«Методические условия преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму»
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме

Коняева Ирина Юрьевна

В работе произведен анализ проблемы, рассмотрены психофизиологические особенности леворуких детей и паредложены методические рекомендации по обучению данных детей письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_usloviya.docx38.53 КБ
Файл metodicheskie_usloviya.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические условия преодоления  дезадаптации  леворуких детей при обучении письму»

  1. Введение. 

II. Основная часть                                                                                    

1. Психофизиологическая структура письма.                                                                                        

1.2. Основные требования к письму.

1.3.Основные этапы формирования навыка письма.                                                        

1.4.Пути преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму.                                                                        

2.Методические рекомендации по обучению леворуких детей.                                                                      

III. Заключение.

                                                                                             

1.Введение.

Леворукость веками остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества  праворукие, а леворукие составляют примерно 15 %, но их количество с каждым годом увеличивается, что подтверждают статестические данные. Левши существовали всегда ,но лишь сейчас за ними оставляют право быть собой, сохранять свою индивидуальность. Но еще 20 лет назад отношение учителей к левшам было строго негативным, педагоги стремились переучивать детей на правую руку, порой прибегая к самым жестоким методам.

К сожалению, в нашей стране нет еще научно разработанной методики обучения письму леворуких  детей. Поэтому левши учатся выполнять учебные действия также. как и правши. Что приносит огромные неудобства ребенку-левше ,ведь даже  прописи ему нужны другие, свет при письме должен падать справа налево, а наклон почерка категорически запрещен. И это только внешние проявления левшества. Если же говорить о внутренних психофизиологических особенностях леворукого ребенка, то здесь отмечается такие особенности: мозг левшей более пластичен, более симметричен. Его легче перестроить на другой режим восприятия. То есть у левши ассиметрия в развитии мозга выражена не так сильно .как у правши.   Это подтверждает тот факт речевые центры левши имеют в обоих полушариях. Тогда как правши в левом.и за развитие речи оно отвечает на 95 %.

Поэтому в настоящее время перед учителями  стоит задача разработать целостную систему методических рекомендаций для успешного обучения детей грамоте. Тема моей работы является достаточно актуальной с точки зрения усовершенствования педагогического процесса обучения и воспитания в начальной школе.

В процессе работы над темой была сформулирована проблема: каковы методические условия преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму?

Из вышеизложенного следует цель работы: определить условия, методы и приемы обучения письму леворуких детей

Поставлены и реализованы следующие задачи:

1.Провести анализ проблемы.

2.Осветить психофизиологические основы возникновения леворукости.

3.Описать проблемы адаптации леворуких детей при обучении письму

4.Предложить методические рекомендации по обучению леворуких детей письму

2.Основная часть.

 Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.

Русское письмо – звукобуквенное. Как правило, принципы обучения письму определяются системой самого письма, а т.к. система русского письма звукобуквенная, то и основной принцип обучения – звуковой, вернее фонематический, а основной единицей обучения является обучение написанию графических элементов (букв). Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения.

Письмо имеет сложнейшую психофиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ и т.п.).

Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создаёт комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый подчерк, медленный темп. В тоже время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

По словам М.М.Безруких, подготовка к письму – это особая система пошаговых занятий. Письмо – один из самых сложных видов человеческой

 деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Безусловно, можно помочь детям избежать серьезных трудностей при обучению письму.

Целесообразно выделить основные требования к письму в подготовительный период – то, чему должен научиться ребенок:

  1. Научиться правильно сидеть (правильная поза, положение тетради или листа);
  2. Научиться правильно держать ручку;
  3. Четко дифференцировать строку (верхняя, нижняя, средняя линии), уметь писать печатные буквы в строке;
  4. Уметь выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв, элементы которых выходят за пределы строки;
  5. Уметь выполнять (писать) основные элементы букв:
  • Вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
  • Овалы;
  • Линии с закруглением внизу и вверху;
  1. Уметь хорошо различать и писать вертикальные (правые и левые) элементы;
  2. Уметь выполнять связные ритмические движения (количество движений в цикле ребенок выбирает сам, темп работы не задается, малыш также выбирает его сам);
  3. Уметь копировать сложные сочетания извилистых линий, например, простейшие иероглифы;
  4. Уметь скопировать простейшую фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;
  5. Уметь различать буквы, написанные курсивом.

В обыденной жизни следует предоставить ребенку самому решать, какой рукой он будет выполнять привычные действия. При обучении письму, опираясь на то, что ребенку удобно, можно предложить осваивать действия сначала удобной рукой, а потом, при желании, - попробовать другой, как в процессе игры. Затем ребенок сам выбирает способ выполнения действия, а взрослый наблюдает за обязательной тренировкой этого действия и его качественным исполнением (которое у разных детей достигается с разной, только им присущей скоростью).

С этой позиции задача взрослого – совместно с ребенком заново осваивать мир, возможно посредством несколько измененного варианта действий. В данном случае можно говорить о том, что рутинное мероприятие – передача знаний с помощью известного стереотипа – превращается в удивительный процесс приспособления к иному видению окружающего, иному ощущению. Этот процесс взаимного обогащения: ребенок получает опыт взрослого, еще недоступный ему самому, а взрослый вновь смотрит на мир взглядом ребенка.

Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы, максимально проявляя свои индивидуальные качества, ребенок не ограничивал ими ни права, ни возможности проявления уникальных качеств других детей и взрослых. Педагог изучает особенности ребенка и далее направляет свои усилия на то, чтобы максимально раскрыть возможности ребенка, использовать те преимущества, которыми он обладает, и нейтрализовать его слабости. С этой позиции стоит поощрять леворукого ребенка относиться к письму как к рисованию. Пусть он срисовывает слова удобным способом, достигая максимальной точности. Возможно позволять ему писать медленнее, но аккуратнее, чуть дольше, чем другим детям. При этом с ребенка не снимается ответственность за качество письма, умение правильно и грамотно писать, добиваться этого путем упражнений.

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о

буквах – графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных), научиться правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы, сохраняя правильную позу, правильное движение руки, правильную траекторию движений и т.п. Одновременно необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, поскольку параллельно с графическим идет формирование орфографического навыка. Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей шести-, семилетнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость статических нагрузок (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звукобуквенного анализа, что создает дополнительные трудности.

М.М. Безруких в формировании навыка выделяет три основных этапа:

  • Первый этап – аналитический, основными компонентами которого являются вычленение отдельных элементов действия и овладение ими, уяснение цели, зрительно-двигательного образа, выделение основных критериев контроля выполнения движения.
  • Второй этап условно назван синтетическим. Этот этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
  • Третий этап – автоматизация навыка. Это этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость. Очень важно знать, что быстрота не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений. Плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.

В тех случаях, когда выполнение движений по какой-либо причине затруднено (например, у детей с отклонениями в развитии моторных функций, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций и т.п.), продолжительность движения и паузы увеличивается, а как раз это и характерно для леворуких детей .

Сейчас на начальном этапе обучения письму задается очень быстрый темп работы, от ребенка требуется высокая скорость письма. В связи с этим нарушается естественный и необходимый механизм качественной реализации действия. Резкое сокращение времени паузы снижает качество анализа и оценки, осознание следующего действия; становится невозможной коррекция по ходу действия, и, естественно, нарушается качество собственно письма. При этом создается эффект нарушений моторики, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций в виде нарушений конфигураций, соотношения элементов, дополнительных штрихов, оптических ошибок и т.п.

В дальнейшем резкое увеличение скорости ведет к искажениям, перестановкам, пропускам букв, характерным уже для нарушений слухо-лингвистических функций. На самом же деле это также связано с резким сокращением паузы, необходимой для звукобуквенного анализа (кстати, в этом и состоит отрицательный эффект безотрывного письма, не позволяющего ребенку отвлечь внимание от собственно написания на звукобуквенный анализ) .

Таким образом, учитывая особенности формирования движений на письме, целесообразно обучение начинать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов и фактически можно «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов. При этом важно, чтобы один и тот же элемент всегда выполнялся одинаково.

Е.И. Николаева считает, что такой поэлементный анализ, на который стоит потратить дополнительное время, позволяет ребенку творчески,

осознанно подойти к конструированию буквы сначала на примере печатного, а потом уже письменного начертания. Можно использовать специальное лото с элементами букв, в каждой клеточке которого – часть буквы (буква может быть разделена на элементы не только по вертикали, но и по горизонтали). Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, их расположение на строке, сочетание и последовательность – первый шаг в обучении.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется каждое движение при написании основных элементов в буквах.

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

  • Нужно специально зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
  • Особое внимание следует уделить направлению письма слева направо;
  • Необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
  • Вместе с ребенком очень подробно разберите инструкцию;
  • Несколько раз выполните движение в медленном темпе;
  • Попросите ребенка «продиктовать» инструкцию педагогу, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
  • Выполните все задания в медленном темпе.

Для леворуких детей правильная инструкция особенно важна, т.к. позволяет использовать вербальный компонент оценки и контроля деятельности.

По утверждению М.И. Лобзяковой ведущее значение имеет усиление элемента осознанности при обучении. Письмо обязательно должно и может быть сформировано только как самостоятельное сознательное действие. Необходимо усилить элемент осознанности в выполнении движений, научить (и учить этому специально) видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, мысленно выделять для каждой буквы ее «клеточку» и располагать в ней букву.

И еще один вывод нужно сделать, основываясь на особенностях первого этапа формирования навыка письма: нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может. Исследования показали, что при инструкции «пиши быстрее» в течении всего первого года обучения скорость самого движения не увеличивалась, а лишь сокращалось время микропаузы, т.е. то время, которое необходимо для осознания движения, закрепления его и собственно формирования навыка. У семилетних детей время выполнения самого движения «убыстряется» лишь со второго полугодия, а значит, в течение всего букварного периода, всего первого этапа обучения при чрезмерной скорости также сокращается пауза между движениями. Ребенок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы, и в результате закрепляются «каракули». Переделать неверный графический навык очень трудно, а в большинстве случаев практически невозможно.

Сложности возникают не просто у леворуких или праворуких, а у тех детей, у которых контроль за движением руки находится в другом полушарии, чем контроль за зрением и слухом. В силу мозаичности расположения различных центров и особенностей раннего развития у большинства детей нет равенства между каналами восприятия. Это означает, что кому-то из них проще воспринимать зрительную информацию, кому-то – слуховую, а кому-то – тактильную.

Отличниками в школе обычно становятся дети с правым типом

профиля и ведущим зрительным каналом. Именно на них рассчитана школьная программа. Более того, читая книги, они запоминают образ слов, а затем на контрольных лишь сверяют этот образ с тем, что пишут. Они могут не учить правила, но писать грамотно. Чтение повышает их грамотность.

На «четверки» и «пятерки» учатся дети, у которых ведущий канал – слуховой. Даже когда они вертятся, их уши воспринимают объяснение. Им можно не учить устные дисциплины, но им не дается русский язык. Они пишут не то, что написано в учебнике, и даже не то, что написано на доске. Они пишут лишь то, что повторяют сами в процессе внутренней речи. А это означает, что они невнимательно смотрят в текст. Произносят его каким-то только им ведомым способом, а затем именно это воспроизводят. Особенно много ошибок у тех детей, которые при чтении пропускают буквы, «проглатывая их», т.к. затем именно их они и не напишут.

И наконец, двоечники и троечники – это дети с левым или смешанным типом профиля, у которых ведущим является тактильный, или осязательный канал. Для того, чтобы что-то понять, им нужно обязательно пощупать и попробовать. Если этим детям удастся пройти сквозь школьную программу, которая вообще не учитывает эту группу детей, то они смогут стать великими физиками и химиками. Эти науки возникали и до сих пор существуют в значительной мере как практические. Чтобы этим детям научиться писать, им безполезно учить правила: они должны писать, писать и писать, пока их рука не научится автоматически делать это правильно.

Учителю, обучая детей письму, не стоит усиливать достоинства и недостатки каждой группы. Можно развивать все каналы у всех детей, обучая их видеть, слышать, чувствовать. Для этого с самого начала необходимо предлагать детям следующую последовательность списывания текстов из учебника. Сначала по слогам нужно прочесть предложение так, чтобы запомнить его наизусть (тренировка зрительного и слухового каналов). Затем записать его, не глядя в учебник (тренировка зрительного и

тактильного каналов). Затем проверить правильность, сверяя с тем, что написано в учебнике (проверка зрительного канала). Подобная тренировка приведет к тому, что все дети будут развивать слабые стороны. Задача учителя в данном случае – не подгонять детей, а учить с возможной для каждого скоростью, возможно делая акцент на одном из этапов освоения грамотного письма.

Методические рекомендации леворуким детям в овладении навыком  письма.

1. Необходимо обеспечить специально организованное рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
2. Не следует требовать от левши  правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
5. Желательно выполнение  специальных упражнений, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
6. Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
8.Научить его правильно сидеть за столом. Для правильной позы при письме необходимо:
-сидеть прямо;
-опираться спиной на спинку стула;
-не касаться грудью стола;
-ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
-туловище, голову, плечи держать ровно;
-обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

9.Научить правильно держать тетрадь. Ребенок должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое.

10.Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:
- Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

- Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким ребенком, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.
11.Ребенка, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:
1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).
2) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
3) образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.

12.Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

13.При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет собой ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове и ошибок на уровне предложения.

14.У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.


15.Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.

16. возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка,где ведущей была бы левая рука.

Заключение.

Почти все леворукие дети не удовлетворены собой, относят себя к «слабым ученикам» и в то же время считают справедливым недовольство родителей. Что же делать им, не верящим в себя и знающим, что и взрослые в них не верят? А что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребёнку не потерять себя?

Итак, первое условие - леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.

Второе условие - не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится.

Третье условие – рациональный режим дня.

Четвёртое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается.

Главная трудность – найти золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ребёнку, доброе отношение к нему.

Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески ему помогать ,тогда он сможет гармонически существовать в праворуком мире.

В заключение хочется с удовольствием заметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути.

 Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей, а по телевидению этим летом активно поздравляли всех телезрителей с Международным днем левшей, который празднуется 13 августа.

Мир без левшей был бы гораздо скучнее и неинтереснее. Левши способны привнести творческую искру и наполнить разноцветными красками самое бесцветное существование. Современный мир все больше начинает понимать левшей, - а это значит, человечество становится мудрее.

 



Предварительный просмотр:

«Методические условия преодоления  дезадаптации  леворуких детей при обучении письму»

  1. Введение. 

II. Основная часть                                                                                    

1. Психофизиологическая структура письма.                                                                                        

1.2. Основные требования к письму.

1.3.Основные этапы формирования навыка письма.                                                        

1.4.Пути преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму.                                                                        

2.Методические рекомендации по обучению леворуких детей.                                                                      

III. Заключение.

                                                                                             

1.Введение.

Леворукость веками остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества  праворукие, а леворукие составляют примерно 15 %, но их количество с каждым годом увеличивается, что подтверждают статестические данные. Левши существовали всегда ,но лишь сейчас за ними оставляют право быть собой, сохранять свою индивидуальность. Но еще 20 лет назад отношение учителей к левшам было строго негативным, педагоги стремились переучивать детей на правую руку, порой прибегая к самым жестоким методам.

К сожалению, в нашей стране нет еще научно разработанной методики обучения письму леворуких  детей. Поэтому левши учатся выполнять учебные действия также. как и правши. Что приносит огромные неудобства ребенку-левше ,ведь даже  прописи ему нужны другие, свет при письме должен падать справа налево, а наклон почерка категорически запрещен. И это только внешние проявления левшества. Если же говорить о внутренних психофизиологических особенностях леворукого ребенка, то здесь отмечается такие особенности: мозг левшей более пластичен, более симметричен. Его легче перестроить на другой режим восприятия. То есть у левши ассиметрия в развитии мозга выражена не так сильно .как у правши.   Это подтверждает тот факт речевые центры левши имеют в обоих полушариях. Тогда как правши в левом.и за развитие речи оно отвечает на 95 %.

Поэтому в настоящее время перед учителями  стоит задача разработать целостную систему методических рекомендаций для успешного обучения детей грамоте. Тема моей работы является достаточно актуальной с точки зрения усовершенствования педагогического процесса обучения и воспитания в начальной школе.

В процессе работы над темой была сформулирована проблема: каковы методические условия преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму?

Из вышеизложенного следует цель работы: определить условия, методы и приемы обучения письму леворуких детей

Поставлены и реализованы следующие задачи:

1.Провести анализ проблемы.

2.Осветить психофизиологические основы возникновения леворукости.

3.Описать проблемы адаптации леворуких детей при обучении письму

4.Предложить методические рекомендации по обучению леворуких детей письму

2.Основная часть.

 Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.

Русское письмо – звукобуквенное. Как правило, принципы обучения письму определяются системой самого письма, а т.к. система русского письма звукобуквенная, то и основной принцип обучения – звуковой, вернее фонематический, а основной единицей обучения является обучение написанию графических элементов (букв). Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения.

Письмо имеет сложнейшую психофиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ и т.п.).

Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создаёт комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый подчерк, медленный темп. В тоже время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

По словам М.М.Безруких, подготовка к письму – это особая система пошаговых занятий. Письмо – один из самых сложных видов человеческой

 деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Безусловно, можно помочь детям избежать серьезных трудностей при обучению письму.

Целесообразно выделить основные требования к письму в подготовительный период – то, чему должен научиться ребенок:

  1. Научиться правильно сидеть (правильная поза, положение тетради или листа);
  2. Научиться правильно держать ручку;
  3. Четко дифференцировать строку (верхняя, нижняя, средняя линии), уметь писать печатные буквы в строке;
  4. Уметь выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв, элементы которых выходят за пределы строки;
  5. Уметь выполнять (писать) основные элементы букв:
  • Вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
  • Овалы;
  • Линии с закруглением внизу и вверху;
  1. Уметь хорошо различать и писать вертикальные (правые и левые) элементы;
  2. Уметь выполнять связные ритмические движения (количество движений в цикле ребенок выбирает сам, темп работы не задается, малыш также выбирает его сам);
  3. Уметь копировать сложные сочетания извилистых линий, например, простейшие иероглифы;
  4. Уметь скопировать простейшую фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;
  5. Уметь различать буквы, написанные курсивом.

В обыденной жизни следует предоставить ребенку самому решать, какой рукой он будет выполнять привычные действия. При обучении письму, опираясь на то, что ребенку удобно, можно предложить осваивать действия сначала удобной рукой, а потом, при желании, - попробовать другой, как в процессе игры. Затем ребенок сам выбирает способ выполнения действия, а взрослый наблюдает за обязательной тренировкой этого действия и его качественным исполнением (которое у разных детей достигается с разной, только им присущей скоростью).

С этой позиции задача взрослого – совместно с ребенком заново осваивать мир, возможно посредством несколько измененного варианта действий. В данном случае можно говорить о том, что рутинное мероприятие – передача знаний с помощью известного стереотипа – превращается в удивительный процесс приспособления к иному видению окружающего, иному ощущению. Этот процесс взаимного обогащения: ребенок получает опыт взрослого, еще недоступный ему самому, а взрослый вновь смотрит на мир взглядом ребенка.

Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы, максимально проявляя свои индивидуальные качества, ребенок не ограничивал ими ни права, ни возможности проявления уникальных качеств других детей и взрослых. Педагог изучает особенности ребенка и далее направляет свои усилия на то, чтобы максимально раскрыть возможности ребенка, использовать те преимущества, которыми он обладает, и нейтрализовать его слабости. С этой позиции стоит поощрять леворукого ребенка относиться к письму как к рисованию. Пусть он срисовывает слова удобным способом, достигая максимальной точности. Возможно позволять ему писать медленнее, но аккуратнее, чуть дольше, чем другим детям. При этом с ребенка не снимается ответственность за качество письма, умение правильно и грамотно писать, добиваться этого путем упражнений.

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о

буквах – графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных), научиться правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы, сохраняя правильную позу, правильное движение руки, правильную траекторию движений и т.п. Одновременно необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, поскольку параллельно с графическим идет формирование орфографического навыка. Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей шести-, семилетнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость статических нагрузок (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звукобуквенного анализа, что создает дополнительные трудности.

М.М. Безруких в формировании навыка выделяет три основных этапа:

  • Первый этап – аналитический, основными компонентами которого являются вычленение отдельных элементов действия и овладение ими, уяснение цели, зрительно-двигательного образа, выделение основных критериев контроля выполнения движения.
  • Второй этап условно назван синтетическим. Этот этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
  • Третий этап – автоматизация навыка. Это этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость. Очень важно знать, что быстрота не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений. Плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.

В тех случаях, когда выполнение движений по какой-либо причине затруднено (например, у детей с отклонениями в развитии моторных функций, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций и т.п.), продолжительность движения и паузы увеличивается, а как раз это и характерно для леворуких детей .

Сейчас на начальном этапе обучения письму задается очень быстрый темп работы, от ребенка требуется высокая скорость письма. В связи с этим нарушается естественный и необходимый механизм качественной реализации действия. Резкое сокращение времени паузы снижает качество анализа и оценки, осознание следующего действия; становится невозможной коррекция по ходу действия, и, естественно, нарушается качество собственно письма. При этом создается эффект нарушений моторики, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций в виде нарушений конфигураций, соотношения элементов, дополнительных штрихов, оптических ошибок и т.п.

В дальнейшем резкое увеличение скорости ведет к искажениям, перестановкам, пропускам букв, характерным уже для нарушений слухо-лингвистических функций. На самом же деле это также связано с резким сокращением паузы, необходимой для звукобуквенного анализа (кстати, в этом и состоит отрицательный эффект безотрывного письма, не позволяющего ребенку отвлечь внимание от собственно написания на звукобуквенный анализ) .

Таким образом, учитывая особенности формирования движений на письме, целесообразно обучение начинать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов и фактически можно «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов. При этом важно, чтобы один и тот же элемент всегда выполнялся одинаково.

Е.И. Николаева считает, что такой поэлементный анализ, на который стоит потратить дополнительное время, позволяет ребенку творчески,

осознанно подойти к конструированию буквы сначала на примере печатного, а потом уже письменного начертания. Можно использовать специальное лото с элементами букв, в каждой клеточке которого – часть буквы (буква может быть разделена на элементы не только по вертикали, но и по горизонтали). Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, их расположение на строке, сочетание и последовательность – первый шаг в обучении.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется каждое движение при написании основных элементов в буквах.

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

  • Нужно специально зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
  • Особое внимание следует уделить направлению письма слева направо;
  • Необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
  • Вместе с ребенком очень подробно разберите инструкцию;
  • Несколько раз выполните движение в медленном темпе;
  • Попросите ребенка «продиктовать» инструкцию педагогу, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
  • Выполните все задания в медленном темпе.

Для леворуких детей правильная инструкция особенно важна, т.к. позволяет использовать вербальный компонент оценки и контроля деятельности.

По утверждению М.И. Лобзяковой ведущее значение имеет усиление элемента осознанности при обучении. Письмо обязательно должно и может быть сформировано только как самостоятельное сознательное действие. Необходимо усилить элемент осознанности в выполнении движений, научить (и учить этому специально) видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, мысленно выделять для каждой буквы ее «клеточку» и располагать в ней букву.

И еще один вывод нужно сделать, основываясь на особенностях первого этапа формирования навыка письма: нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может. Исследования показали, что при инструкции «пиши быстрее» в течении всего первого года обучения скорость самого движения не увеличивалась, а лишь сокращалось время микропаузы, т.е. то время, которое необходимо для осознания движения, закрепления его и собственно формирования навыка. У семилетних детей время выполнения самого движения «убыстряется» лишь со второго полугодия, а значит, в течение всего букварного периода, всего первого этапа обучения при чрезмерной скорости также сокращается пауза между движениями. Ребенок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы, и в результате закрепляются «каракули». Переделать неверный графический навык очень трудно, а в большинстве случаев практически невозможно.

Сложности возникают не просто у леворуких или праворуких, а у тех детей, у которых контроль за движением руки находится в другом полушарии, чем контроль за зрением и слухом. В силу мозаичности расположения различных центров и особенностей раннего развития у большинства детей нет равенства между каналами восприятия. Это означает, что кому-то из них проще воспринимать зрительную информацию, кому-то – слуховую, а кому-то – тактильную.

Отличниками в школе обычно становятся дети с правым типом

профиля и ведущим зрительным каналом. Именно на них рассчитана школьная программа. Более того, читая книги, они запоминают образ слов, а затем на контрольных лишь сверяют этот образ с тем, что пишут. Они могут не учить правила, но писать грамотно. Чтение повышает их грамотность.

На «четверки» и «пятерки» учатся дети, у которых ведущий канал – слуховой. Даже когда они вертятся, их уши воспринимают объяснение. Им можно не учить устные дисциплины, но им не дается русский язык. Они пишут не то, что написано в учебнике, и даже не то, что написано на доске. Они пишут лишь то, что повторяют сами в процессе внутренней речи. А это означает, что они невнимательно смотрят в текст. Произносят его каким-то только им ведомым способом, а затем именно это воспроизводят. Особенно много ошибок у тех детей, которые при чтении пропускают буквы, «проглатывая их», т.к. затем именно их они и не напишут.

И наконец, двоечники и троечники – это дети с левым или смешанным типом профиля, у которых ведущим является тактильный, или осязательный канал. Для того, чтобы что-то понять, им нужно обязательно пощупать и попробовать. Если этим детям удастся пройти сквозь школьную программу, которая вообще не учитывает эту группу детей, то они смогут стать великими физиками и химиками. Эти науки возникали и до сих пор существуют в значительной мере как практические. Чтобы этим детям научиться писать, им безполезно учить правила: они должны писать, писать и писать, пока их рука не научится автоматически делать это правильно.

Учителю, обучая детей письму, не стоит усиливать достоинства и недостатки каждой группы. Можно развивать все каналы у всех детей, обучая их видеть, слышать, чувствовать. Для этого с самого начала необходимо предлагать детям следующую последовательность списывания текстов из учебника. Сначала по слогам нужно прочесть предложение так, чтобы запомнить его наизусть (тренировка зрительного и слухового каналов). Затем записать его, не глядя в учебник (тренировка зрительного и

тактильного каналов). Затем проверить правильность, сверяя с тем, что написано в учебнике (проверка зрительного канала). Подобная тренировка приведет к тому, что все дети будут развивать слабые стороны. Задача учителя в данном случае – не подгонять детей, а учить с возможной для каждого скоростью, возможно делая акцент на одном из этапов освоения грамотного письма.

Методические рекомендации леворуким детям в овладении навыком  письма.

1. Необходимо обеспечить специально организованное рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
2. Не следует требовать от левши  правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
5. Желательно выполнение  специальных упражнений, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
6. Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
8.Научить его правильно сидеть за столом. Для правильной позы при письме необходимо:
-сидеть прямо;
-опираться спиной на спинку стула;
-не касаться грудью стола;
-ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
-туловище, голову, плечи держать ровно;
-обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

9.Научить правильно держать тетрадь. Ребенок должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое.

10.Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:
- Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

- Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким ребенком, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.
11.Ребенка, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.

Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом:
1) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов).
2) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
3) образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
4)образец открывается и проверяется правильность выполнения.

12.Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

13.При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет собой ряд звуков, и несформированность ряда, присущая неправоруким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове и ошибок на уровне предложения.

14.У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.


15.Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка.

16. возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка,где ведущей была бы левая рука.

Заключение.

Почти все леворукие дети не удовлетворены собой, относят себя к «слабым ученикам» и в то же время считают справедливым недовольство родителей. Что же делать им, не верящим в себя и знающим, что и взрослые в них не верят? А что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребёнку не потерять себя?

Итак, первое условие - леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.

Второе условие - не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится.

Третье условие – рациональный режим дня.

Четвёртое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается.

Главная трудность – найти золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ребёнку, доброе отношение к нему.

Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески ему помогать ,тогда он сможет гармонически существовать в праворуком мире.

В заключение хочется с удовольствием заметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути.

 Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей, а по телевидению этим летом активно поздравляли всех телезрителей с Международным днем левшей, который празднуется 13 августа.

Мир без левшей был бы гораздо скучнее и неинтереснее. Левши способны привнести творческую искру и наполнить разноцветными красками самое бесцветное существование. Современный мир все больше начинает понимать левшей, - а это значит, человечество становится мудрее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Доклад «Методические условия преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму»

Разработка системы методических рекомендаций для успешного обучения леворуких детей грамоте....

Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.

«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...

«Методические условия преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму»

В работе произведен анализ проблемы, рассмотрены психофизиологические особенности леворуких детей и паредложены методические рекомендации по обучению данных детей письму....

Методическая разработка конспекта урока по обучению грамоте (письмо) «Письмо строчной буквы т» 1 класс

Формировать умение писать букву т; учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;закреплять написание изученных букв....

Методические рекомендации для педагогов по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях ФГОС.

Методические рекомендации для учителей по созданию оптимальных условий организации учебного процесса при работе с детьми ОВЗ:  ЗПР, РАС,НОДА, УО. Приемы обучения, способствующие активиз...