Открытый урок по русскому языку на тему: " Обобщение знаний об имени прилагательном".
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Апрышкина Ирина Николаевна

Урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном. Задачи урока:   приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изученной  теме.

Применяемая технология: «Развитие критического  мышления ,   ИКТ.

Формы работы на уроке: индивидуальная; групповая, парная.

Методы и методические приемы: 1) общедидактические: частично-поисковый 2)  целеполагание,    метод , “мозговой штурм”; составление фишбоу, рефлексия, синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_oboshchenie_znaniy_ob_im.pril_.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тема урока: « Имена  прилагательные».

Тип урока:    урок обобщение и систематизация знаний

Цели: обобщение знаний  учащихся о прилагательном; развитие   сообразительности, логического мышления; обогащение  словарного  запаса; воспитание  чувства взаимовыручки.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения различать части речи

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;  развитие этических чувств, доброжелательности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;                                                                                                                                          - уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом. формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;                                                                                                                                          Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;                                                                                             - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;                                                                                                                                                      - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;  формирование умения взаимодействовать в группах и парах.

  енной  ,   , парная.    фишбоу, синквейн..

                                                         Ход урока

Стадия  вызова.

Вводная  часть урока:

I. Орг. момент

Учитель:   Ребята, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. У нас на уроке  гости. Давайте поприветствуем гостей! Все готовы к совместной творческой работе?

-Откройте тетрадки, положите правильно, сядьте красиво. Запишите дату, классная работа.

II .Целеполагание

Игра « Что задумано?»

У каждой группы по карточке  со словами

(осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая),

(круглое, гладкое, красное, сочное, спелое),

(высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная),

(блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий),

( чистое, высокое,  голубое,  безоблачное),

( пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый),

Одному ученику из любой группы предлагается угадать, какой предмет задуман. Дети группы называют признаки , но самые характерные признаки, помогающие легко угадать задуманный предмет, называют в последнюю очередь. ( от каждой группы по ученику)

- Какие слова помогли вам быстро узнать, о каком предмете идёт речь? как называются эти слова одним словом.

Значит вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?

Сегодня мы поговорим о  прилагательном.

-Так какая тема урока? ( дети сами делают вывод)( слайд 2)

- Правильно - имя прилагательное.Так какая наша проблема на уроке?

_ вспомнить, обобщить, повторить, все , что мы знаем о прилагательном.

Для этого вам надо  настроиться и вспомнить все, что вы уже изучили.

Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске: « Вызываю вас на мысль»

_ на какие вопросы вы можете ответить , что известно об имени прилагательном?

- что такое прилагательное?

- на какие вопросы отвечает?

-что обозначает?( а какие признаки может обозначать?)

-в каком числе употребляются? ( с какой частью речи связано?)

-Вывод: какую роль играет в речи?

III. Актуализация опорных знаний. 

Стадия вызова.( слайд 3)

1.Мозговой штурм.

( На слайде) Прочитайте слова. Каким образом можно узнать среди  этих слов  имена прилагательные?

Выплыло, весеннее, небо, на, солнышко, солнечные, осветили, поляну лучи, лесную, около, маленькая, появилась, пня, проталинка.( ответы детей)( Запишите их в тетрадь)

Сделайте вывод:для того, чтобы найти прилагательное, надо задать вопросы ( какой, какая, какое, какие)

IV . Стадия осмысления ( 4 слайд) Схема Фишбоун( записываем в голове рыбы тему урока- « Прилагательное». У каждого ребенка есть такая схема на слайде)

Составление Фишбоуна

2.Схема Фишбоун( рыбий скелет)

-Ребята, мы с вами  попробуем систематизировать ваши знания  постараемся  составить  и заполнить следующую схему  .Схема наша очень похожа на скелет рыбы.

В голове рыбы запишем  проблему  нашего урока .Верхние кости- основные понятия темы, а нижние кости  суть  понятий.

а)записываем тему.

Б) Работаем над основными понятиями темы, и раскрываем ее суть( верхние и нижние кости)

V.Физминутка

Игра на внимание:  «Не ошибись».

Учитель поочередно называет  слова: существительные, прилагательные, глаголы

( гараж, машина, ехать, ловкий…).Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:

  • существительное – прыжок вверх;
  • прилагательное – руки в стороны;
  • глагол – приседание.

Слова называются всё быстрее и в разном порядке.

VI. Работа по проблеме урока.Работа со схемой  ( слайд 6)

а).Итак, что такое прилагат- это часть речи( основное понятие, нижние кости суть понятий это вопросы , на которые оно отвечает.

Задание( слайд)  ( Фронтальный опрос    собственные примеры, запишите три прилагательных)

б).Что обозначает , какие признаки называет?( вторая кость)Заполняем на слайде и в личном листке)

На слайде предметы .Назовите признаки этих предметов : величину,цвет,форму,вкус ит.д.) Слайд 5 Можно вынести на доску

Например, вкусное яблоко, прилежный ученик, кислый лимон) Запишем несколько.

в).Работа в парах.( Прил. мн и ед.ч.,связь прилагательного с существительным)

К каждому прилагательному подобрать подходящее существительное: А) яблочное, картофельное  _______________________              

Б)  чайная, столовая  _____________________________          

В)  спелые, румяные _______________________________          

_ Проверяем . Ребята, а есть ли здесь прилагательные, которые стоят в форме мнч, ед.ч. Докажите. А от чего это зависит?

Связь прилаг с существительным)А еще как связано прилаг с сущ?( в каком числе сущ, в таком и прилаг)

VII.Физминутка для глаз.

VIII. Работа в группах.

 Прочитайте 2 текста. Сравните их.

        Текст 1.

     

    Текст 2.

 - Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

 - Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
 -Вывод ( запись на хвосте) На какой из своих вопросов вы получили ответ?  

На доску помещается карточка:

Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагаю вопросы поочереди)

Толстые  ?

Тонкие  ?

С какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)?

Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?

Предположите, что будет, если … ( из речи исчезнут все прилагательные)?

Зачем…( прилагательные нужны в речи) ?

Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?

Вывод: Какую роль играют прилагательные в нашей речи( записываем на хвосте).

Итак наша схема  Рыбий скелет готова! Теперь вы можете дома повторить все, что вы знаете о прилагательном.

IX. Рефлексия:  

1.Урок подходит уж к концу

И  требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?..

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

Ребята, если на уроке вам было все понятно, нарисуйте на полях -

                         Если немного трудно -

                         Если надо еще поработать над темой -

Дорогие ребята и уважаемые гости, я желаю вам: «Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным! И вокруг вас и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова – прилагательные.

Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Гостям за внимание.              

2. Возможный вариант синквейна.        

      Имя прилагательное

         яркие    разнообразные

украшают   описывают   уточняют

    Без них речь  наша пуста!

                Богатство

X.Итог урока

XI. Домашнее задание.

                                                                

Fishbone” – «рыбья кость».На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет.   В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.

Данный метод  хорошо использовать на обобщающих уроках, когда надо собрать полученную информацию воедино.

Работа в группах

???

1.(осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая),

2.(круглое, гладкое, красное, сочное, спелое),

Работа в группах

???

1.(высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная),

2.(блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий),

Работа в группах

???

1.( чистое, высокое,  голубое,  безоблачное),

2.( пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый),


 «Вызываю     вас  на              мысль»!


1.Что такое прилагательное?

2. На какие вопросы отвечает?

3.Что обозначает?(  какие признаки может обозначать?)

4.В каком числе употребляются? ( с какой частью речи связано?)


5.Каую роль играет в речи?



Работа в парах.

К каждому прилагательному подобрать подходящее существительное: 

А) яблочное, картофельное  _______________________              

Б)  чайная, столовая  _____________________________          

В)  спелые, румяные _______________________________          

Работа в парах.

К каждому прилагательному подобрать подходящее существительное: 

А) яблочное, картофельное  _______________________              

Б)  чайная, столовая  _____________________________          

В)  спелые, румяные _______________________________          

Работа в парах.

К каждому прилагательному подобрать подходящее существительное: 

А) яблочное, картофельное  _______________________              

Б)  чайная, столовая  _____________________________          

В)  спелые, румяные _______________________________          

Работа в парах.    К каждому прилагательному подобрать подходящее существительное: 

А) яблочное, картофельное  _______________________              

Б)  чайная, столовая  _____________________________          

В)  спелые, румяные _______________________________          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)

Цели урока:обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; соверш...

Урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний о глаголе". 4 класс

Урок по русскому языку проходит в форме заседания редакционного совета газеты....

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...

Открытый урок по русскому языку: "Однокоренные слова. Обобщение знаний".

Урок с применением современных технологий с использованием ИКТ....

урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний по теме "Имя существительное""

урок обобщения и систематизации знаний об имени существительном...

Конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний по теме «Слово и его значение»" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: систематизировать полученные детьми знания по лексике; проверить степень усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение»...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"....