МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кожевникова Лариса Викторовна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока русского языка по теме:

«Изменение глаголов по временам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_russkogo_yazyka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области

Номинация «Урок - исследование»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока русского языка по теме:

«Изменение глаголов по временам»

ФИО: Кожевникова Лариса Викторовна

Должность: учитель начальных классов

Эл.адрес: klv1807@mail.ru  

Телефон  89608144926

Программа общеобразовательная

УМК «Школа России»  

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

«Русский язык». 3 класс

2014 г

Тема урока: Изменение глаголов по временам

Тип урока: введение новых знаний.

Цели для учителя:

1. Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально.
3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

Цели для учащихся:

1. “Открыть” новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения в процессе работы в группах.
2. Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы по работе на уроке.
3. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Сценарий урока.

I. Организация урока.

1.Запись даты в тетрадях

2.Минутка чистописания

Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)


II. Индивидуальный опрос у доски

– Вставить пропущенные орфограммы, доказать.
– Выделить глаголы.

Запись на доске:

Закончилась з•ма.
(По) з•мле в•сна движется.
(Про) б•ется в•да и отожмет лё• от б•р•гов.

Работает 1 ученик.

III. Фронтальный обзор знаний (подводящий диалог).

– Над какой большой темой мы работаем?
(– Мы работаем над темой “Глагол”)
– Что мы уже знаем о глаголе?
(– Глагол – часть речи, отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”, “что делает?”, “что делают?” и другие и обозначает действие предмета.
– Глагол связан в речи с существительным и местоимением.
– Глагол в предложении бывает сказуемым.
– Глагол изменяется по числам).

Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему:

Рисунок 1

IV. Постановка проблемы

– Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол?
(– Нет, наверно, он еще как-то изменяется).
– Сформулируйте вопрос к уроку.
(– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)

Учитель на доске под второй стрелкой от слова “изменяется” в схеме

ставит большой знак вопроса с записанным на нем вопросом к уроку.

– Предположите, как еще может изменяться глагол.
(По родам, по падежам, по временам …)

Все варианты мнений учитель записывает на доске.

– Попробуем устно изменить глагол “ИГРАТЬ” по падежам.
(- И.п. кто? что? играть
Р.п. кого? чего?  играть
Д.п. кому? чему?  играть
Вывод: по вопросам падежей глагол не изменяется).

Учитель стирает запись “по падежам”.

V. Исследование (работа в группах).

1). – Чтобы проверить другие мнения, проведем исследование: как еще могут изменяться глаголы.

Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”.

План работы:

  1. Прочитайте предложения.
  2. В скобках запишите вопрос к глаголу.
  3. Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
  4. Запишите вывод.

Рабочий лист (группа №1)

Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит ……. момент речи.

Рабочий лист (группа №2)

(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит …… момента речи.

Рабочий лист (группа №3)

Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит …… момента речи.

2). Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.

3). Отчет групп у доски.

Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики:

I столбик “В момент речи”

II столбик “До момента речи”

III столбик “После момента речи”

Дети в тетрадях также озаглавливают три столбика.

4). Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные на доске.

– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени

(в I столбике добавляется запись “В настоящем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени

(во II столбике добавляется запись “В прошедшем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени

(в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).

Дети во время общего вывода хором читают с доски вопросы и время действия относительно момента речи и записывают все новые заголовки столбиков в тетради.

5). – Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.

– Что мы сейчас делаем?

(– Работаем)

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В настоящем, так как действие происходит в момент речи).

– Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание.

(– Окончание –ем).

– Что мы делали вчера?

(– Работали).

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).

– Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание.

(– Окончание – и).

– Что мы будем делать завтра?

(– Будем работать).

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В будущем).

– Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”.

(– Окончание –ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).

– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.

(– Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).

– На какой вопрос мы ответили?

(– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)

Учитель убирает из схемы знак вопроса и дописывает под второй стрелкой “изменяется” “по временам”.

– Вы еще предполагали, что глаголы могут изменяться по родам. Так ли это, мы исследуем на другом уроке.

6). – Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(– Изменение глаголов по временам)

Учитель открывает запись темы на доске.

– Откройте учебник на с.112. Прочитайте для себя тему урока и скажите: правильно ли вы сформулировали ее.

Дети открывают учебники, читают, сравнивают.

(– Да, правильно.)

– Молодцы! Вы правильно сформулировали тему урока.

– Прочитайте правило на с.112.

– Как в русском языке изменяются глаголы, относительно момента речи?

(Глаголы изменяются по временам).

VI. Физкультминутка

Игра “Не ошибись!”

Учитель называет действия, ученики их выполняют.

– Марширую, стою, прыгаю на двух ногах,  стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу.

VII. Запись домашнего задания

– Откройте дневники, запишите домашнее задание.

1 группа  с.112, правило, № 198
2 группа  с.112, правило, составить рассказ (5-6 предложений) и определить время глаголов.

– Прочитайте домашнее задание по учебнику, задайте вопросы.

VIII. Первичное закрепление

1). – В каком времени я диктовала глаголы-команды во время физкультминутки?

(– В настоящем, так как действие происходило в момент речи).

– Проверьте работу ученика у доски (орфограммы, глаголы).

– Выпишите глаголы из этих предложений по временам.

Дети работают самостоятельно. Проверка при помощи веера.

2). – Для чего необходимо уметь правильно употреблять в речи временные формы глагола?

– Прочитайте текст с доски:

Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.

– Почему вам было смешно?

– Что надо сделать, чтобы текст стал звучать понятно, по-русски?

(– Поставить глаголы в первых восьми строчках в нужное время).

Работа выполняется устно, фронтально. Учитель изменяет окончания глаголов при помощи карточек.

– Запишите глаголы, которые мы изменяли, в таблицу в тетради.

IХ. Итог урока

– Что нового каждый из вас узнал на уроке?

Отвечают 6–7 учеников.

– Как изменяются глаголы?

(– Глаголы изменяются по числам и временам).

– В каком времени могут стоять глаголы?

(– В настоящем, в прошедшем, в будущем).

Х. Рефлексия

Учитель раздает каждому ученику лист отзыва об уроке. Дети обводят кружочком или подчеркивают нужные ответы.

Что мне понравилось на уроке?

  1. Все.
  2. Ничего.
  3. Работать в группах.
  4. Отвечать у доски.
  5. Узнавать новое по русскому языку .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Изменение глаголов по временам"

На уроке формируются  представления детей об изменении глаголов по временам и развиваются  умения ставить вопрос к глаголам, употреблённым в разных временных формах....

Учебно – методический комплект по русскому языку на тему: «Изменение глаголов по временам» (УМК «Перспектива»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока и электронную призентацию по русскому языку....

Презентация к уроку русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"

Данная презентация аетивизирует познавателную деятельность учащихся, помогает спланировать её и оценить....

Урок русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»

Цель  урока: сформировать понятие об изменении глаголов по временам. 2.  Задачи обучающие:Ознакомление со значением грамматической категории глагола «время» как отношен...

Презентация к уроку русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"

Презентация отражает основыне моменты урока. В ней так же представлены дополнительные задания, помимо выполняемых, из учебника "Русского языка" Канакина, Горецкий...