Урок русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Черпак Валентина Васильевна

Урок русского языка в 3 классе по теме "Неопределённая форма глагола" по технологии деятельностного метода в соответствии ФГОС по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_moy.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тамбовская средняя общеобразовательная школа

Урок русского языка в 3 классе по технологии деятельностного метода.

Тема: Неопределённая форма глагола.

Описание: http://forum.sibmama.ru/usrpx/85901/85901_450x336__.jpg

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».

К. Г. Паустовский

                                                                                        Урок разработала и провела

Черпак В. В.,

учитель начальных классов

 МБОУ Тамбовская СОШ

с. Тамбовка

2011 г

     Урок русского языка в 3 классе по технологии деятельностного метода.

Тема: Неопределённая форма глагола.

Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)

Цель: познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы Задачи: стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;

 - развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;

- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.

 Оборудование:

компьютер,

мультимидийная презентация,

Индивидуальные карточки.

Ход урока:

- Сегодня у нас много гостей из нашего родного Тамбовского района и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть  Вам будет у нас светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются за наши успехи.

Ход урока:

  1. Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности).

– Я хочу начать урок с высказывания Константина Георгиевича Паустовского:

- Прочитайте одним голосом:

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». Слайд 1

- Почему важно хорошо знать свой родной язык?   ( Потому что мы русские люди и должны уметь правильно говорить, писать).

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.

-Какую тему мы изучаем?  (глагол)

-Ребята, как вы думаете, какая работа предстоит на этом уроке?  (изучить что-то новое)

-Что для этого вы должны будете сделать? (понять, что мы не знаем и самим открыть новое)

- Я желаю вам успеха.

- С чего начнём урок?  (с повторения)

-Что будем повторять? (то, что понадобится для изучения нового)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
  1. Самостоятельное выполнение заданий с написанными предложениями:

– У вас на партах лежит индивидуальная карточка.

- Прочитайте текст. - О чём говорится в тексте? (О работе крестьян)

Мы с Вами в какой местности живём?  (в сельской)

-Чем занимаются жители нашего района?  (выращивают пшеницу, ячмень, овёс, сою, т.е. растениеводством, а ещё  разводят крупно-рогатый скот, свиней, т.е. – животноводством).

- Летом, в августе,  наш район будет отмечать 85 годовщину со дня образования Тамбовского района. Району нужны умные, образованные, физически развитые люди. И, конечно же, мы с Вами не исключение.

-Сядьте правильно, красиво и выполните задание №1.

Задание №1.  - Прочитай.  Запиши первое предложение в тетрадь. Вставь пропущенные буквы. Найди глаголы, обозначь время и число.

Круглый год работают колхозники, чтобы получился  х.роший  ур.жай пш.ницы.  Осенью они заботились о семенах. Зимой  - ремонтировали машины. Весной тракторы дружно выйдут на поля, начнётся сев. Летом на полях работа не затихает даже ночью.

(если дети раньше выполнили задание, то пусть определят время у остальных глаголов).

- Ну, а сейчас давайте проверим, как Вы выполнили задание №1.

- Что это за слова с пропущенными буквами? (словарные)

- На какую орфограмму? (безударная непроверяемая гласная)

- Назовите пропущенные буквы.  (В слове  хороший, урожай, пшеницы).

-Назовите глаголы, определите время и число. ( работают- н.в., мн.ч., получился – п.в., ед.ч.,               заботились – п.в., мн.ч., ремонтировали – п.в., мн.ч., выйдут – б.в., мн.ч., начнётся – б.в., ед.ч., не затихает – н.в., ед.ч..)     

- У Вас на индивидуальной карточке есть пункт «Оцени себя». Если Вы правильно вставили пропущенные буквы, поставьте себе за словарную работу «+», если были затруднения – «?»; если правильно определили число, время глаголов – поставьте «+», если нет – «?».

 -  Проверим Ваши знания о глаголе.  

- Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает?

-  Как изменяется?                                                                                     слайд

- Как определить число глагола?

- Как определить время глагола?

- Каким членом предложения чаще всего бывает?  

- Ну, теперь я убедилась, что Вы готовы к получению новых знаний

  1. Пробное действие.

- На индивидуальной карточке выполните Задание №2.

 Задание №2. На карточке  определи время и число глаголов. 

(2 ученика с обратной стороны доски над карточками (большими) обозначают время и число глаголов,  остальные – на карточках)

Выращивают, убирали, выйдут, сеять, вспахать.   (Выращивают – н.в., мн.ч., , убирали- п.в., мн.ч., выйдут б.в. мн.ч, сеять, вспахать).

- Проверим, что получилось у детей у доски.

- Почему задание одно, а написали по-разному?

- Что показало пробное действие? (Наверное, мы чего-то не знаем)

      - Что теперь мы должны сделать? (разобраться, в чём возникло затруднение)

  (над словами  «сеять, вспахать»  поставить вопросительный знак)

- Мы к этим словам ещё вернёмся.

  1. Выявление места и причины затруднения.

-В чём возникло затруднение? - Чего мы не можем сделать? (в определении числа, времени глаголов)

- Почему возникло затруднение? ( не знаем что это за глаголы)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Кто уже догадался, что будем исследовать на уроке? (глаголы, у которых нельзя определить число, время)

- Чему должны научиться на уроке? (узнать, что за форма глагола, чем эти глаголы отличаются от других)

-А где можно узнать о новой форме глагола?  (в учебнике, спросить у старших товарищей)

- А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

- Давайте вернёмся к нашим глаголам и ещё раз попробуем определить время . Получается?  Почему?  (глаголы н.в. отвечают на вопросы: что делает…, п.в. – что делал?..., б.в. – что сделает, что будет делать… )                                                      - А эти глаголы на какие вопросы отвечают?  (что делать?  что сделать?)

- Попробуйте определить число. – Как определить число у глагола? ( по вопросу)

- А как бы Вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределённой формой глагола.

- Какова же тема урока? (Неопределённая форма глагола)

5. Построение проекта выхода из затруднения (реализация построенного проекта).

- Что будем исследовать?  (глаголы неопределённой формы)

Задание №3

- Запишите слова вместе с вопросом  в тетрадь.                                                                                       (Что делать?) разводить, (что сделать?) посадить,  (что…?) косить,  (что…?) убрать.

-Что общего у этих слов? (глаголы)

- Чем отличаются от других глаголов? (нельзя определить число, время)

- На какой вопрос отвечают?

- Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие? (нет - не можем определить ни число, ни время)

Какую форму имеют эти глаголы? (неопределённую)               - Чем похожи?  (отвечают на вопросы: что делать?, что сделать?)

- Какую часть речи мы исследовали? (глагол)

-Какой формы? (неопределённой)                                                слайд

-На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (что делать?, что сделать?)

Неопределённая форма глагола

Что делать?

Что сделать?

- Вернёмся к глаголам  в пробном действии, в которых Вы затруднились определить число, время.

- Запишите их с красной строки вместе с вопросами.  (Что делать?) сеять, (что сделать?) вспахать. (ученик у доски)

-Так можно у них определить число, время? (нет)

- Почему? (это глаголы неопределённой формы)

-На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (что делать?, что сделать?)

- Получилось справиться с затруднением?

- Проверим, верно, ли мы сделали открытие? Откройте учебники на стр. 88 и прочитайте правило, сверьтесь с эталоном. – Совпадают выводы? Мы же дети Тамбовского района – умные дети, любим и изучаем свой родной язык.

-Как Вы будете отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов?

-Такие глаголы имеют 3 названия:                                                                         Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола

              Инфинитив.

- Инфинитив – лат. слово «неопределённый». Глаголы в неопределённой форме используются для выражения мысли, о каком – то действии, не указывая на лицо, число и время. Например: «Мы, умеющие писать». Автору неважно, кто умеет писать: я, вы, ваши мамы и папы.  Неважно когда: сегодня, завтра, вчера. Важно, что всё-таки мы, люди, умеем писать, читать…

- Итак, неопределённая форма глагола используется для указания на обобщённое значение.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Мы узнали способ действия?

- Какой  наш следующий шаг?  (потренироваться в определении глаголов неопределённой формы)

7. Физминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(Поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

(Поворот вправо)

Через левое плечо.

(Поворот влево)

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

- Продолжаем работу, тренируемся.

 Запись на мониторе, а дети проговаривают хором:  подумать – что сделать? – гл. н.ф.,  писать – что делать? – гл. н.ф., уйти – что сделать? - гл. н.ф.,  беречь – что делать? – гл. н.ф.    – не писать, только проговорить!!!

- На что оканчиваются глаголы? Это ещё одна отличительная особенность глаголов н.ф.                                   слайд

                                                                   

Задание №4. Игра «Пятый лишний». Поработайте в паре. Проговаривая друг другу слова, выберите только глаголы неопределённой формы, докажите, что это они и запишите их.  

Бегать, выиграть, строил, прыгать, победить.

Проверка по эталону (на слайде: бегать, выиграть, прыгать, победить).

- Кто выполнил задание правильно, то поставьте в карточке «Оцени себя» «+». Кто испытывал затруднение – «?».

-Какое слово оказалось лишним? Почему?

- На какую тему гл. н.ф.? (Спорт).

- В конце июня этого года у  нас, в Тамбовке, пройдёт областная сельская Спартакиада. Спортсмены нашего района на пртяжении  14 лет  являются чемпионами областной сельской комплексной Спартакиады. Победы даются нелегко, но любовь к спорту помогает достичь высоких результатов.  Приходите на стадион  болеть за наших спортсменов. 

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

   Задание №5

- Поработайте в паре. Выполните упражнение 565 на стр.88.  Запишите по 2 слова в каждый столбик

Что делать?                              Что сделать?

Шить                                          прыгнуть

прыгать                                      сшить

кричать                                       крикнуть                                    слайд

верить                                         поверить                       лучше на цв. карточках

учить                                           выучить

прилетать                                   прилететь.

Проверка по эталону  (карточки на партах)                                                                                                               - Кто выполнил задание правильно, то поставьте в карточке «Оцени себя» «+». Кто испытывал затруднение – «?».

9. Включение в систему знаний и повторение.

Задание №6.

-Прочитай. Объясни соседу по парте смысл данной пословицы. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

П.шком х.дить - долго ж.ть.                                                          слайд                             

Найди глаголы неопределённой формы, укажи их.

-Проверим. - Объясните смысл данной  пословицы. (в движении вся наша жизнь).

- Какие буквы вставили?  Назовите глаголы неопределённой формы.

- Кто выполнил задание правильно, то поставьте в карточке «Оцени себя» «+». Кто испытывал затруднение – «?».

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Вернёмся к началу урока.

- Где возникло затруднение?  (в определении числа и времени у глаголов: сеять, вспахать)

- Каким способом преодолели затруднение? (исследовали)

- С какой формой глагола познакомились? – Чем эти глаголы отличаются от других? – Почему её так называют?

-На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

- Надо ли нам дальше продолжать изучать родной язык?  - Почему?

-Оцените свою деятельность на уроке. Для этого используйте лесенку у себя на листочке.

- Кто поставил себя на верхнюю ступеньку? – Почему?

- Кто не поставил себя на верхнюю ступеньку, какую цель своей деятельности вы поставите на будущее?

 Оценки за урок.

Д/з  с. 88 – правило,  стр. 89 упр.566, списать, подчеркнуть глаголы, определить время или форму глаголов, + по выбору учащихся - разобрать слова «дерево, пустит» как часть речи.

Индивидуальная карточка

Задание №1.  - Прочитай.  Запиши первое предложение в тетрадь. Вставь пропущенные буквы. Найди глаголы, обозначь время и число.

Круглый год работают колхозники, чтобы получился  х.роший  ур.жай пш.ницы. Осенью они заботились о семенах. Зимой - ремонтировали машины. Весной тракторы дружно выйдут на поля, начнётся сев. Летом на полях работа не затихает даже ночью.

Пробное действие

Задание №2. На карточке  определи время  глаголов. 

Выращивают, убирали, выйдут, сеять, вспахать.  

 Задание №3

- Запишите слова вместе с вопросом  в тетрадь.                                                                                       (Что делать?) разводить,  (что сделать?) посадить,   (что…?) косить,   (что…?) убрать.

-Что общего у этих слов?

- Чем отличаются от других глаголов?

- На какой вопрос отвечают?

                                                                   

Задание №4. Игра «Пятый лишний». Поработайте в паре. Проговаривая друг другу слова, выберите только глаголы неопределённой формы, докажите, что это они и запишите их.  

Бегать, выиграть, строил, прыгать, победить.

 Задание №5

- Поработайте в паре. Выполните упражнение 565 на стр.88

Запишите по 2 слова в каждый столбик.

Задание №6.

-Прочитай. Объясни соседу по парте смысл данной пословицы. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

    П.шком х.дить - долго ж.ть.                                                                                        

Найди глаголы неопределённой формы, укажи их.

                                                                                                                                     

                                                                                                                                                   Оцени себя  

1

2

3

4

                                                                                                                                                              Лесенка

                            ____

               

                _____

     _____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока . Русский язык 4 класс. Тема "Личная форма глагола"

Презентация к конспекту урока по русскому языку 4 класс. Образовательная программа 2Школа 21 века"...

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 2 ч. УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя:- закрепление знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить неопределенную...

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 1 ч. УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя:- формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить н...

Конспект урока русского языка 3 класс. Тема: "Неопределенная форма глагола"

в 3 классе («Школа России»)Тема: «Начальная (неопределённая) форма глагола» Цели: познакомить с неопределённой формой глагола; формировать умение распознавать глаголы в не...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Цель деятельности по проблеме ВКР: формирование грамматических умений посредством словесно-графически...