Открытый урок по русскому языку: "Однокоренные слова. Обобщение знаний".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Падалко Елена Ивановна

Урок с применением современных технологий с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnokorennye_slova.docx22.89 КБ
Файл lena_urok.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Однокоренные слова. Обобщение знаний».

Цели урока: научить детей находить в родственных словах общую часть (корень слова); на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове - это его значение.

Прогнозируемые результаты: 

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

- признаки родственных слов;

уметь:

- выбирать из предложенных слов родственные слова;

- использовать различные методы (наблюдение, сравнение),

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- использовать знаково - символичные средства представления информации;

- работать в парах слушать собеседника и вести диалог.

Тип урока: закрепление знаний.

Технологии: технология проблемного обучения, работа в парах, ИКТ, игровая технология. 

Основные понятия: однокоренные слова, корень слова. 

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство. 

Тип урока: Закрепление и обобщение знаний.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация, рисунок берёзки, таблички со  словами, учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс, тетрадь по чистописанию.

Ход урока.

1.Орг. момент.

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями, а себя проверьте сами, всё  на месте, всё в порядке, если да, то смело в путь, знанья новые нас ждут, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Минутка чистописания. Актуализация знаний.

- Откройте тетради по чистописанию найдите урок 6.

- Какую букву будем прописывать? (букву б)

- Но для начала подготовим наши пальчики к письму.

1. Пальчиковая гимнастика. (Карандаш-горка)

2.Работа в тетрадях по чистописанию.

б   бе   бр

берё…ка

берёзовый

березняк

- Вспомним части речи, слова берёзка- это….(имя существительное), берёзовый- прилагательное, березняк – имя существительное.

3.Работа по теме урока.

- Как можно назвать все эти слова? (Однокоренные)

- Почему? (В этих словах общая часть слова - корень)

- Самое главное у всех этих слов одно значение.

- Сделайте свои предположения, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Что будем повторять? (Повторять однокоренные слова),

- Правильно, молодцы, мы сегодня на уроке будем  говорить про однокоренные слова.

- Давайте ещё раз прочитаем слова, которые написали. (Читают)

- Выделим в этих словах корень.

- А кто мне напомнит, что является символом России? Какое дерево? (Берёза)

- Да, Россию, многие поэты сравнивают с берёзой.

- Что такое Родина? (Там, где родились, где живут наши родственники, т.е. откуда пошёл наш род)

- Эти все слова - Родина, родственники, родные -  какими являются? (Однокоренными, иногда их называют родственными)

- Потому что у них у всех один и тот же корень.

- Закрепим свои знания, прочитав правило в учебнике на странице 61.

- Молодцы, прежде чем перейти к выполнению задания, подготовим наши глазки.

4.Физкультминутка для глаз.

 5. Закрепление.

-  Ребята, давайте немного поиграем, соберите слова по семьям. Ведь семья – это наш род, т. е. корень откуда мы растём.

(На доске слова, три человека собирают слова по группам)

- Играть будем по рядам, с каждого ряда нужен 1 человек, который выбирает свой корень и подберёт к нему  однокоренные слова.

- А вы ребята, болельщики, но не как на уроке физкультуры, а поддерживаете своих товарищей молча.

-Кто быстрее и правильнее справится, те слова мы и запишем в тетрадь.

-сад-, -сол-, -звон-

- Молодцы, вы очень хорошо, справились со своей работой.

- Запишем слова из одной  группы. Выделим корень.

Сад, садовник, садовый.

 6. Работа по учебнику.

- Вернёмся к работе с учебником, найдите упр. 108, на странице 61.

- Прочитайте, что необходимо сделать. Дети, найдите однокоренные слова. (Грибы, грибной).

- Запишите в рабочей тетради.

Упражнение 108.

Грибы, грибной.

- Подберите однокоренные слова с этим же корнем.(Грибочек, грибок, грибник).

Записывают в тетрадь, выделяют корень, один человек работает у доски.

- Разберём слово грибник по составу, что для этого нужно сделать.

Вспомнить алгоритм.

1.подобрать несколько однокоренных слов, выделить общую часть (корень).  

2.выделить окончание.

3.выделить основу слова.

4. выделить приставку, если есть, потом суффикс, в нашем слове –ник - .

- Почему эти слова однокоренные? Какие части слова образовали новые слова?

- А теперь составьте предложение со словом грибник. А что такое предложение?

В лесу грибник собирает грибы.

- Найдите грамматическую основу предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

7. Физкультминутка.

 - Поработали на славу, отдохнём немного мы.

-Мы сегодня говорим об однокоренных и родственных словах, а, как известно в семье все родственники живут весело и дружно, давайте и мы отдохнём весело и дружно.

8.Работа по парам.

- А теперь ребята, поработаем в парах. Найдите упражнение 111 на странице 62. Прочитайте, что необходимо сделать.

Опрос 4 пары.

- Назовите слова, которые не являются однокоренными в каждой группе.

- Выпишите слова, которые не являются однокоренными.

Устно. Подберите к этим лишним словам однокоренные.

Гусеница – гусеничный, водитель – водительский, быстрый – быстренько, ножка – ноженька.

- Молодцы, как же можно назвать слова, записанные в первом столбике: гусь, гусёнок, гусята – это всё одна семья. Кого не хватает? Кем они приходятся друг другу. Как относятся люди в семье? (Относятся хорошо, любят друг друга, берегут, дружат). Проверка по эталону.

-Давайте составим предложение со словосочетанием гусиная семья.

По лугу шагала гусиная семья. или  По лугу гуляла дружная семья гусей.

- Скажите, а можно ли наш класс, назвать одной семьёй? Мы дружные?

- Дружба нам помогает не только хорошо учиться, но и весело трудиться.

9. Домашнее задание.

- Пришла пора записать домашнее задание. Послушайте, что необходимо сделать.

10. Итог урока. Рефлексия.

- Молодцы, вы потрудились на славу, работали как одна семья.

- Какие слова называются однокоренными? (Это те слова, которые образовались от одного и того же слова)

- Какие трудности у вас возникли на уроке? Или их не было?

- Вспомните, о чём мы с вами говорили в самом начале урока? (о Родине, о берёзе)

- В память о нашем уроке, о вашей отличной работе, я хочу вам подарить берёзку, которую вы раскрасите на  внеурочном занятие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родина, родились, родня, родственники - род

Слайд 2

ЗВОН ЗВОНИТЬ ЗВОНКИЙ САД САДОВНИК САДОВЫЙ СОЛЬ СОЛЕНЫЙ СОЛИТЬ

Слайд 3

ГРИБНИК ГРИБНАЯ ГРИБ ГРИБОК

Слайд 4

ГРИБНИК ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО 2. ВЫДЕЛИТЬ КОРЕНЬ 3. ОПРЕДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЕ 4. УКАЗАТЬ ОСНОВУ 5. ВЫДЕЛИТЬ СУФФИКС ГРИБНИК

Слайд 5

ГУСЬ ГУСЁНОК ГУСЯТА СЕМЬЯ

Слайд 6

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … мне захотелось… За что могу похвалить себя?

Слайд 7

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!

Слайд 8

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Слайд 9

Мы возьмем ведерки , да и в путь дорожку. Дружба нам поможет , выкопать картошку. Картошка, картошечка урожай богатый Вкусную картошку любят все ребята! К А РТОФ Е ЛЬ К А РТОШКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...

открытый урок по русскому языку на тему: Обобщение о составе слова

Данный урок помогает конкретизировать способ действия разбора слова по составу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия, выявляя моменты непонимания у отдельных учеников с ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний по теме «Слово и его значение»" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: систематизировать полученные детьми знания по лексике; проверить степень усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение»...

Открытый урок по русскому языку на тему: " Обобщение знаний об имени прилагательном".

Урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном. Задачи урока:   приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изученной  теме.Применяемая...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"....