические навыки.  У учащихся совершенствуются графические навыки,   трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным движением мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в написании строчных и прописных букв и их соединении, что предупреждает появление орфографических ошибок, в списывании рукописного и печатного текста.    

Цель обучения: создание условий для коррекции и развития коммуникативной функции речи у учащегося  на уроках русского (родного) языка для дальнейшей интеграции в обществе.

Задачи  программы обучения:

  • развитие  устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
  • формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
  • уточнение, расширение и активизация словарного запаса.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно-информационную,  коммуникативно - деятельностную,    ценностно - ориентационную).              

1.Предметно-информационная.

  • Формирование знаний  о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
  • Формирование знаний о различных разрядах слов -  названий предметов, действий, признаков.
  • Формирование  знания составлять и различать предложения по интонации;
  • Формирование  знаний постановки пунктуационных знаков (точки, знака вопроса, восклицательного знака).
  • Формирование знаний  последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2.Деятельностно-коммуникативная.

  • Развитие умений составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.
  • Развитие умений анализировать слова по звуковому составу.
  • Развитие умений различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и   безударные.
  • Развитие умений определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на  слоги, переносить части слова при письме.
  • Развитие умений списывать текст целыми словами
  • Формирование  навыка связных устных и письменных высказываний.
  • Развитие умений писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.
  • Развитие  умений правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
  • Развитие речи учащихся.

3.Ценностно - ориентационная:

  • Воспитание  элементарных навыков грамотного письма.
  • Воспитание аккуратности письма в тетради.
  • Воспитание  нравственных качеств, целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности.
  • Воспитание у обучающихся навыков контроля и самоконтроля.

Обучение в коррекционной школе носит элементарно – практический характер и направлено на выполнение основных целей:

  • коррекция и формирование у ребенка четких зрительно – двигательных образов каждой письменной буквы, графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
  • воспитание умений общения в обществе.

Компетенции:

  1. Предметные

1) Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения практических задач:

  • Овладение учащимися основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом, рассуждением.
  • Давать полный словесный ответ.
  • Формирование умений и навыков использования умений в различных сферах и ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
  • Развитие умения комментировать свои действия.

2) Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции реализуются в процессе решения познавательных и практических задач:

  • Овладение элементарными сведениями по грамматике, усвоение которых важно для выработки достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка, в области фонетики, морфологии  и синтаксиса.
  • Овладение элементарными знаниями по грамматике, для приобретения практических навыков устной и письменной речи.
  • Формирование основных  орфографических и пунктуационных навыков.
  • Умение анализировать, обобщать группировать, систематизировать даже элементарный языковый материал, давать простейшие объяснения  должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
  • Обогащение словарного запаса  учащихся.
  • Формирование у учащихся способности к анализу, сравнению, синтезу, оценке  явлений и фактов.
  • Воспитание интереса к родному языку.

3)   Культуроведческая  компетенция:

  • владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального  общения.

2.  Общепредметные:

  • Воспитание учащихся средствами данной учебной дисциплины.
  • Обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания.
  • Повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими.
  • Формирование умения получать информацию и передавать другим.
  • Развитие зрительного восприятия и узнавания.
  • Развитие пространственных представлений и ориентации.
  • Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
  • Коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы.
  • Обогащение словаря.
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

3. Ключевые

1) Деятельностно-коммуникативные способность субъекта выполнять устную и письменную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс.

2) Социальные способность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.

      а) Социально-трудовая: 

  • продуктивно сотрудничать;
  • действовать в социуме;
  • осознание себя и своего места в обществе.

 б) Культура личностного самосовершенствования:

  • способность к ценностно-смысловой ориентации;
  • способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).

     в) Ценностно-смысловая:

  • понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;
  • способности принимать человека как высшую ценность;
  • способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
  • целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;
  • принимать решение.

3)  Информационно-методологические:

а) Учебно-управленческая: умение внимательно слушать и воспринимать информацию.

б) Учебно-логическая: критически относиться  к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.

Содержательные линии:

1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)

2.Социально-правовая (человек и общество, человек- человек):

  • демократический стиль общения учителя с учащимся;
  • развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;
  • развитие чувства ответственности за сохранение книг;
  • воспитание чувства гордости за  культуру речи;
  • воспитание чувства патриотизма за родину и др.

3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа  и др.

4. Экологическая (человек и природа).

5. Культура здоровья (человек и здоровье):

а) Валеологический подход (физический и психический уровень):

  • благоприятный климат в кабинете (освещённость, время и др.);
  • физическое состояние учащихся (здоровье);
  • доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.

б) пропаганда ЗОЖ

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • анализировать слова по звуковому составу;
  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и   безударные;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на  слоги, переносить части слова при письме;
  • списывать текст целыми словами;
  • писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.  
Учащиеся должны знать:
  • алфавит;
  • гласные и согласные;
  • правила написания предложения;
  • знать названия предметов, действий, признаков;
  • правописание собственных и нарицательных имен;
  • правописание предлогов.

Педагогические условия и средства реализации стандарта.

Технологии обучения

  1. Современное традиционное обучение (классно –урочное).
  2. Дифференцированное обучение.
  3. Педагогика сотрудничества.
  4. Проблемное обучение.
  5. Личностно – ориентированное обучение.
  6. Игровое обучение.

Принципы обучения

  1. Общепедагогические:

Принципы гуманизации:

  • принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
  • принцип персонификации – отказ от ролевых «масок».  Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
  • принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
  • принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

  1.  Принципы изучения грамматики,  правописанияи развития речи:

Общеметодические принципы:

  • экстралингвистический;
  • функциональный;
  • структурно – семантический;
  • межуровневых и внутриуровневых связей;
  • нормативно – стилистический;
  • исторический.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений.

При обучении грамматике используются следующие принципы:

  • принцип коррекционно-речевой направленности,
  • принцип доступности обучения,
  • принцип последовательности,
  • принцип наглядности в обучении,
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
  • воспитывающий и развивающий принципы и т.д.

При последовательном изучении курса грамматики может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       

Виды и формы контроля

Форма: устный опрос контрольная работа, самостоятельная работа,  диктант -  словарный, картинный.

Виды: вводный, тематический, рубежный, итоговый.

Программное и учебно - методическое обеспечение

  1. Программы  специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Подготовительный, 1-4 классы  Сб.1. –М.: «Просвещение», 2004  под

редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, с. 192.

  1. Учебник  по русскому языку 3 класс,  под редакцией Э.В.Якубовская, Э.В. Аксёнова Москва. « Просвещение», 2013.
  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — С.416.
  3. Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)» Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С.272.
  4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— С. 191.

Программа составлена на основе документов:

  1. Федеральный Закон от 28.12.2012  № 273 - ФЗ  «Об образовании в РФ»  
  2. Образовательная программа ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» на 2013-2017 г.г.;
  3. Учебный план ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» на 2014 – 2015 учебный год;
  4. Годовой, учебный, календарный  график ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»  на 2014-2015 учебный год.
  5. Расписание уроков.

Оборудование

Мультимедия, компьютер, интерактивные доски.

Таблицы, карточки для самостоятельных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы,   нормы оценок по предмету, требования к...

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на конце слова. Задачи: Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование ...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на конце слова. Задачи: Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование ...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на конце слова. Задачи: Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование ...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на конце слова. Задачи: Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование ...

Пояснительная записка по предмету чтение и развитие речи 4 класс коррекционной школы 8 вида

Цели: коррекция и развитие комммуникативной функции речи у учащихся на уроках чтения для их дальнейшей социализации в обществе....