Разработка урока буква у 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou_urok_bukva_uoffice_word_2.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Обучение грамоте

Тема: Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание заглавной и строчной буквы У.

Цели:

  • формировать умение выделять звук в слове;
  • формировать умение находить слова с заданным звуком;
  • формировать умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
  • формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов.

Ход урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний. 

- Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению. Успехов вам!


 1. Фонетическая разминка.

Ребята назовите с  какими звуками и буквами мы знакомы?

На какие две группы делятся звуки?

Дайте общую характеристику гласным звукам?

Согласным звукам?

Откройте букварь стр 56


– Я назову слова, а вы найдите для первого звука схему-кружок
озеро, норка, гиря, ирис, астры ( 1 ый звук и последний)

Показываем кружочек и закрываем схему человечка в букваре
– Почему один звуковичок остался?
– А как вы думаете, что будет нового на уроке?
(новый гласный звук и новая буква)

Кто догадался, какая тема урока? (Гласный звук [у], буква У, у.)
– Готовы в путь за новыми знаниями?

Какой звук есть в каждом слове?

Утро,Гусь,Ухо,Куры (У) А всегда ли используется в начале слова ?

К нам в класс поселились карточки подсказки посмотрите как пишется буква У. А в какой домик поселим звуковичка?

Познавательные УУД:
1) 
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.


– Откройте тетради для печатания
. Перерисуйте человечков звуковичков в тетради сколько их ? почему они держатся за  руки?

 Какие будут башмачки? И не забудем что на один башмачок падает ударение.

 Какой новый человечек?

 – Дайте характеристику звука [у]. (Это гласный звук: воздух не встречает во рту преграды, произносится с голосом; может образовывать слог.)

Угадайте загадку


Кря-кря-кря!Сюда,сюда!
Раздаётся из пруда.
Так зовёт своих малюток
Кряква. По-другому….(утка)

 Составьте звуковую схему слова.

 Утка
2. Игра «Моя Вообразилия».

– На что похожа буква 
У(На вешалку, сучок...)
У
 – сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву 
У.
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.

– Когда нам понадобится заглавная У?

- Когда маленькая?

Физминутка. Если встретим по пути звук у то присядем

 Ребята мы отправляемся в лес и встречаем на пути

Льва, медведя, утку, лису, ежа, лося. Спасибо!!!

Коммуникативные УУД:
1) 
формируем умение слушать и понимать других;
2)
 формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)
 формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре и Группе.

Регулятивные УУД:
1)
 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:
1
) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Работа в прописи (с. 26) 3 2
1) Сравнение письменных строчной и заглавной букв У, у на табло,
2) Анализ строчной буквы 
у.
– Посмотрите на строчную букву, из каких элементов состоит? (Из палочки-крючка и линии с петлёй.)

– У какой буквы, уже вам известной, первый элемент тот же, что и первый элемент буквы У(У буквы И.)
– Расскажите, как вы будете писать линию с петлёй.

3) Показ написания на доске, пишем в воздухе
пишем элементы на первой строчке, на второй строчке

-Для чего на строчке с буквой у стоят палочки?

Каким цветом мы будем писать?
V. Итог
– Назовите все гласные буквы, которые мы изучили.

Выполнили план работы с новой буквой?
– Какую работу мы сейчас выполняли? 

– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что для этого нужно сделать?
– Что нового узнали? Поставьте себе в конце страничке самооценку

Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.

Оборудование: печатная, письменная буква Уу, буквы – человечки,на доске: напечатать слоги, слова; ключевые слова тексту.

Ход урока: 

Этапы урока

Содержание

Методические комментарии

 

I. Оргмомент

(эмоциональный настрой)

 

II. Актуализация знаний. Целеполагание .

 

 

I I I.

Открытие

нового знания.

 

 

I V. Первичное закрепление

 

 

V. Самоконтроль и самооценка.

 

V I. Работа с текстом.

 

V I I. Рефлексия

(Итог урока)

V I I I.

Домашнее задание.

 

 

Азбука.

Работа с Азбукой ( с. 58)

Завершение схем – человечков.

 - Почему буквы у, а, о, и, ы взялись за руки?

( Они дружат. Это гласные.)

      Даётся три признака гласных.

Знакомство с новым гласным звуком.

 

 

- Отгадайте загадку:

Плавала, купалась, сухонькой осталась.

( Утка).

- Произнесите слово утка. Составим в тетрадях для печатания схему этого слова.

  Утка .

- Произнесите первый слог, а теперь первый звук.

 - Дайте характеристику звука  у .

( это гласный звук, т.к. он тянется, струя воздуха не встречает преград во рту; может образовывать целый слог).

- Приведите пример слов, где звук [у] образовал целый слог.

( у – ра, у – лица, у – жин, у – литка).

Знакомство с буквами. Сравнение заглавной и строчной.

 - На письме звук [у] обозначается буквой у.

   Игра «Моя Вообразилия».

- На что похожа буква У?

( на вешалку, сучок…)

- У – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву У.

              Удобная буква!

              Удобно в ней то,

              Что можно на букву

              Повесить пальто.

Прописи .( работа в прописи, с. 26)

Знакомство с написанием строчной буквы у и заглавной У.

      а) Сравнение письменных строчной и заглавной буквы У и у.

      б) Анализ строчной буквы у.

- из каких элементов состоит?

                  ( палочки – крючка и линии с петлёй).

- У какой буквы, уже известной вам, первый элемент тот же, что и первый элемент буквы у?

( У буквы и).

- Расскажите, как вы будете писать линию с петлёй?

( этот элемент знаком детям).

в)Запись элемента на первой строчке.

      г) Показ учителя на доске с комментированием: - начинаю писать первый элемент, как у буквы и, теперь пишу безотрывно второй элемент – черту с петлёй.

     д) Письмо в воздухе.

     е) Обведение буквы на табло и на строчке.

     ж) Самостоятельное написание буквы на

 

свободной строке, после того, как ученики напишут три буквы, проходит анализ ошибок:

у – отклонение петли влево.( Не надо загибать петлю раньше)

у – петля пересекается ниже линии( Должна на линии).

Анализ и запись заглавной буквы У.

 - В какой букве уже писали элемент, похожий на первый элемент буквы У?

( в букве И).

 - В чем отличие этих элементов?

Показ на доске с пояснением.

 - Начинаю писать элемент, как и у буквы И. закругляю вправо, веду вверх, довожу до высоты первого элемента, начинаю писать второй элемент: наклонную с плавным нижним закруглением влево.

- Напишите пальцем букву на ладошке.

 - Обведите на табло.

 - Напишите букву на строчке.

( Обратить внимание детей, что на с. 26 даны два варианта написания заглавной буквы У).

 

Работа в Азбуке.

1.    Чтение слогов на с.58 с разными заданиями.

( прочти слоги, в которых согласный мягкий, твёрдый)

2.    Чтение слов.

  - Прочитайте 1 –й  столбик (про себя). Прочитайте слово, обозначающее « меховые сапоги».

( Унты).

- Подберите к слову пурга близкое по значению .

( Метель).

Чтение третьего столбика.

Работа над многозначностью слова караул.

( крик о помощи, солдат стоит на посту).

- Прочитайте слово, обозначающее коллектив актёров.

(Труппа).

- Чем интересно написание этого слова?

( Есть удвоенная согласная).

- Подчеркните две буквы п.

- Прочитайте название государства.

( Украина).

 

- На что обратим внимание в этом слове?

( оно написано с большой буквы).

 

- Да, названия городов, стран пишутся с большой буквы.

- Запись слов с буквой у в прописи, с. 26.

Чтение предложений( с. 58 Азбуки).

 

Прописи.

Работа в прописи.

Запись слогов.

Самостоятельная запись слогов – по заданию, записанному на доске.

Г п к т р н + у ( гу, ку, пу, ту, ру, ну).

- Какие соединения в этих слогах?

( Верхние).

- Расскажите, как соединяется  заглавная буква У с другими буквами?

 Запись, сравнение с образцом, анализ ошибок.

Запись слов. Деление на слоги. Обозначение звуков ( цветными точками).

- Прочитайте предложение. какое слово подсказал вам рисунок?

( паук).

- Как вы догадались, что это предложение?

- Вместо рисунка напишите слово. Какой знак будет в конце предложения?

        ( один ученик комментирует, все записывают).

- Обозначьте ударение в этом слове.

 

Азбука.

Чтение текста( с. 58)

1.    – Сейчас вы впервые саммит прочитаете текст.

Что такое текст?

( Состоит из предложений. Все предложения связаны по смыслу. У текста есть тема).

Читают на с.58 Азбуки( про себя, затем вслух).

- О чем этот текст?

                ( У взрослых ногти и когти, а у детей и детёнышей – ноготки и коготки).

- Чего же еще нет у нашего текста?

( Названия).

 - Придумайте название.

                ( «Про коготки и ноготки»).

- Вспомните, какие знаем местоимения? Замените в тексте слова местоимениями.

Тигр – он Тоня – она

 

Когти – ониНикита – он

     Папа – он

2.    Чтение рассказа Е.Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой?»

а)Работа с заглавием, с иллюстрацией( с.59)

до начала чтения.

- Можете ли вы догадаться ,о чем будем читать?

- Прочитайте, кто автор рассказа?

- Как называется рассказ?

- Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия.

( Высказывания детей).

Чтение ключевых слов:      тюпает

ползёт

подкрадывается

прыгает

ловкач неуклюжий.

( наверное речь пойдет о котёнке, которого назвали Тюпа. Возможно, котёнок охотник. Он прыгает, ползёт, но у него ничего не получается, потому что сказано – ловкач неуклюжий.)

 

- Чтобы понять до конца, нужно обязательно прочитать текст.

б) Чтение текста учащимися 1 – й группы.( 2 -  я группа читает слова, написанные светлым шрифтом. Есть ли среди них местоимения?)

 

 Работа с текстом во время чтения,

Осмысление на уровне содержания.

Чтение ( дети 1 – ой группы) по абзацам.

Чтение 1 – го абзаца.

- Когда Тюпа двигает губами?

( Когда увидит что – то     интересное и непонятное).

Чтение 2 – го абзаца.

- Почему Тюпа так реагирует на пичужку, на бабочку?

  ( Он маленький, это котёнок. Он таким образом познаёт мир).

 Чтение 3 – го абзаца.

 - Так почему Тюпу прозвали Тюпой?

( Он тюпает: тюп, тюп, тюп).

 

Чтение текста до конца.

- Почему автор сказал:  Тюпа – ловкач неуклюжий?

 

Работа со 2 – й группой учащихся.

- Прочитайте слова, есть ли среди них местоимения?

- Какие слова еще прочитали?

( Прыг, коготки).

в) работа с текстом после чтения.

- Прочитайте заглавие. Нашли ли ответ в тексте?

- Давайте ещё раз посмотрим иллюстрацию. К какой части текста она относится?

- А может быть ко всему тексту?

- Совпадает ли взгляд художника и автора на описание Тюпы?

( Да. На иллюстрации Тюпа маленький, наблюдает за мошками – букашками. Е. Чарушин говорит нам о том, что Тюпа – это котёнок. Он маленький, поэтому так интересно назвал. Он не дорос до охоты. Поэтому ловкач неуклюжий. Взгляды совпадают).

- Какой ещё Тюпа?

( Он любознательный, озорной, беспомощный).

- Если бы у вас был такой Тюпа, как бы в к нему относились?

 

- Что нового на уроке вы узнали?

- Чему научились?

- Были ли затруднения?

 

- Покажите, понравился ли вам урок, с помощью мимики: улыбнитесь или нахмурьтесь.

- Что понравилось? Что удивило?

 

Всем : нарисовать иллюстрацию «Каким я себе представляю Тюпу?»

1 – ой группе: с.59 читать рассказ,

2 – ой группе: чтение текста с.58

Пропись : с .27 запись предложений( копирование)

 

 

Мотивация к предстоящей деятельности, создание ситуации успеха.

 

 

Мотивация к предстоящей деятельности

(актуализация  знаний, открытых ранее, включение проблемного вопроса).Нормирование сознательного отношения к самостоятельной деятельности.

 

 

 

Выделение звука [ у ] .

Практическая деятельность через анализ, сравнение.

Получение результата. Коррекция деятельности учащихся при письме. Осуществление самопроверки, самостоятельная корректировка действий. Самооценка( подчеркну самую красивую букву).

 

Методы:

 Объяснительно – иллюстративный, деятельностный, проблемный.

Средства, приёмы:

   Игра, письмо в воздухе, на ладошке.

 

 

 

Предлагаются задания на «новое» знание и организуется репродуктивная деятельность за «ведущим»

( «сильный» ученик).

Чтение вслух, работа над лексическим значением, над многозначностью слов.

 Запись слов, предложений.

 Орфографические правила, большая буква в названиях государств, городов, именах.

 

Создание ситуации успеха для каждого ученика. Индивидуальная работа по выявлению ошибок.

Самооценка.

Антиципация чтения.    ( организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания).

 

 

 

 

Выдвижение гипотезы, прогнозирование.

Компрессия

( выделение основной идеи текста, ключевых слов, причинно – следственных связей).

Первичное чтение текста про себя.

(проверка своих предположений о содержании, рефлексия).

 

 

 

 

Концептуальная беседа( проблемный диалог).

Понимание текста.

 

 

Обогащение предметного словаря ученика, расширение кругозора.

 

Достижение понимания на уровне смысла.

 

Выявление достижения поставленной цели, затруднений учащихся.

 

Развитие творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое путешествие в страну больших букв. Разработка урока для 1 класса.

Разработка нестандартного по  форме урока русского языка в начальной школе позволяет достичь необходимого воспитательно-образовательного эффекта. Учебные задачи, решаемые на уроке, предполагают н...

Разработка урока "Буква Ш"

Конспект урока по обучению грамоте "Буква Ш"...

Методическая разработка урока Буква Ц,ц. Звук [ц]

Данная работа Буква Ц,ц. Звук [ц] может быть использована воспитателями детского сада в подготовительной группе, учителями первого класса,воспитателями ГПД  первого класса и учителями-логопедами....

методическая разработка урока для 1 класса "Буква О.о"

Урок письма ,1 класс:уч-ся характеризуют звук (о) по схеме, находят звук (о) в слогово-звуковых схемах,распознают его на слух в словах, в слияниях,обозначают его на письме буквами О.о,пишут строчную б...

Методическая разработка урока "Буква С с". Обучение грамоте. 1 класс

Знакомство с буквой С. Знакомство со звуками, которые обозначает буква с. Знакомство с правильным написанием прописной и заглавной буквы с,С....