Урок по русскому языку в 1 классе. Письменная речь . Правила правописания имен собственных.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Материал может быть использован на уроках русского языка в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_1.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

      Урок в 1-м классе

Шаховой Татьяны Вячеславовны, учителя начальных классов

Место работы МАОУ СОШ №71 г.  Краснодар

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Письменная речь . Правила правописания имен собственных.

Класс: 1 класс

Предмет: Русский язык.

Учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.

Русский язык: 1 класс / под редакцией Л.Е.Журовой и С.В.Иванова. М.: Вентана – Граф, 2011.

Рабочая тетрадь №2 «Русский язык» С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова,  М.: Вентана – Граф, 2011.

Тема урока: Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопрос «какая?», «какие?»  . Правила правописания имен собственных .

Педагогические задачи: помочь учащимся овладеть действиями, необходимыми для восстановления деформированного текста повествовательного характера; научить задавать вопросы к словам, называющим признаки, применять правила написания прописной (заглавной) буквы в именах собственных, письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать слово и предложение, решать учебные и практические задачи – писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных, безошибочно писать тексты; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – применение практических навыков написания прописной буквы в именах собственных; логические – осуществление сопоставительного анализа текстов объявлений, выявление неточностей в приведенных предложениях.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить коррективы в действия.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; соблюдать орфоэпические нормы речи и законченную интонацию предложения .

Личностные: владеют элементарными приемами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы.

Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, учится наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Средства обучения: фонограмма песни «Пропала собака» (муз.В Шаинского) документкамера,  слайд стихотворения А. Барто

Формы организации учебной деятельности:   групповая, фронтальная

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийная доска

Наглядные пособия: презентация, разноцветные карточки-помощницы,   информационная копилка, карточки с цитатами.

Ключевые слова:

Рабочие материалы для обучающихся:

 - учебник

- карточка - информатор.

-карточки с произведением.

п/п

        Ход урока

     Формирование        УУД

коммуника

тивные

познаватель

ные

регулятивные

личностные

Название этапа урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя и учащихся

I

Мотивация к  учебной деятельности

Привлечь внимание к подобным жизненным ситуациям в нашей письменной речи.

Вызвать интерес к языку и готовность к учебной деятельности

Звучит песня « Пропала собака». Учитель читает текст упражнения 1 стр.94 учебника.

«Однажды Петя на улице нашел собаку. Она была еще маленькая и не умела бегать. Она ему очень понравилась, Петя принес ее домой. А на другой день он прочитал объявление: « Я потеряла маленькую черную собаку. Если найдете ее, позвоните по телефону 189-20-31»

           (По М. Коршунову)

- Как вы думаете, что было потом?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике  и прочитайте комментарий

- Почему произошла такая ситуация?

 - О чем не написала девочка в своем объявлении?

Участие в обсуждении проблемного вопроса.

Внесение корректив в действия.

 Использование жизненного опыта в разрешении проблемной ситуации.

II

Введение  темы урока. Фиксация затруднения в пробном учебном действии. Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка учебной задачи. Помочь в выборе языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.

Создать условия для осознания темы урока.

1) - Попробуйте определить тему нашего урока. Чему надо сегодня научиться?

2) - Прочитайте объявление(упр.2)

У нашей замечательной и очень умной кошки родились четыре чудесных котенка. Мы хотим подарить их добрым и заботливым людям. Звоните нам или приходите.

- О чем забыли составители?

- Как бы вы дополнили текст данного объявления?

- Что нужно обязательно указывать в объявлении, чтобы тебя верно поняли?

Формулирование и аргументирование собственного мнения.

. Усвоение понятияобъявление,осмысление структуры объявления; приобретение умения составлять тексты объявлений

. Учитывать  выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность

Сопоставлять и анализировать тексты объявлений, выявлять неточности  в приведенных объявлениях

III

Реализация проекта.

Организовать фиксацию преодоления затруднения

  1. Подготовка руки к письму

(пальчиковая гимнастика)

  1. - Вспомните, о чем забыла девочка написать

  в объявлении из упр.1?

- Используя текст упр.2, выполни упр.3 (выпиши слова, описывающие кошку, котят, людей)

.

Используют речевые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Извлечение нужной информации из текстов .

 Здоровьесберегающие.  Владеют приемами анализа, выборочного письма.

IV

Физминутка

Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Психоэмоциональная разрядка.

 « Медвежата»

Медвежата в чаще жили, головой они кружили. Вот так, вот так, головой они кружили.

Медвежата мед искали, выше лапы поднимали. Вот так, вот так выше лапы поднимали.

Медвежата выходили и из речки воду пили. Вот так, вот так из речки воду пили.

Выполняют произвольные

движения

Сбережение здоровья.

V

Включение в систему знаний и повторение

Помочь учащимся овладеть действиями, необходимыми для восстановления деформированного текста. Учить применять правила написания прописной буквы в именах собственных.

1).Чистописание. Тетрадь №2 стр.7

- Дорисуй собачку.

- Напиши букву о на первой строке нижним способом соединения.

- Напиши сочетание со за одно движение.

2). Гимнастика для рук и глаз.

3).В сочетании ро за первое движение напиши наклонную линию, а за второе элемент буквы эр вместе с о

4). Работа в печатной тетради.

Проблема. Упр 4

 Где какое слово пропущено?

- Прочитайте первую пару слов .

- Чем различаются слова Скворцов и скворцов? (Повторение орфографического правила)

- Впиши слова в предложения. (Самостоятельная работа)

Проверка работы (меняются тетрадями и проверяют работу соседа)

5). Упр.6 тетрадь.  Восстановление деформированного текста.

Текст упражнения выведен на доску. (Документкамера)

Что медведь на зиму запасает землянику, малину, орехи хороши запасы где же он их хранит все лето медведь жирок нагуливает, а зимой его тратит ай да мишка

- Прочитай текст. Какие трудности испытали при чтении? ( Нет границ предложений, трудно понять смысл текста)

- Прочитайте начало и определите, где выражена законченная мысль?

- Какова цель высказывания этого предложения? С какой интонацией мы должны прочитать? Прочитайте.

- Какой знак поставим, чтобы все могли правильно прочитать и понять смысл этого предложения? (?)  появляется в тексте на доске  и в тетрадях.( Документкамера)

- Как напишем начало второго предложения? ( зачеркните строчную букву и сверху напишите заглавную, и на доске меняем букву)

( Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.)

- Прочитай измененный текст, соблюдая интонацию, которую подсказывает знак в конце каждого предложения.

- Как понимаете выражение «жирок нагуливает»?

- Спиши текст самостоятельно  упр.7. (тетрадь)(текст на доске убирается)

- Повторите алгоритм списывания.

(Самостоятельная работа)

( Текст появляется на доске,    проверяют работу )

Умение выражать свои мысли, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Умение сотрудничать

Соблюдать орфоэпические нормы речи и законченную интонацию предложения.

Умение сотрудничать

Применение практических навыков написания прописной буквы в начале предложения и в именах собственных.

Самоопределение и самоконтроль

Мотивация к решению учебной проблемы

Осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге

Сопоставлять выполненную работу с образцом.

Вносить

необходимые коррективы в действия

Здоровьесберегающие

Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач

Используют жизненный опыт, развивают кругозор

VI

Итог урока и рефлексия.

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организовать фиксацию затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности.

(стих. А.Барто)

« Висит объявленье у наших ворот:

Собака нужна - сторожить огород»

- Согласны ли вы с автором объявления?

- Когда бывает трудно понять текст объявления?

- Кто виноват в этом? (Создатель текста)

- Что ему посоветуем?

- Продолжи мои предложения:

« Я научился сегодня…»

«Самым интересным …»

« Мне трудно …»

Обосновывают и оценивают собственную деятельность, отделяют знания от незнания, прогнозируют будущую деятельность.

Владеют элементарными приемами самооценки результатов деятельности, выражают желание осваивать новые действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку по письму и развитию речи по теме "Правописание имен собственных" 4 класс

Данную методическую разработку и презентацию можно использовать на уроке письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида при прохождении раздела программы "Слово" . На сл...

1 класс Русский язык Тема: Имя собственное. Правописание имен собственных

Предметная область: Русский языкКласс: 1Тема: Имя собственное. Правописание имен собственных Тип урока: ОНЗ...

Конспект и презентация к уроку «Имя собственное. Правописание имен собственных"», русский язык, 1 класс, «Перспектива»

Конспект и презентация урока «Имя собственное. Правописание имен собственных», русский язык, 1 класс, «Перспектива». Цель: научить видеть имена собственные и писать их с большой буквы.Планируемые...

Русский язык 1 класс Тема: Применение правил правописания: заглавная буква в начале предложения, в именах собственных.

Цель: Уточнить и обобщить знания о написании слов с большой (заглавной) буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказки....

План- конспект урока "Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имен собственных", 1 класс

План- конспект урока "Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имен собственных", 1 класс...

Урок русского языка в 1 классе"Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имён собственных".

Открытый урок по программе "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с требованиями ФГОС,  был проведён в рамках школьного методического объединения....