Технологическая карта по русскому языку"Склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая карта урока  по русскому языку, по УМК " Перспективная начальная школа". Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку.

Класс: 3

УМК: «Перспективная начальная школа»        

Тема: «Склонение имён существительных».

Автор Байкова Т.А., Малаховская О.В. , Чуракова И. А.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (склонения имён существительных).

Задачи:- сформировать у детей  представление о понятии «склонение»

-формировать умение распределять существительные по трём типам склонения

-формирование умения работать в паре, слушать и понимать речь других

-воспитание положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность

-развитие речи, мышления, памяти, умение планировать и анализировать собственную деятельность.

Тип урока: урок открытия нового

 Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

-Давайте поприветствуем друг друга .

- Подарите свою улыбку одноклассникам. Ведь улыбки располагают к приятному общению.

- Я предлагаю вам произнести девиз под которым мы сегодня будем работать.

- К какому уроку вы приготовились? Проверьте всё ли готово у вас к уроку?

- Посмотрите на доску и подумайте, чем мы сегодня будем заниматься?

- Учащиеся приветствуют друг друга улыбкой.

Произносят девиз : «Мы хотим много знать и уметь!»

- К уроку русского языка.

Проверяют готовность к уроку.

Дети высказывают свои предложения.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р.: развивать умение прогнозировать предстоящую работу

Л.: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На доске записаны слова из упражнения учебника (упражнение 106). (Скала, земля, стекло, поле, дедушка, дядя, руль, стол, лень.)

-К какой части речи относятся эти слова?

-Что мы знаем о имени существительном?

-Как может изменяться имя существительное?

-Разделите эти слова на группы. По какому признаку вы делили?

А на какие группы ещё можно разделить эти слова?(Выявляют затруднение).

- А учащиеся , кто смог поделить

- А давайте проверим правы ли вы?

- Давайте обратим внимание на окончания имён существительных. Выделите их.

- Читают слова на доске.

- Эти слова относятся к имени существительному.

-имя существительное изменяется (по числам ,по вопросам, по родам, одушевлённое и неодушевлённое).

- ( по родам)

Дети выдвигают гипотезы.

Два человека высказали свою точку зрения.

Дети выделяют окончания .

Р.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

 П.: выявление сущности, особенностей объектов; на основе анализа объекта делать выводы

3.Постановка учебной задачи.

-Так чего же мы не знаем об имени существительном? Что у вас вызвало затруднение?

-О чём нам следует узнать?

- Мы не знаем как ещё могут изменяться имена существительные?

П.: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Р.: целеполагание, планирование.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Вы выделяли окончания у имён существительных.

- Какую особенность вы заметили?

-Как вы думаете, почему у них окончания  разные?

- Ответить на этот вопрос, вы сможете выполнив следующее задание: ( работа в паре)измените предложенные существительные по падежам

- Проверка работ коллективно.

- Что вы делали в ходе исследования

- - В русском языке изменение имён существительных по родам и числам называется СКЛОНЕНИЕМ.

-А теперь обратитесь к плакату Летучей Мыши и прочитайте его.

- -Скажите почему мы эти слова распределили на три группы?

-Скажите почему мы эти слова распределили на три группы?

-Как будет называться каждая группа ?

-  Какие существительные относятся к 1-му склонению?

- Ко 2-му склонению?

- К 3-му склонению?

- В словах разные окончания.

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Выполняют задание.

- Изменяли имена существительные по падежам.

Дети читают плакат  Л. М. на стр. 117

Ответы учащихся.

-(1 склонение-1 группа, 2 склонение-2 группа, 3 склонение-3 группа)

- Мужского и женского    рода с окончаниями -а, я- в начальной форме.

- Существительные мужского  рода с нулевым окончанием в начальной форме  и среднего рода с окончаниями.

- Женского рода, с мягким знаком на конце в начальной форме.

Р.: контроль, оценка, умение высказывать своё предположение.

П.: умение структурировать знания, умение извлекать информацию

К.: управление поведением партнёра, умение слушать и понимать речь других, строить речевое высказывание, умение работать в паре.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

- Выполните упражнение из учебника   107 стр. 116.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Что вам необходимо сделать?

- Что вы заметили  в окончаниях?

- Прочитайте на странице 116 плакат Л. М.

- Проверьте действительно ли это так, просмотрите ещё раз сделанную вами работу.

- А теперь выполните упражнение 108.

- Что в этом упражнении нам необходимо сделать?

- Посмотрите какое слово у вас записано в третьем столбике ( III склонение) в упражнении 106.

- К какому роду оно относится?

- А почему оно записано не в том столбике, где другие существительные женского рода? В чём его особенность?

- Выполните упражнение 109 на странице 118.

- Что нужно сделать в этом упражнении?

- Что интересного вы можете сказать об окончаниях этого слова?

- Теперь вы понимаете, в чём особенность изменения по падежам слов III склонения?

- Прочитайте плакат Л. М. на странице 118, в правильном ли направлении мы работали?

Читают задание.

- Просклонять существительные из первого столбика упражнения  106. Выделить окончания и поставить ударение.

- Окончания могут быть ударными и безударными.

Дети читают плакат Л. М.

Дети убеждаются в этом на примере.

Просклонять существительные из второго столбика. Выделить окончания. Поставить ударение.

- Существительное степь.

 - Слово степь относится к женскому роду.

- Ответы детей.

Просклонять слово в единственном числе. Выделить окончание.

Ответы детей.

- Да, теперь мы знаем в чём особенность изменения по падежам в III склонении.

- Да, мы правильно разделили слова на три склонения.

Р.: контроль, оценка

П.: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания,  умения извлекать информацию

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради для самостоятельных работ.

- Выполните упражнение 81 в тетрадях для самостоятельных работ на странице 74 – 75 самостоятельно, чтобы оценить как вы усвоили новый материал.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях и проверяют по эталону.

П.: применять усвоенные знания в выполнении упражнения

К.: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Р.: контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что необходимо усвоить.

Л.: самоопределение

7. Рефлексия.

Д/з с.76 упр.83 С.р.

- Мы сегодня с вами неплохо поработали.

- Достигли ли мы цели нашего урока? - Что мы научились делать?

- Удалось ли нам поработать под нашим девизом?

- Оцените свою работу.

- Продолжите высказывания, которые вы видите на доске.

- Получилась ли у вас работа в паре?

- Цель была достигнута.

- Мы научились делить слова на три склонения и выделять признаки каждого склонения.

 - Да. Мы узнали и научились новому.

Дети оценивают свою работу.

Р.: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

П.: делать выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс

Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся  падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  умений  склонять  имена  прилагательные  женского рода единственного числа, определять их падеж.Задачи...

Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных в единственном числе» (УМК: «Перспектива», 4 класс)

Мои методические разработки:Цель урока: систематизация знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе, закрепление умения правильно определять и графически обозначать окончание прила...