Статья "Литературный портрет как элемент развития речи младшего школьника
статья по чтению

Швырева Ольга Владимировна

Цель- увидеть умение учеников передавать портретные характеристики реального человека, используя изобразительно-выразитеьные средства языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Констатирующий эксперимент производился в средней школе №6 в 4(А) классе города Санкт-Петербург.

Цель эксперемента- выявить уровень восприятия детьми ;узнать об умении детей видеть особенности внешности другого человека, с целью выявления его характера, социального положения, каких-то душевных качеств; увидеть умение учеников передавать портретные характеристики реального человека, используя изобразительно-выразительные средства языка.

Для этого было предложено учащимся дома написать сочинение на тему(Мой сосед по парте).Сочинение написали 18 человек.

Полученные результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что большая часть учеников, описывая внешность соседа по парте, используют лишь разнообразные детали портрета: цвет и форма глаз, форма рта, цвет волос, стиль одежды и телосложение. Некоторые расширили границы примет внешности, добавив иные детали такие, как форма носа ,цвет бровей, форма ушей и так далее. Описывать черты характера сумели всего несколько человек, а соотнести характер и внешность- лишь два человека.

        Понятно, что уровень восприятия детьми портрета очень низок, в основном ученики не способны видеть особенности внешности человека, чтобы выяснить его черты характера, социальное положение ,душевное состояние и другое. Они могут только поверхностно передать облик своего соседа, активно используя множество примет внешности. К, сожалению, о том, чтобы передать портретные характеристики реального человека ,используя изобразительно-выразительные средства речи не идет, их вовсе нет. Стремление сделать вывод из наблюдений за внешностью иногда ,несколько, наивен. Чаще всего это такие фразы, как: Мне нравится сидеть с ним. Я люблю с ним общаться. Ко всему выше сказанному можно добавить, что объем 80% работ составляет несколько предложений.

       Можно сделать вывод, что у учеников недостаточно развито воображение ,маленький словарный запас, ограниченный жизненный опыт и круг ассоциаций, которые.

       Но этому можно и нужно учиться. У нескольких человек предприняты, попытки более глубоко осмыслить внешность своего соседа .Дети стремятся увидеть не только внешние атрибуты, но и понять черты характера. То есть, если работа будет идти систематически и целенаправленно, то можно добиться прекрасных результатов. Естественно, чем раньше начать эту работу, тем лучше будет ее итог. Занимаясь изучением литературного портрета, дети будут лучше осознавать прочитанное, останавливаясь на деталях, более глубоко понимать внутренний мир героев, их черты характера, мотивировку поступков. Все это важно, ведь, в основном, через героев мы постигаем авторскую идею, позицию автора. Если ребенок научится, используя портрет, видеть все эти нюансы и свободно ими пользоваться, то ему в старшей школе будет намного легче понимать героев, произведения, а через них и автора. Анализ же  произведений не будет столь сложен и труден для учеников, а наоборот, интересен и легок.

Была проведена система уроков (сочетание разных жанров), разных персонажей по авторскому отношению к ним, возрастным и социальным признакам, реальных и сказочных произведений.

         

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ:

         Было дано задание в течении  урока написать сочинение на тему (Мой сосед), но теперь учитель просит описать внешность соседа, который сидит впереди тебя. Учитель просит помнить о проделанной серьёзной работе и использовать все те знания, которые были приобретены.

        Цель эксперимента: Посмотреть изменился ли уровень восприятия детьми литературного портрета; владеют ли умением видеть особенности внешности реального человека, чтобы выявить его характер, социальное положение, эмоциональное состояние; умением предавать портретные характеристики, используя изобразительно-выразительные средства языка.

         В эксперименте принимали участия 18 человек.

       Можно сделать следующие выводы: учащиеся используют в описании внешности человека различные приметы. Самые распространенные: цвет и форма глаз, цвет и форма волос, рост и телосложение, форма цвет бровей форма губ. Появились также новые приметы: ямочки на щеках, национальность. Те кто ранее не давал столь обширно детали портрета, в контрольном эксперименте разнообразили их и даже дополнили.

        Умение описывать черты характера тоже намного повысились. Самые популярные были: аккуратность, задумчивость, веселый характер. Появились такие новые черты, как общительность, улыбчивость, дружелюбие, любознательность, раздражительность, жадность, разговорчивость. В констатирующем эксперименте большинство учеников  назвали одну черту-веселость характера, здесь же она продолжает быть лидирующей, но помимо нее есть еще и много других.

       Соотношение же внешности и характера резко увеличилось. В констатирующем эксперименте было два мнения, сейчас же, за исключением нескольких человек, каждый высказал хотя бы одно. Часто встречающие -это добрые глаза, доброе лицо, мягкий голос, добрая улыбка.

       Наконец, использовались изобразительно - выразительные средства языка: сравнение - важный как филин; сердясь, похож на индюка; по характеру напоминает живой труп, а также эпитеты: мягкий голос, мягкий характер.

       Дети детально обдумали портрет своего соседа по колонке. Многие ярко смогли описать их внешний облик, да так, что можно не только представить наружность человека, но и понять его характер, привычки, склонности. Тот же мягкий голос о многом говорит, что человек  спокойный, уравновешенный, никогда не кричит, добрый и нравящийся тому, кто о нем так написал.

       Взяв во внимание все выше сказанное, можно не объяснять, за счет чего увеличился объем сочинений в два раза.

       За столь короткий срок ученики смогли обогатить себя, свою речь, свой личный опыт новыми полезными знаниями. В течении пяти уроков дети целенаправленно стремились увидеть особенности портретных характеристик в литературе различных жанров: сказочной повести и реалистичной повести, понять через внешность характер разных героев: взрослых и детей, богатых и бедных, положительных и отрицательных. Учились соотносить черты характера и портрет , высказывать свое мнение, доказывая, аргументируя его , прислушиваться к автору, понимать его замысел.

        И проделав всю эту работу, я могу увидеть разительные перемены в описании внешности человека: от двустрочья к хорошему по объему сочинению, от однообразного и поверхностного портрета к разностороннему, глубокому и яркому.

        Все это доказывает, что работать по этому направлению можно и нужно. Естественно, если эта работа будет проходить из урока в урок, из года в год, то ученики придут к старшей школе подготовленными к глубокому и серьезному анализу объемных и трудных произведений. Смогут понять авторскую идею, увидеть через внешность черты характера, через характер поступки и их мотивы, а через них и философию произведения.

        Также умение замечать детали портрета пригодится нашим ученикам и в жизни. Ведь, человек сможет многое сказать о другом человеке по глазам, улыбке, выражению лица, одежде и вовремя подстроится под него. А это позволит ребенку в будущем быть коммуникабельным, чутким человеком.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Статья "Литературный портрет как элемент развития речи учеников начальной школы"

Цель эксперимента - выявить уровень восприятия детьми,узнать об умении детей видеть особенности внешности другого человека, с целью выявления его характера, социального уровня, каких-то душевных качес...

Статья "Литературный портрет как элемент развития речи учеников начальной школы"

Цель эксперимента - выявить уровень восприятия детьми,узнать об умении детей видеть особенности внешности другого человека, с целью выявления его характера, социального уровня, каких-то душевных качес...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи

Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...

Статья (из опыта работы) «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»

Статья  (из опыта работы)  «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»...