Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мареева Татьяна Владимировна

Урок-обопщение и систематизация знаний об имени существительном,путешествие по сказкам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тип урока : обобщение и систематизация знаний .

ТЕМА:  Итоговый урок – путешествие по сказкам « Имя существительное»

Педагогические задачи.Создать условия для формирования навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных ; СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ; СОДЕЙСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ,КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА НА УРОКЕ .

Метапредметные УУД. Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения ,которые будут сформированы на основе изучения данного раздела , определять круг своего незнания, анализировать изучаемые факты русского языка с выделением их отличительных признаков; Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом ; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать результат своих действий , вносить коррективы; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций из личного опыта; участвовать в работе группы , распределять роли, договариваться друг с другом ; предвидеть последствия коллективных решений .

Личностные результаты: осознавать личностный смысл учения,проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, чтению и читательской деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, осознавать себя носителем этого языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке .

ОБОРУДОВАНИЕ: карта путешествия, карточки с заданиями, поговорка.

                           

                       ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Сегодня мы с вами должны очень плодотворно поработать, но чтобы наша совместная работа была успешной ,давайте вспомним законы урока

                  ЗАКОНЫ УРОКА

- вести себя спокойно;

- не выкрикивать;

- быть терпеливым;

- дать возможность высказаться своим товарищам;

- уважать друг друга.

2. Сообщение темы и задач урока

   Сегодня на уроке мы поговорим об одной из частей речи.

       Это имя зашифровано,

       Слово это зачаровано,

       Название предмета обозначает,

       Всех родов оно бывает.

       Изменяется по числам, падежам.

       В речи помогает нам.

- Вы догадались, какая часть речи будет сегодня главной на уроке?

       Всему название дано-

       И зверю, и предмету.

       Вещей вокруг полным- полно,

       А безымянных нету.

       Они слышны и здесь , и там,

       На улице, и дома,

       А я зову вас в тёмный лес.

       Он полон сказок и чудес.

- Вы готовы к путешествию?

- Тогда давайте скажем все вместе наш девиз:

       Мы в лес за наукой сегодня пойдём

      Смекалку, фантазию нашу возьмём.

С пути никуда, никогда не свернём,

Все преграды уберём

- А сейчас вы должны по лесной тропке красиво пройтись

3. Актуализация опорных знаний

     - Минутка чистописания

        - Следите внимательно за указкой и постарайтесь не сойти с тропинки

    -  В путешествие по сказкам

       Мы отправимся сейчас

       Существительных немало

       Встретят на дороге нас.

- Чтобы преодолеть этот нелёгкий путь, я предлагаю вам поиграть с волшебным кубиком и вспомнить всё, что вы знаете об имени существительном.

            УПРАЖНЕНИЕ « КУБОВАНИЕ»

Имя существительное- часть речи , которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы кто?, что?

Склонение- это изменение существительных по падежам. В русском языке 6 падежей: 1 прямой и 6 косвенных.

Собственные имена существительные - пишутся с большой буквы. К собственным именам существительным относятся имена, фамилии людей, клички животных, географические названия. Есть и нарицательные имена сущ.

Род - имена сущ. бывают мужского, женского, среднего рода. Род - категория постоянная.

Число – категория непостоянная. Есть имена сущ., которые по числам не изменяются, они употребляются только в единственном или во множественном числе.

Ь - после букв ж, ч, ш, щ мягкий знак пишется в именах сущ. женского рода.

- Вот мы и взяли всё необходимое в дорогу. Но одним идти скучно. Кто же нам поможет найти дорогу в тёмном сказочном лесу?

- Отгадайте загадку:

     На сметане мешон

     На окошке стужон,

     Круглый бок, румяный бок

     Покатился ….

                 Колобок

4. Работа над темой урока

    Покатился Колобок по дорожке

    А впереди указатель на ножке.

    ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ?

    Ничего я не пойму.

Задание 1.( Работа в парах.)

- Вы, наверное догадались , что вам необходимо прочитать имена существительные и определить, к какой сказке они относятся и разделить их на три группы по склонениям.

- Работать будем в парах

      1. Ведро, прорубь, щука, печь. ( « По щучьему велению» )

      2. Болото, лягушка, царь, стрела. ( « Царевна – лягушка» )

      3. Бочка, мать, коршун, спаситель, белка, месяц. ( « Сказка о царе Салтане» )

        ПРОВЕРКА.

  1.Щука, лягушка, стрела, бочка, белка (Ι склонение) .

  2.Ведро, болото, коршун, спаситель, месяц, царь (ΙІ склонение).

  3. Прорубь, печь, мать (ІΙІ склонение).

- С первым заданием вы справились.

             Снова Колобок в пути

             Ну, а нам за ним идти.

             Глядь, стоит избушка.

             В ней живёт старушка.

             От неё нам не уйти.

             Ждут загадки впереди.

Задание 2. ( Работа в группах. )

 - Сейчас вам предстоит работа в группах. Правила работы вам известны. У нас есть лидеры в группах. Они получают задание. Это вопрос – загадка, на который вам необходимо дать ответ.

            ВОПРОСЫ – ЗАГАДКИ

- В какой деревне живут кот Матроскин и Шарик? ( В деревне Простоквашино ).

- Какая фамилия у Кащея? ( Бессмертный)

- Какое отчество у Добрыни , одолевшего змея Горыныча? (Никитич )

- Куда отправился доктор Айболит лечить зверей? ( В Африку.)

- Как зовут бабушку , от которой убежала вся посуда? ( Федора)

    Проверка – запись ответов на доске лидерами групп.

- Каким правилом вы руководствовались при написании слов- отгадок?

   ( Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.)

- Баба Яга осталась довольна и отпустила Колобка дальше.

         А над нами в чистом небе

         Гуси- лебеди летят,

         Поиграть они хотят.

         Колобок остановился,

         Над заданием склонился.

Задание 3.

       Упражнение « Ледокол «

- Попробуйте отыскать сказочных героев в слове « сказки». С существительными составьте словосочетания, поставив их в указанный падеж.

     Снегурочка ( В, п. )

     Колобок        ( И. п. )

     Артемон       ( Т. п.)

     Золушка       ( П. п. )

Карабас Барабас      ( Р. П. )

Иванушка    ( Д. п. )

- Определите род имён существительных.

 И род, и падеж вы можете определять , но вот что- то приустал наш Колобок и решил сделать привал.

               На привале у дубка

               Кот увидел Колобка.

- Кот учёный просит вас разобраться со словами

Задание 4. Сгруппировать слова,  но по какому признаку- догадайтесь сами (Сыновья, дед, сутки, лиса, баба, рожь, тесто, яблоки, сани, кони, воротник,слуги)

ПРОВЕРКА

Баба         сыновья       сутки

Дед           яблоки        сани

Лиса         кони            рожь

Воротник   слуги        тесто

( Задание выполняется устно по рядам.)

 -   И коту учёному мы помогли.

       Колобок наш покатился,

        У болота очутился.

       Тут лягушка всех нас ждёт

        И задание даёт.

Задание 5.

Лягушка предлагает вам выписать имена существительные с шипящими на конце и объяснить их правописание.

  Жил- был ёрш…- вертлявый хвост, колючий нос. А дрова сами в избу идут и в печ… лезут. Взял Иван острый меч… Стерегите пшеницу каждую ноч…. У окна сидела царская доч… Марья- царевна.

- И с заданием лягушки вы справились.

          Лес прошли и Колобок

         Преподносит нам урок.

         Предложу я предложение

         Вам создать из данных слов.

         Приступайте, кто готов.

Библиотека, дети, сказки, в, увлекательные, читали, школьная

- Разобрать предложение по членам и частям речи, указать падеж и склонение имён существительных.

Задание 6. « Рассыпалась поговорка»

Ложь, да, сказка, в, намёк, ней-

урок, молодцам, добрым.

Итог урока. Рефлексия. ( Оцените свою работу на уроке , дорисовав личико Колобку. )

 

    МБОУ «Основная общеобразовательная школа-интернат №30»

ИТОГОВЫЙ УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ

ПО  СКАЗКАМ  «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

(РУССКИЙ ЯЗЫК, 4  КЛАСС)

                                    Подготовила

                                         учитель начальных классов

                                         Мареева Т.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...