Конспект урока по теме "Глагол "Повторяем, что знаем" (4 класс, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему


Подробный конспект урока с применением Сингапурской системы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_4_klass.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Нармонская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока по русскому языку

по теме «Глагол «Повторяем, что знаем»

(4 класс, УМК  "Перспектива")

учителя начальных классов Хасановой Алсу Мирзовны

Нармонка – 2014

Урок изучения новой темы.

Тема: «Глагол «Повторяем, что знаем»

Цель: Овладевать учебными действиями по теме урока (часть речи «глагол») и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Задачи:1) Учить распознавать глаголы среди других изученных частей речи.

              2) Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;

                                           б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;

                                           в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.

              3) Воспитывать аккуратность.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД): 

             * Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

             * Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия  (ПУУД): 

            * Ориентироваться в учебном материале:

  • определять круг своего незнания;
  • осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под  определённую  задачу урока.

* Работать по заданиям, обобщать, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном, имени прилагательном и местоимении; совершенствовать навык распознавания глагола среди других изученных частей речи.

Коммуникативные универсальные учебные  действия  (КУУД): 

           * Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Демонстративный материал: 

Оборудование: ПК, проектор, плакат «Звуко-буквенный анализ», плакат «Части речи», контрольные листы, «Ваш билетик на выход», картина «Господин Глагол»

 Презентация

Ход урока

1. Оргмомент

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук, 
Старый добрый друг.

Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.

Встаньте, дети, встаньте в круг
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, я твой друг,
Старый верный друг!

- Ребята, я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите.

Создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Улыбнитесь партнерам по плечу, улыбнитесь партнерам напротив, и старайтесь, мои золотые, жить как старый добрый жук: не ворчать, не кричать, не пищать, строго ссоры запрещать. А теперь поблагодарите друг друга за улыбки и предстоящую плодотворную работу (аплодисменты).

2. Минутка чистописания.

- Прошу, присаживайтесь. Ребята, сядьте правильно, откройте тетради, запишите «двадцать второе марта», «классная работа», какие орфограммы можете назвать? (непроизносимая согласная в корне слова – двадцать – как проверить? – два десятка, непроверяемая безударная гласная в корне слова – второе, работа, удвоенная согласная – классная). Третьей строкой нужно продолжить ряд сочетания букв, записанных мною в вашей тетради. Не забывайте следить за последовательностью написания и правильным соединением букв (образцы в вашей тетради). Повторяю, обязательное правило при письме – «следи за осанкой». Правильное письмо зависит от осанки (1 мин)

- Оценивать свои достижения в течение урока вы будете в контрольных листах, которые находятся у вас на парте. Сделать это вы сможете с помощью знаков:

«+» - выполнил правильно;

«V» - было трудно;

«?» - нужна помощь.

ΙΙ этап. Актуализация опорных знаний.

Словарная работа (по Электронному учебнику)

- Мои дорогие, слова, представленные на доске, вами изучались. Сейчас вам необходимо определить, какие буквы пропущены в данных словах и записать в два столбика в таком же порядке, как и представленные здесь слова (…)

Выполните взаимопроверку с партнером по плечу (верные ответы - на доске).

Если все верно занесите в контрольный лист знак «+», если  4 и более буквы совпали -  «V», если менее 4 букв  - «?».

- Ребята, какое историческое событие произошло на этой неделе для России? (18 марта Крым и Севастополь подписали с Россией договоры).

Правильно. Итак, Крым и Севастополь стали субъектами Российской Федерации. Теперь субъектов у нас 85. Каково значение данного предложения?

(Восторжествовала историческая справедливость: 60 лет назад Крым входил в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики).

Это великое событие и ситуация на Украине будут темой нашего следующего классного часа.

Составьте предложения со словом Крым. (Ответы учащихся).

Мое предложение: Летом я хочу совершить поездку в Крым.

Разберите слово «поездку» по составу (морфемный разбор).

Один обучающийся  работает у доски, другие – в тетрадях (20 сек).

Тейк оф – тач даун.

«У меня такой же разбор, как и у ___________________» (объяснение).

Перейдем к фонетическому разбору.

В этом слове 7 букв.

В этом слове 7 звуков.

В этом слове 8 звуков.

В этом слове 3 слога.

Ребята, полный фонетический разбор выполните дома.

Вспомним правила.

Что же такое имя существительное? Думаем…(отвечают имена существительные) (Самостоятельная часть речи, обозначает предмет, одуш. неодуш. формы, отвечает на вопросы: что? кто?, имеет род, число).

Что такое имя прилагательное? Думаем…(отвечают имена прилагательные) (Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, имеет род, число, отвечает на вопросы: какой? какая? какое?)

Назовите имена существительные в предложении «Крым и Севастополь стали субъектами Российской Федерации»? Думаем… (ответы детей)

Назовите имена прилагательные в предложении «Крым и Севастополь стали субъектами Российской Федерации»? Думаем…(ответы детей)

Какая часть речи, изученная вами, здесь не использована? (местоимение)

Что можете сказать о местоимении? (Местоимение – это слова, которые не называют людей, животных, предметы, а только указывают на них).

ΙII. Постановка проблемы.

«Песенка Волшебника-недоучки» (исполняет переодетый учитель)

- Ребята, а вы догадались, кто я? (Волшебник-недоучка).

Правильно. А кто такой волшебник? Хотите стать таким, как я? (да – нет).

А теперь хорошенько подумайте, кем бы вы хотели стать, когда вырастите? Запишите свое решение на стикерах. Итак, конерс. Подойдите к той записи на стене, которая соответствует вашему выбору.  Встаньте лицом к лицу с ближайшим соседом по плечу.

Таймд – пэа - шэа. В течение 40 сек (каждому по 20 сек.) объясните партнеру причину своего выбора. Время пошло…Хочется услышать ответы 2-3 обучающихся.

- …, объясни причину выбора данной профессии твоего партнера.

- А твой, …, партнер почему захотел стать врачом?

Итак, обобщая эти и другие профессии, к какому выводу можно прийти? (Каждая профессия что-то делает, совершает какие-то действия: учитель учит, врач лечит, волшебник-фокусник что-то показывает).

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что сделает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … !

ΙV. Изучение нового материала.

На доске появляется рисунок Волшебника Глагола и запись «глагол»

- Это добрый Волшебник Глагол. Он в шляпе держит на руках маленького дракончика. Маленькому детенышу нравится человек, он во всю резвится и веселится.

На каждом уроке мы будем понемногу  расколдовывать глагол, узнавая о нём какие-то новые знания. И начнём это уже сегодня.

Ребята, что я делаю? (шагаю)

Можно ли шагать, не совершая действия? (нет)

Что произойдёт, если в мире всё остановится? (жизнь на земле остановится)

Что нам нужно, для того, чтобы жить? (нужно выполнять какие-либо действия). Ведь не зря говорят,  движение – это жизнь. Поэтому эпиграфом к нашему уроку будет высказывание                                                                                                                                                                                                                  

«Глагол - самая живая часть речи»

А. Югов                                    

Сегодня нам с вами предстоит сделать немало действий, чтобы прийти к цели. Мы будем:

                                думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать.

Продолжите ряд: говор - говорить, сказ – сказать, глагол – ... Говорить, сказать, глаголить – назовите эти слова одним словом (синонимы). Что заставляет вас так думать? Думаем… Пожалуйста, ваши ответы. (эти слова близки по значению)

Так что же означает слово глагол? Откуда же взялось такое странное слово.

Выступление заранее подготовленного обучающегося:

Слово глагол  в старославянском языке означает слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть. Итак, глагол – это значит, слово, речь, глаголить – это значит, говорить.

Спасибо. Продолжим.

- Что делать, что сделать учащимся школ?

На эти вопросы ответит глагол.        

Сегодня на уроке вы научитесь из текста распознавать и выделять часть речи – глагол среди других частей речи по вопросу, роли, значении. Таким образом не только вспомните, что такое глагол, как он изменяется и чем является в предложении, но и выясните, что знаете об этой части речи.

Перед вами текст, прочитайте его, ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы. Ответы запишите на стикерах (1 мин.)

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что сделает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … !

Встаньте, пожалуйста, имена существительные. Как отличить глаголы от других частей речи? (поставить вопрос). Какие вопросы? (что делать? что сделать?)

Можно ли глагол назвать самостоятельной частью речи? Почему? Приведите примеры из текста. (ответы учащихся).

Что обозначают данные слова? (действие предмета)

Предлагаю показать действия, которые я скажу. Встаньте, пожалуйста. (Дети показывают бежать, ходить, думать, ждать)

– Где невозможно показать действие? (Думать, ждать).

– В таких случаях глаголы обозначают состояние предметов.

Придумайте 2-3 слова, обозначающих состояние предметов. Думаем…

Отвечают местоимения (хотеть, планировать, чувствовать)

Встаньте, пожалуйста, глаголы. Какой вывод можно сделать: (Итак, глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

Перед вами картина (леарнинг.апс.ру).

Что вы видите? (…….) Думаем… Встаньте, пожалуйста, имена прилагательные.

Посмотрев на картинку, сможете ли вы определить действия? (да). В таком случае действуйте. Ребята, помогите, пожалуйста, «оживить» картину. Вставьте подходящие по смыслу глаголы к данным словам (совместная работа).

V. Физминутка. Сейчас нам тоже предстоит выполнить некоторые действия. Обратите внимание на слова, относящиеся к глаголам. «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде»… Какие глаголы встретились в этой песне? (есть)

Ребята, вернемся к нашей «живой» картине?

Что говорится о листьях? (что они лежат). Открою вам секрет: это слово лишнее в отличие от других – защищает, стоит, грустит и т.д.? Как вы думаете, что заставляет меня так думать? (это слово стоит во множественном числе, а остальные - в единственном). Докажите (лежат – лежит). Как это связано с тем, что мы уже проходили? (единственное и множественное числа есть  и у имени существительного, и у имени прилагательного, и у местоимения)

К какому выводу мы можем прийти? (Глаголы изменяются по числам)

- Когда происходят описываемые на этой картине действия? Задайте вопросы и ответьте на них. Думаем…

Итак, действия, которые  уже свершились - давно, вчера…..(листва (что сделала?) опала, шапка намокла, кулаки сжал)- это прошедшее время

- действия, которые происходят сейчас, сегодня…(зонт (что делает?) защищает, скамья стоит, лицо грустит) – это настоящее время

- действия, которые ещё не произошли, будут завтра… (что сделает? что будет делать? Такие слова отсутствуют. Это будущее время

Вывод: глаголы изменяются по временам

Прошедшее время –

То, что прошло:

«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».

Настоящее время

Приходит теперь:

«Мы пишем сегодня»,

«Бегает зверь».

Будущее время

Ещё не пришло:

«После уроков

Пойдём мы домой».

- Ребята, вернемся к началу урока.

Фраза: Сегодня на уроке мы будем

                      думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать. Назовите глаголы. В каком времени они употреблены? (в будущем времени)

Преобразуйте их 1–ая группа в глаголы прошедшего времени, 2-ая группа – настоящего времени. Думаем 10 сек.

Таймд – раунд – робин.  Начинают отвечать местоимения, далее по часовой стрелке.

(Думали, рассуждали, слушали, доказывали, наблюдали)

(Думаем, рассуждаем, слушаем, доказываем, наблюдаем)

…перечисли все слова, которые назвали твои одногруппники.

… а твои?

VI. Самостоятельная работа.

Подбери и запиши к имени существительному 2-3 слова со значением действия.

1 группа – слово лиса

2 группа – слово конь

3 группа – слово любовь

Как эти слова связаны с тем, что вы уже знаете? (Это слова, помогающие правильно определить гласную в безударных окончаниях имен существительных)

Образец записи: Камень (что делает?) лежит, падает, летит.

Посмотрите в глаза друг другу партнеры по лицу и проверьте записи друг друга. Поблагодарите друг друга.

Подчеркните главные члены предложения. Каким членом предложения  являются глаголы? (сказуемым)

Как найти его? (задать вопрос от имени существительного)

Возьмите со стола листочки-раскладушки. Встаньте, пожалуйста. Задвиньте стулья.  Клок баддис. Изобразите 5-ти часовую встречу. Расскажите друг другу о глаголе Куиз – куиз трэйд

Что такое глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Что обозначает глагол?

Как изменяется глагол?

Чем глагол бывает в предложении?

Что делает глагол нашу речь?

VII. Закрепление материала. Ваш билетик на выход

Дифференцированное задание с использованием самостоятельного выбора.

- Сейчас вам предстоит самостоятельная работа с использованием заданий трёх уровней сложности. Уровень сложности вы выберите себе сами.

У каждого учащегося карточка с заданиями и текстом:        

Выбери подходящий тебе уровень и выполни задание.

1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, придумай и добавь 2-3 своих предложения, надпиши над словами знакомые части речи.

2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи.

3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы.

Ярко_____________весеннее солнышко. Снег__________ и ___________. На дороге ____________ большая лужа. В ней уже___________ озорные воробьи. А с пригорка ______ весёлый ручеёк.

Слова для справок: купаются, побежал, светит, темнеет, разлилась, тает.

Если закончишь раньше, попробуй определить у глаголов число и время…

VIII. Итог урока.

- Наш Господин Глагол ещё не ожил полностью, но сегодня мы уже многое вспомнили об этой грамматической категории. И он уже может заявить:

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- Ребята, нам нужны действия? (да)

- Какую роль выполняют действия? («оживляют картину»)

- К какой части речи мы относим все слова-действия? (Глагол)

– Что узнали о глаголе?

– Как вы думаете, все ли мы узнали о глаголе?

– Какую задачу ставим на следующий урок?

- Оцените свою работу на уроке, используя контрольные листы.

IX. Домашнее задание:

1. Выучите определение глагола и его признаки, сделайте фонетический разбор слова «поездка»

2.Упр. 131 (для 1 и 2-ого уровней)

3. Упр. 130 (для 3-его уровня – выписать глаголы)

И смотрите, чтобы не было так, как с героем из стихотворения «Я учу глаголы».

Я пришел из школы,

Я учу глаголы…

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так,

Новый метод этот:

Кричать – кричу

Вертеть – верчу

Двигать – двигаю

Прыгать – прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел!

Открываю – наш сосед…

Он живет под нами

Не причесан, не одет –

В тапках и пижаме.

Он кричит:

-Прошу прощенья!

Это что – землетрясенье?

Или, может быть, слоны

Надо мной поселены?!

-Уважаемый сосед,

Никого в квартире нет.

Я пришёл из школы,

Я учу глаголы…

Ребята, все молодцы! Спасибо за урок.

Ну и напоследок два фокуса от волшебницы

Приложение

Контрольный лист

«+» - выполнил правильно;

«V» - было трудно;

«?» - нужна помощь.

Вид задания

Оценка

  1. Чистописание

  1. Словарная работа

  1. Морфемный разбор

  1. Мэнэдж мэт

  1. Самостоятельная работа

  1. Куиз-куиз-трэйд

Итого:

Ваш билетик на выход…

Выбери подходящий тебе уровень и выполни задание.

1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, придумай и добавь 2-3 своих предложения, надпиши над словами знакомые части речи.

2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи.

3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы.

Ярко_____________весеннее солнышко. Снег__________ и ___________. На дороге ____________ большая лужа. В ней уже___________ озорные воробьи. А с пригорка ______ весёлый ручеёк.

Слова для справок: купаются, побежал, светит, темнеет, разлилась, тает.

Если закончишь раньше, попробуй определить у глаголов число и время…


Врач

Учитель

Волшебник-фокусник

Шофер

Глагол

самостоятельная

часть речи

что делать?

что сделать?

действие или состояние предмета

изменяется

по числам

изменяется

 по временам

является сказуемым

Что такое глагол?

это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

На какие вопросы отвечает глагол?

Что делать? Что сделать?

Что обозначает глагол?

действие или состояние предмета

Как изменяется глагол?

изменяется по числам и временам

Чем глагол бывает в предложении?

сказуемым

Что делает глагол нашу речь?

«оживляет»

Что такое глагол?

это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

На какие вопросы отвечает глагол?

Что делать? Что сделать?

Что обозначает глагол?

действие или состояние предмета

Как изменяется глагол?

изменяется по числам и временам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект урока « Пожар. Что я знаю о пожаре?»

Конспект урока по окруающему миру.2 класс Тип урока: изучение нового материала Тема:  « Пожар. Что я знаю о пожаре?»Цель: знакомство детей  с основными правилами п...