Материалы к урокам обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

подборка материалов для звукобуквенного анализа, конспекты уроков и презентации по обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Расположи картинки в нужном порядке. Порядковый номер картинки поставь в квадратике.
  2. Составь рассказ.
  3. Выбери нужный заголовок:
  1. Помощники.
  2. Старичок спешит домой.
  3. Чужой беды не бывает.
  4. На катке.



Предварительный просмотр:

На   лугу   и

ромашки

растут

маки      на  

упали

Сани

Капли

куртку



Предварительный просмотр:

Отметь только те слова, в которых звуки стоят в таком порядке:

  1. мягкий

согласный

2)гласный

3)мягкий согласный

4)гласный

мята              чаща              шина              дети           енот        кони

Отметь только те слова, в которых звуки стоят в таком порядке:

  1. мягкий

согласный

2)гласный

3)твердый согласный

4)твердый согласный

5)гласный

опера          ведро              шубка              зёрна          ёжики        зайцы

Отметь только те слова, в которых звуки стоят в таком порядке:

  1. твердый

согласный

2)гласный

3)мягкий согласный

4)мягкий

согласный

5)гласный

6)твердый согласный

зайчик         шесток         мальчик         коньки        клювик       юниор  



Предварительный просмотр:

  1. Отметь правильно написанное предложение.

папа Карло прогнал крысу Шушару.

Папа карло прогнал крысу Шушару.

Папа Карло прогнал крысу шушару.

Папа Карло прогнал крысу Шушару.

  1. Отметь слова, которые правильно разделены для переноса

кро-т                муравь-и                конь-ки

ё-жик                   ук-усы                ено-тик

  1. Отметь правильно написанное предложение.

Утром витя с митей собрались в детский сад.

Утром Витя с митей собрались в детский сад.

Утром Витя с Митей собрались в Детский сад.

Утром Витя с Митей собрались в детский сад.

  1. Отметь слова, которые правильно разделены для переноса

мра-к                  соловь-и                  день-ки

е-нот                   иго-лочка                ур-оки



Предварительный просмотр:

Тема: «Заглавная буква И. Заглавные буквы в именах людей и географических названия. Упражнения в чтении».

  1. Орг. Момент ( на столе – букварь, карточки со схемами слов и предложений, цветные квадраты)
  2. Актуализация знаний

Характеристика изученных гласных и согласных звуков.

  1. Сообщение темы и целей урока

Знакомство с заглавной буквой И.

– Послушайте слова: Ира, Ириша, Ирочка.

– Это разные имена?

– Чем отличаются значения слов? Второе и третье- ласковые

– Запишем схемы этих слов.  т/п стр. 52

– Почему для составления схем использовали линию с уголком? (Имена пишутся с заглавной буквы.)

– А какая заглавная буква понадобилась?

– Что общего у этих слов?  - имена, пишутся с большой буквы, начинаются на звук И

Какая буква нам понадобится для записи первого звука? Заглавная буква И

Напечатайте эту букву.

Какая будет тема урока? Заглавная буква И

Сегодня на уроке письма  мы будем учиться писать заглавную букву И, а на уроке чтения поговорим где еще употребляется заглавные буквы.

А что пишется с большой буквы? сегодня мы узнаем, в каких словах еще пишутся заглавные буквы.

Физкультмиутка.

Я буду называть вам слова. Если слово пишется с большой буквы, вы встаете, если с маленькой – приседаете.

Собака, машина, Москва, Алиса, стол, Аня, тетрадь, пенал, Барбос.

  1. Работа с Букварем стр. 48. Проведем подготовку к чтению

1) Чтение слогов: ( про себя с карандашом – обозначить гласные звуки, зеленым и синим – согласные)

Прочитайте мне столбики слов, в которых буквы обозначают твердые согласные звуки, а потом мягкие.

2) Чтение слов и предложений.

а) – Найдите слова, которые написаны под столбиками. Прочитайте.

– Почему эти слова написаны с большой буквы?

б) – Что записано ниже?

– Прочитайте предложение. Что означает слово Поти?

– Что значит город-порт? (слайд)

в) – Найдите столбик ниже слева. Прочитайте.

– Что мы прочитали: слова или слоги?

– Кто знает, что обозначают эти слова? Может быть, вам подскажут картинки на кубиках. (Если дети испытывают затруднение: Почему слова Ра, По, Пра, Тигр написаны с заглавной буквы?) (слайд)

Река Тигр и тигр. (слайд)

– Сделайте вывод: зачем нужна заглавная буква? (Названия рек, морей пишутся с заглавной буквы.)

д) – Прочитайте первое предложение рядом со второй картинкой во втором ряду.

– Почему слово Тигр написано оба раза с заглавной буквы?

– Составьте предложение по рисунку, так, чтобы было понятно, о каком из тигров идет речь.  (Тигр хочет напиться воды из реки Тигр.)

е) – Вам интересно, что означает слово Ра и почему оно написано с заглавной буквы?

– Кто-нибудь знает? (Ра – это бог Солнца у жителей Древнего Египта; рядом дано его изображение, сделанное египтянами.) (слайд)

ж) – Кто нарисован на двух нижних картинках?

– Прочитайте про себя предложения и скажите, как зовут ребят?

– Покажите, что делает Ира. Сколько раз надо подпрыгнуть?

– Покажите, что делает Отто. Сколько раз надо притопнуть?

– Какие имена в этих предложениях? Как они написаны? Выделите зелёным уголком заглавные буквы.

  1. Чтение текста «Названия русских рек» (с. 49).

1) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие.

– О чём мы будем читать?

– О названиях каких рек? Где эти реки текут?

– Указан ли автор?

– Как вы думаете, почему? (Все тексты, если не указан автор, принадлежат… посмотрите на обложку. (Авторам «Букваря».)

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Большая это река? Почему вы так думаете?

2) Работа с текстом во время чтения. Текст читает учитель с комментарием. Вы будете слушать текст и подчеркивать карандашом название реки, как только увидите его.

– Как реки получили свои имена?.. А у рек есть имена? (Да, это их названия.)

– …Не всегда даже учёные могут ответить на этот вопрос. Почему? (Выслушиваем 2–3 ответа. Продолжаем чтение.) Дело в том, что многие крупные реки были названы очень давно. Учёные считают, что названия Волга, Ока, Кама, Обь, Енисей, Лена обозначают примерно одно и то же: «вода» или «река». (Получили ответ на вопрос?)

А вот названия маленьких рек объяснить чаще всего легко. (Почему?) Например, если в речке водились бобры, её называли Бобровка, Бобриха, Бобрянка или Бобруха. Если хорошо ловились ерши, речку называли Ершовка, караси – Карасёвка и так далее. Получили речки свои имена и по названиям деревьев и кустарников, которые росли по берегам: Ольховка (что росло по берегам?), Калиновка, Калинка (а у этой реки?), Смородинка (догадались?). 

– А теперь попробуйте догадаться, почему речкам были даны такие имена: Ракитовка (разновидность ивы), Голавлинка (от названия рыбы голавль, наверное, много рыбы в реке водилось), Камышовка (от названия птички или от слова камыш), Чёрная.

Проверка первичного восприятия.

– Удивил ли вас текст?

– А что удивило?

3) чтение по цепочке

4) Работа с текстом после чтения.

– Всегда ли можно объяснить происхождение названий рек?

– Прочитайте названия крупных рек.

– Прочитайте названия маленьких рек.

– Прочитайте название, которое вам понравилось.

– Какие ещё названия рек вы можете объяснить?

– Сколько в нашем тексте частей? Как вы это поняли?

– Прочитайте первое предложение 1-й части; 2-й части; 3-й части.

– Какое правило нужно помнить, чтобы правильно писать названия рек?

  1. Подведение итогов

– Когда пишутся заглавные буквы в словах? А в предложении?  Что нового вы для себя узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Дидактические материалы к урокам обучения грамоте по программе "Перспективная начальная школа".

Данный материал поможет учителям при изучении гласных букв и звуков, а также здесь имеются слоговые схемы....

Дополнительные материалы к урокам обучения грамоте.

Материал к урокам обучения грамоте по букварю Жуковой для подготовки детей 6-7 лет к школе....

Дифференциация звуков.Материалы к урокам обучения грамоте.

Данные материалы могут быть использованы на уроках обучения грамоте в первом классе....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Материалы для уроков "Обучение грамоте"

Подборка материалов для звукобуквенного анализа по обучению грамоте....

Материалы к видеоуроку обучения грамоте на тему "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н". 1 класс Миронова З.В.

Материалы к видеоуроку обучения грамоте на тему "Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н". 1 класс Миронова З.В....