Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Разработка представляет конспект урока русского языка в 4 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по теме "Наречие" (первоначальное представление онаречии как о части речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4_klasse._narechie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме

«НАРЕЧИЕ»

Урок подготовила и провела: Иванова О.В., учитель начальных классов

Задачи урока:

  • познакомить обучающихся с наречием как частью речи;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • способствовать развитию речи обучающихся посредством обогащения, уточнения и активизации словаря и упражнений в моделировании предложений с заданными словами;
  • повторить изученные части речи;
  • развивать умение наблюдать и анализировать элементы языка.

Оборудование:

  • подвижные карточки — словарные слова с пропущенными буквами

н.пр.во

медл.н..

р.шать

р.совать

.ктивный

вс.гда

вежл.вый

гр.жд.нин

д.журить

.нт.ресный

б.седа

в.зде

.гр.ном

  • подвижные карточки — словарные слова

направо

медленно

решать

рисовать

активный

всегда

вежливый

гражданин

дежурить

интересный

беседа

везде

агроном

  • классная доска
  • раздаточные листы с заданиями

1. Наречие — часть речи, поясняет чаще всего глаголы и имена прилагательные, отвечает на вопросы: Куда? Откуда? Как? Когда? Где?

2. Прочитайте наречия:

Вверх, вниз, сверху, снизу, вдруг, сначала, впереди, сзади, здесь, направо, вправо, влево, налево, издалека, наспех, наутро, быстро, легко.

Разделите наречия в соответствии с вопросами, на которые они отвечают, запишем их группами.

3. Прочитайте, закончив предложение одним из предложенных наречий:

Ребята, давайте жить ______________ !

А . скромно

Б. дружно

В. весело

Г. экономно

А мы, кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и ____________ .

А. нежно

Б. грустно

В. интересно

Г. протяжно

Три девицы под окном пряли ___________ вечерком.

А. рано

Б. поздно

В. вместе

Г. дружно

На чужом хребте работать ___________ .

А. легко

Б. просто

В. трудно

Г. быстро

Спишите предложения, над наречием укажите вопрос, на который оно отвечает.

4. Подберите наречия-антонимы к следующим словам:

быстро -

иногда -

ясно -

робко -

спокойно -

Запишите слова парами, над парой укажите вопрос, на которые наречия отвечают.

Запишите предложение с любым из записанных наречий.

5. Подберите наречия-синонимы к данным наречиям:

близко -

искусно -

азартно -

ласково -

деликатно -

кратко -

Слова для справок: рядом, лаконично, умело, аккуратно, увлечённо, нежно.

Запишите слова парами. На парой надпиши вопрос, на которые наречие отвечает.

Запиши предложение с одним из записанных наречий.

6. Спиши текст. Над наречиями надпиши вопросы.

     Крупная полярная сова ярос..о нападает на песца, ловко увёртывается от зубов хи.ника. Песец давно чует впереди беспомо.ных совят и стремится туда. Сова решает обмануть врага и взмывает вверх. Песец бросается вперёд, но вдруг сам взлетает в воздух. Это сова сверху схватила его за спину и отрвала от земли.

Ход урока:

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

- Сегодня на уроке исследуем некоторую группу слов и постараемся определить её место в нашем языке.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На доске карточки — словарные слова с пропущенными буквами.

- Прочитаем слова.

- Что можете сказать о данной группе слов? (Слова с непроверяемыми написаниями, словарные слова)

- Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы; если сомневаетесь, оставьте в слове пробел...

- Проверьте свою работу, сверяя каждое слово. Исправления выполните зелёным цветом, повторите написание исправленных слов дома.

Учитель показывает поочерёдно показывает карточки со словарными словами, помогает некоторым ребятам организовать самопроверку: «Прочитай слово на карточке орфографически, по слогам. Произнеси его орфографически ещё раз, сверяя запись в тетради.»

  • Разбейте слова на группы по какому-нибудь признаку. (Дети предлагают различные варианты, учитель акцентирует внимание на одном: имена существительные, глаголы, имена прилагательные и другие слова).
  • Дайте характеристику каждой группе.

  1. РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

а). - Почему слова четвёртой группы нельзя отнести к существительным? Прилагательным? Глаголам?

- Это наречия.

- Выясним, что же это за группа слов, по каким признакам их можно объединить в одну группу... Запишем словосочетания, используя записанные наречия:

Ездить (куда?) … , (как?) … , (где?) … .

Вежливый (когда?) … , (где?) … .

- От слов каких частей речи зависят наречия? (глаголы, имена прилагательные)

- На какие вопросы отвечают наречия? (Куда? Как? Где? Когда?)

- Что уже знаем о наречиях? (часть речи, зависят от глаголов и имён прилагательных, отвечает на вопросы Куда? Как? Где? Когда?)

- Прочитаем определения на раздаточных листах.

         б). - Прочитаем наречия:

              Вверх, вниз, сверху, снизу, вдруг, сначала, впереди, сзади, здесь, направо,

              вправо, влево, налево, издалека, наспех, наутро, быстро, легко.

           - Разделим наречия на группы в соответствии с вопросами, на которые они

             отвечают, запишем их группами.

        в). - Прочитайте, закончив предложение одним из предложенных наречий:

Ребята, давайте жить ______________ !

А . скромно

Б. дружно

В. весело

Г. экономно

А мы, кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и ____________ .

А. нежно

Б. грустно

В. интересно

Г. протяжно

Три девицы под окном пряли ___________ вечерком.

А. рано

Б. поздно

В. вместе

Г. дружно

На чужом хребте работать ___________ .

А. легко

Б. просто

В. трудно

Г. быстро

  • Спишите предложения, над наречиями укажите вопрос, на который оно отвечает.
  • Проверим задание: назовите вопрос и наречие.

     г). - Подберём наречия-антонимы к следующим словам:

        быстро — (медленно)

        иногда — (всегда)

        ясно — (пасмурно)

        робко — (смело)

        спокойно — (беспокойно, шумно)

  • Запишите слова парами, укажите над парой вопрос, на который наречия отвечают.
  • Проверим задание: назовите вопрос и пару слов.
  • Составим предложения с любыми из записанных наречий.
  • Запишите одно из предложений.

    д). - Подберём наречия-синонимы к данным наречиям:

        близко -

        искусно -

        азартно -

        ласково -

        деликатно -

        кратко -

  • Запишите наречия парами. Над парой надпишите вопрос, на который наречия отвечают.
  • Проверим задание: назовите вопрос и пару слов.
  • Составим предложения с любыми из записанных наречий.
  • Запишите одно из предложений.

  1. ИТОГ УРОКА..

- С какой новой группой слов вы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о наречиях?

- Приведите примеры наречий.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Спишите текст. Над наречиями надпишите вопросы.

       Крупная полярная сова ярос..о нападает на песца, ловко увёртывается от зубов хи.ника. Песец давно чует впереди беспомо.ных совят и стремится туда. Сова решает обмануть врага и взмывает вверх. Песец бросается вперёд, но вдруг сам взлетает в воздух. Это сова сверху схватила его за спину и отрвала от земли.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...